издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«В Новый год весь микрорайон собирался на площади под елью…»

«Сибирский энергетик» посмотрел на Академгородок глазами известного иркутского географа

Леонид Корытный – учёный с мировым именем. Доктор географических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, председатель Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Судьба его оказалась связана с Иркутском сразу после географического факультета Ленинградского государственного университета. И в трудовой книжке значится всего одна запись – Институт географии. Родной институт, да и весь Академгородок, строился на глазах Леонида Маркусовича Корытного. И некоторые деревья в этом замечательном местечке посажены его руками.

40 лет по одним ступенькам

Командировки по России и за рубеж, экспедиции, научные конференции – жизнь большого учёного обычно наполнена интересными событиями. Но всегда Леонид Корытный возвращается в родной Академгородок, где живёт уже 45 лет. Институт географии наряду с Институтом солнечно-земной физики «открывают» микрорайон, за ними простирается знаменитый академовский лес.

– Леонид Маркусович, по этим ступенькам вы уже сколько лет поднимаетесь?

– Столько, сколько эти ступеньки и сделаны, то есть 40. В Иркутске я живу 45 лет, наш институт до 1975 года был в центре города, на углу улиц Киевской и Карла Маркса. До этого там располагался Сибирский энергетический институт, в 1966 году для них построили своё здание, они переехали на левый берег Ангары, в Академгородок. А мы заняли их место, причём это было сделано ночью, самовольно, потому что горисполком не давал нам разрешения. Алексей Васильевич Белов, почётный гражданин Иркутска, который до сих пор работает в нашем институте, – свидетель тех времён. Ну а сам Институт географии был создан в 1957 году, реально сформировался же в 1959. В 1971 году был заложен первый камень для нового здания, 4 года оно строилось. В 1975 году был построен лабораторный корпус, через год сдали блок общего назначения. Посмотрите, вот на фасаде института запечатлены имена наших знаменитых директоров – Сочавы, Воробьёва, Антипова.

Перед институтом географии растут голубые ели, они были посажены в тот год, когда он был сдан. «Много лет подряд перед Новым годом мы их охраняли, дежурили круглосуточно, – улыбается наш герой. – Несколько ёлок нам не удалось сохранить, но большинство мы отстояли. Сегодня на эти 40-летние деревья никто уже, конечно, не посягает».

Академгородок был построен интересным образом – на одной стороне его располагаются жилые дома и вся инфраструктура, на другой – девять научных институтов, а за ними – лес.

– Это наш лес, сюда мы в молодости ходили с детьми, сейчас приходим уже с внуками. На эту территорию многократно покушались, но мы всегда её ревностно отстаиваем. Такие неприкосновенные зелёные зоны непременно должны быть в городах. Здесь у нас место для лыжных соревнований и кроссов, появилась и горнолыжная трасса.

На въезде в Академгородок стоит корпус географического факультета ИГУ, метрах в двухстах от него – китайский ресторан, в этом здании в 1975 году был столовая университета:

– Я там ночами работал сторожем и писал кандидатскую диссертацию. А на факультете днём читал лекции, началась моя педагогическая стезя. И несколько лет моя жизнь проходила в этом треугольнике – столовая с ночными дежурствами, географический факультет и Институт географии.

Большинство из нас связаны наукой о Земле 

Площадь –- центральное место Академгородка. В советские годы в новогоднюю ночь здесь собирался весь Академгородок, такая была многолетняя традиция

Жители Академгородка шутя и любя называют свой микрорайон деревней – многие друг друга знают, люди живут здесь поколениями. История создания Академгородка уходит в середину прошлого века:

– В 1949 году было принято решение о создании Восточно-Сибирского филиала Академии наук. Филиал занимал много различных помещений в городе, в 1957 году было решено открыть Сибирское отделение АН СССР. В Иркутск приехала делегация из Москвы, был интерес сделать в столице Приангарья главный центр всей сибирской науки. Но тогдашний секретарь обкома партии Банников сказал: «Нам этого не надо». Если бы его решение стало иным, Иркутск сегодня был бы развит на уровне Новосибирска. Но этого не произошло, хотя Иркутский научный центр сейчас – второй по значимости в Сибири. Первые здания нашего Академгородка стали строить на левом берегу в 1963 году. Сначала был сдан Институт органической химии, вторым стал Сибирский энергетический институт, затем начали воздвигать и другие институты, последним был построен Институт динамики систем и теории управления. На другой стороне микрорайона появились первые дома, Академгородок постепенно прирастал. Когда я приехал сюда в 1970-м, микрорайон только начинал строиться. Из институтов стоял только Институт солнечно-земной физики, мимо которого мы сейчас идём. Здесь старшим лаборантом десятилетия проработала моя жена – в оптической группе, что делала и делает огромные зеркала для наших телескопов. Кстати, на этом институте выбито самое крупное название института в мире, его видно даже из космоса. Последним в этой группе построили лимнологический институт, а до этого лимнологи «квартировали» у нас. 

Мы идём привычной для профессора лесной тропинкой от рабочего места к жилому массиву. Почти все сотрудники институтов, расположенных рядышком, выбирают этот путь по дороге на работу и домой.

– Как вы можете объяснить такую преданность профессии, одну запись в трудовой книжке?

– Многие выбирают профессии на всю жизнь. Когда мне после диплома предложили поехать в Сибирь, я сразу согласился, для географа это были любопытные места. Приехал, прижился, многое здесь сделано с моим участием, мне это приятно. Работа интересная, и люди в институте тоже по большей части интересные. В Академгородке 9 институтов академических – многих сотрудников я знаю всю жизнь, мы вместе на мероприятиях, научных заседаниях, на лыжне. Конечно, кто-то уходит навсегда, каждый год кого-то провожаем и тогда уже встречаемся на похоронах.

– Чем сегодня живёт ученый Корытный?

Двор дома, где живёт Леонид Корытный.
Академгородок славится своими зелёными насаждениями

– Недавно осуществились два проекта, которыми я горжусь особо. Это «Экологический атлас бассейна озера Байкал», издание переведено на английский и монгольский языки. Ценность его в том, что подобный атлас ещё не выпускался – 145 карт, перечислены полностью все факторы, влияющие на экологическую обстановку в бассейне и самом озере. Это развёрнутая иллюстрированная энциклопедия всего нашего региона. Наш атлас – заказ Глобального Экологического Фонда, деньги на него выделены международными организациями. Второе уникальное издание – шеститомная серия «Географии Сибири в начале XXI века», три тома уже вышли. Это тоже большая работа нашего института и моя в значительной степени.

Четырёхэтажка на остановке «Больница Академгородка»» близ основной дороги – памятное место для семьи Корытных. Именно через это здание по адресу Лермонтова, 281 в советские годы проходила вся учёная молодёжь, потому что здесь располагалось аспирантское общежитие. В большом холле, где сейчас магазин, стоял телевизор и молодые аспиранты все вместе смотрели хоккейные матчи Россия–Канада. Сюда семья принесла новорожденного первенца, здесь Корытные прожили три года. Тогда молодёжь со всей страны могла приезжать в Иркутск писать диссертации и жить в этом общежитии. Сегодня такой поддержки молодых учёных нет. После семья трижды получала жильё – однокомнатную квартиру, затем двухкомнатную, а после и «трёшку». Всё – близ школы № 19 и школы искусств, не так давно выстроенной в микрорайоне. И вблизи так называемых профессорских или «сливочных» домов – квартиры в них в советское время давали сливкам научного общества, таких домов в Академгородке несколько.

В последние годы микрорайон прирастает новыми домами.
А вот школ по-прежнему две, хотя население значительно выросло

– Долгое время музыкальная школа блуждала по всем помещениям Академгородка, наконец, для неё построили собственное здание. Я, как член Президиума ИНЦ, тоже утверждал этот план. В новой школе искусств училась старшая внучка Маруся; она стоит рядом с 19-й школой, которую окончили мои дети. Школу сдали как раз тогда, когда пришло время сыну идти в первый класс. Но сегодня для Академгородка отсутствие ещё одной школы – это огромная проблема, детей стало в разы больше.

– А вот и мой дом, – продолжает учёный, указывая на серую пятиэтажку. – Много лет назад мне сказали: «Выбирай квартиру сам». Этаж мы с женой определили сразу – второй считается самым лучшим. В 80-е сегодняшняя улица Мелентьева была пустой, из окон был вид на Ангару, мы эту квартиру и выбрали. Надо было предвидеть, что район строится, здесь быстро встала большая девятиэтажка. Так что видом на Ангару я из своих окон любовался недолго.

На Институте солнечно-земной физики выбито самое крупное название института в мире, его видно даже из космоса

У Академгородка два несомненных преимущества – камерность и компактность. В пределах микрорайона можно найти всё, необходимое для жизни (разве что кинотеатра до сих пор нет). И преданность своему родному району порой проявляется в мелочах – например, наш герой уже более 40 лет стрижётся в одной парикмахерской, заказывая одну и ту же «канадку». Парикмахерская расположена на площади – это центральное место Академгородка. Все эти годы она не меняется и вряд ли это можно назвать достоинством (проект её реорганизации уже готов, но когда он будет воплощён в жизнь, неясно).

– Эта площадь для всех нас, старожилов микрорайона, очень дорога. Вот эту высоченную ель под Новый год до сих пор украшают игрушками и гирляндами. В годы моей молодости в новогоднюю ночь здесь собирался весь Академгородок. Все друзья, знакомые друг друга поздравляли, обнимались. Дети катались с горки, которую до сих пор заливают каждую зиму. Мы по старой памяти тоже сюда приходим в новогоднюю ночь, праздник обычно отмечаем всей семьёй.

По этим ступенькам профессор поднимается уже почти 40 лет

Завершается наша прогулка возле Института земной коры, где находится большая общая библиотека всего Академгородка.

– Большинство из нас связаны наукой о Земле, разве что кроме сотрудников Института химии. У нас общие проекты и программы, мы стараемся держаться друг за дружку. Формально мы уже не являемся Сибирским отделением Академии наук, но реально все наши традиции, исследования сохранились. В науке нам ещё есть что сказать, приходит перспективная молодёжь, значит, мы будем жить ещё долго. Как и весь наш чудесный уютный Академгородок.

Источник: http://god-zmei.ru/

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры