издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Фестиваль не должен повторяться»

Второй фестиваль искусств «Культурная столица» 1 июля завершил свою работу в Иркутске. Его соавторы и организаторы – руководитель иркутского фестивального центра «Байкал-Тотем» Анатолий Борзоненко и советник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» (ГК «ЕвроСибЭнерго»), литератор Андрей Швайкин – уже озабочены тем, какой будет новая «Культурная столица». В интервью для «Конкурента» они рассказали о том, с какими проблемами сталкивается фестивальное движение в Иркутске и как будет меняться «Культурная столица».

– Два года проводится фестиваль. Можно сказать, что вы уже определились с его концепцией?

Анатолий Борзоненко: Концепция и не менялась. Нам очевидно, что есть определённые проблемы в сфере культуры не только в регионе, но и в стране.  Идея организовать посередине России, на месте, где уже есть какая-никакая туристическая инфраструктура, нечто объединяющее восток и запад, где можно создавать новые направления, новые продукты современного искусства, была нами заложена изначально. Мы мечтаем организовать некий Байкальский культурный форум. Но начинать нужно было с чего-то реального. Фестиваль «Культурная столица» – это начало большого проекта. В прошлом году мы хорошо стартанули и привезли в Иркутск уникальные коллективы из Санкт-Петербурга. Это первый город, который отозвался на нашу идею. Но мы не привязываемся к одному Питеру. В этом году приезжали гости из Новосибирска, Москвы. Этот фестиваль открывает большие возможности как для работы творческих деятелей, так и для работы бизнеса и  властей. Не скрою, мы делали немалый  акцент и на картинку, чтобы собрать материал для промо фестиваля. Сейчас работаем с фотоматериалом, делаем буклет.

Андрей Швайкин: Предлагая идею культурного мостика между востоком и западом, мы оттолкнулись от того, что Байкал – творческая созидательная энергия. Уже сейчас фестиваль является мини-форумом, началом большой культурной жизни на Байкале. Поэтому в нынешнем году мы работали в том числе на пропаганду, популяризацию фестиваля, чтобы в следующем году он вновь состоялся, и в расчёте на тех, кто не успел попасть на фестиваль, что-то не услышал. И мы видим: уже начинает помогать сарафанное радио. Одна из фишек фестиваля – открытые площадки, они действовали первые два дня. Все желающие у нас могут показать своё творчество. На фестивале даже заграждений нет ни на одном мероприятии. И доступ к известным людям открытый. Шагин (писатель и основатель творческого объединения «Митьки» Дмитрий Шагин. – «Конкурент») стоял на сцене, к нему подходили, здоровались, с ним сидели на ступеньках; ребята из «Вампуки» (театр-концерт из Санкт-Петербурга. – «Конкурент») выступали с куклами, ребятишки тут же толклись на сцене, творили наравне со взрослыми. В этом отношении мы открыты.

А.Б.: Мы не остановились. В ближайшее время, вероятно, в сентябре, в рамках фестиваля планируем продублировать кинопоказ «Короткий метр» и провести выставку ломографии. Сейчас ведём переговоры с питерским Дворцом конгрессов о проведении выставок и концертов иркутских творческих коллективов. Пока решаем, будет это этнический блок, либо джаз, либо симфоническая группа. Мы стараемся не только привозить сюда интересные коллективы, но и вывозить достойные внимания проекты из Иркутска. Происходит обмен, взаимное обогащение. Знакомясь, артисты, художники создают новые продукты. Есть примеры – ломография. То же самое в направлении стрит-арт. В прошлом году приезжали художники из Петербурга, в этом году мы из Новосибирска ребят позвали нарисовать 3D-изображение. Они очень плотно познакомились с иркутянами, проводили мастер-классы, помогали с оформлением фестиваля. Было интерес­но. 

Творческие дачи – наш ближайший проект, позволяющий известным художникам, не только российским, приезжать на Байкал, работать в мастерских, которые будут созданы в определённом стиле, и оставлять здесь свои работы. Здесь нельзя не сказать о дефиците финансирования: кризис – с этим ничего не поделаешь. По сути, финансово нам помог только один наш партнёр  – «ЕвроСибЭнерго». В этом году не только мы испытали на себе все сложности в работе при минимальной финансовой поддержке – некоторые фестивали просто не состоялись или состоялись в мини-формате. У нас  всё сложилось неплохо, мы провели достойное недельное городское мероприятие. 

– А сколько стоит фестиваль «Культурная столица»?

Сегодня «Культурная столица» ведёт переговоры с организаторами других иркутских фестивалей, отметил Анатолий Борзоненко

А.Ш.: Тут надо понимать, что такое спонсорство и что такое действительно дефицит финансирования. Если говорить о проведении концерта какого-нибудь Стаса Михайлова, который собирает стадионы, понятно, что это стоит очень дорого, как и всё антуражное. И те, кто стремится к такой популяризации, скажут, что «народу было тьма». У нас идея другая. Мы не делаем псевдокультурные концерты, события.  К нам приезжают те, кого мы считаем друзьями фестиваля, люди искусства, люди-идеи. И спонсорство заключается прежде всего в некоем техническом сопровождении всего этого дела, в логистике. Шоу – это не к нам. Но в перспективе организация Байкальского культурного форума, тех же творческих дач – это затратно. Будем заинтересовывать бизнес-сообщество и дальше, не только энергетиков.  Мы готовы работать со всеми. Недавно встречались с банкирами, среди них тоже есть люди, которым наши идеи близки. 

– Получилось так, что в этом году фестиваль проходил с небольшим отрывом от фестиваля по­эзии на Байкале. Нет ли планов синхронизировать фестиваль «Культурная столица» с другими идейно созвучными ему мероприятиями?

А.Ш.: Именно в этой парадигме двигаемся. Центральная идея фестиваля и будущего форума – сращивание направлений, жанров, культур. В прошлом году к нам приезжал единственный в мире роговый оркестр, в итоге дирижёр Иркутского губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш и руководитель рогового оркестра Сергей Поляничко загорелись тем, чтобы совместно записать на берегах Байкала симфонию Козловского, специально написанную под роговый оркестр. Сходите на выставку ломографии – увидите два совмещённых города: Петербург и Иркутск. Думаю, мы движемся к тем временам, ко­гда у нас будут зарождаться уникальные по идее и форме совместные культурные пласты. Мы вовлекаем творческую среду, любые поэтические творческие направления. Первые два дня на площадках фестиваля у нас и поэты работали, и чтецы. Будем только рады, если к нам присоединятся творческие коллективы или даже целые фестивальные движения. При этом мы не претендуем на их бренды. Зачем? Мы говорим: пусть будут два фестиваля на площадке «Культурной столицы». А в дальнейшем форум, как мне кажется, объединит все эти фестивальные движения. Что, кстати, повысит и качество культуры этаким естественным отбором. 

А.Б.: Сейчас говорим о сотрудничестве с тем же организатором фестиваля «Джаз на Байкале» Сашей Филипповым. Мы готовы работать со многими площадками. Ко мне подходили организаторы других фестивалей. Проблемы с финансированием культурных проектов заставляют людей искать возможности кооперации. Люди видят, что у нас что-то происходит, и идут к нам. Тем более  если смотреть на зрителя – он также прирастает. Не сразу, конечно – он присматривается, приходит и остаётся со своими детьми на каждый мастер-класс или концертное мероприятие. Это здорово.

– Как происходит поиск кандидатов на участие в фестивале? Вы ориентируетесь на свои личные ощущения или участники сами приходят? Как выглядит эта часть фестивальной кухни?

А.Ш.: Первый фестиваль – сто процентов на личных ощущениях. Этот –  пятьдесят на пятьдесят. Мы исходим из того, а что не видел Иркутск? Достойного, разумеется. Поэтому, например, в прошлом году появился роговый оркестр. 

Сегодня в региональной творческой среде нет критического естественного отбора. Многие упиваются своим местечковым статусом, даже не пытаясь соотнести уровень собственного мастерства с тем, что делают в других регионах. Поэтому мы этот форум видим в том числе лакмусовой бумажкой, которая позволит выявить по-настоящему интересную и уникальную местную творческую среду. Как этот отбор будет происходить? Пока не знаем. И в Питер у нас в прошлом году поехали не все. Но декаданс-квартет Анны Климашевской, который в Иркутске, к сожалению, мало знают, поразил питерских слушателей своим исполнением Вертинского. И Максимова на телеканале «Культура» приятно удивил. 

Но в перспективе, конечно, хотелось бы уйти от личных ощущений в отборе участников. Пока не удалось это реализовать, но уже в нынешнем году мы планировали организовать конкурсный отбор тех, кто станет представлять Иркутск в Питере, а то и в мире. Форум должен выкристаллизовывать это всё. Если сюда будут приезжать великие музыканты, художники, литераторы, проводить здесь встречи с читателями, зрителями, к этому уровню люди будут тянуться. 

А.Б.: Здесь нужно больше так называемой «движухи», когда приезжают яркие представители каких-то направлений и показывают, как у них это сработано. Не надо изобретать велосипед. Хорошее притягивает хорошее. У нас сегодня есть наработанные контакты с людьми, которые в Питере, Иркутске создают очень интересные хорошие программы с топовыми художниками.  Многие контакты просто досозрели. Та же Женя Глюкк (руководитель театра-концерта «Вампука». – «Конкурент») вышла на нас случайно. Она написала письмо на указанный на сайте электронный ящик, по счастью, оно не затерялось в спаме. Знакомство было очень интересным. К сожалению, в Иркутск вместе с коллективом «Вампуки» не смог при­ехать Чиграков (Сергей Чиграков, «Чиж». – «Конкурент»). 

А.Ш.: Для нас «Вампука» – шок и открытие! Она уложилась не только в нашу концепцию сращивания жанров и направлений. Ребята отработали семейный спектакль при аншлаге, дети в восторге, взрослые в восторге, а вечером вышли к зрителям уже в качестве рок-музыкантов, хорошо известных в Питере. 

А.Б.: Мы не только хотим показать интересных актёров, художников иркутянам, но ещё стараемся приблизить приезжающих на фестиваль к Байкалу. У них есть возможность увидеть его, немножко узнать его, напитаться его энергетикой.

А.Ш.: Радует, что после участия в «Культурной столице» у людей появляется желание не просто общаться, участвовать в фестивале. Митя Шагин, например, сказал, что хочет вернуться на Байкал с этюдником.

«Центральная идея фестиваля и будущего форума – сращивание направлений, жанров, культур», – говорит Андрей Швайкин

– Если я правильно понимаю, идея продвижения фестиваля для вас актуальна. На каких площадках и каким образом вы собираетесь это делать?

А.Ш.: У нас есть постоянный парт­нёр, но он один. Этого, конечно, не хватает для того, чтобы проект развивался. Сегодня у нас, к сожалению, нет помещения, собственной площадки, на которой мы могли бы в течение года проводить свои мероприятия. Наверное, нам пора уже говорить о статусном государственном партнёрстве. В конце концов, мы работаем на репутацию страны. 

А.Б.: Перед нами стоит масштабная задача – создать новую базу для работы творческих коллективов, музыкантов, поэтов и переформатировать сознание горожан. Ведь современное искусство может создаваться везде, не только в крупных городах. Важно понять, что это является определённой формой самовыражения людей. Движение в этом направлении возможно при условии объединения творчески заряженных людей, различных структур, в том числе персоналий из бизнеса и власти. Тогда появятся и новые концертные залы, и галереи, разнообразные арт-пространства. Город преобразится, и люди будут возвращаться в него снова и снова, чтобы созидать. У Иркутска появляется новый имидж – «Культурная столица».

А.Ш.: Площадки, конечно, нужны на Байкале. Иркутск – это лишь ворота. Я, например, вижу большой концертный зал, культурный центр с видом на озеро, где выступает великий оперный певец, оркестр, именитый художник устраивает премьер-выставку. Именно отсюда начинаешь видеть и Байкал, и Иркутск, и всю страну.   

А.Б.: Ещё на первом фестивале мы хотели сделать красивый проект «Музыка на воде». Это и 3D-изображения, и мэйпинг – то, что будет действительно феерично и неповторимо, что непременно запомнится и, возможно, станет одной из визитных карточек Иркутска, как «Алые паруса» в Санкт Петербурге. Этот проект дорогой, но сегодня мы говорим о нём уже на уровне областных и федеральных властей, на уровне крупных бизнес-структур. Машина закрутилась.  

– Пока вы пробросили мостик в сторону запада, а есть ли какие-то интересные контакты, проекты с базирующимися на востоке коллективами? Появятся ли они на третьем фестивале?

А.Б.: Когда мы говорим о востоке страны, меня больше всего вдохновляет тема этники. На Камчатке очень интересный фолк. Он интересен в Бурятии, Тыве и  Якутии. У нас ведь и Корея, и Китай, и Монголия  под боком. На базе нашей «Культурной столицы» уже давно мечтаю создать этнофестиваль типа «Дикой мяты».  

Сейчас  самое время приступать к подготовке третьего фестиваля. Во многом его программа зависит от наличия денег. Вот мы сейчас работаем на уровне министерств Иркутской области, Российской Федерации, стараемся заинтересовать чиновников, получаем обратную связь. Спасибо, кстати, Виталию Барышникову – его небезразличие помогло решить многие вопросы, буксовавшие в городе. Работаем с бизнес-структурами. Готовим буклет, чтобы потенциальные спонсоры видели, что такое наш фестиваль. Интересующихся много, но нам нужны заинтересованные. И у меня есть на­дежда на то, что, может быть, нам удастся в 2016 году показать «Музыку на воде». 

А.Ш.: Раньше мы говорили о сращивании направлений, наверно, пришло время говорить вообще о трендах культуры, а это значит: фестиваль не должен повторяться. Сегодня мы уже видим, что способны привезти имена, известные на весь мир. Они нас поддержат. А вот куда привезти – вопрос серьёзный. Найти ресурсы, чтобы в формате второго провести третий фестиваль «Культурная столица», можно. Но если развивать проект действительно в векторе государственной политики, репутации России – это задача большая и общая. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры