издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкальские рассветы Галины Новиковой

  • Автор: Ирина ПРИЩЕПОВА

Автор этих строк живёт на Байкале и несколько лет изучает литературно-художественное наследие порта Байкал, влияние байкальской природы на творчество писателей и художников. Накоплен большой интересный материал о творческих людях, связавших жизнь с Байкалом, о произведениях, созданных в посёлке, о прототипах этих произведений – жителях посёлка. Итогом работы является ряд статей, одна из которых посвящена жизни и творчеству художницы Галины Новиковой, которой в этом году исполнилось бы 75. Жизнь Галины Евгеньевны была яркой, полной вдохновенной работы и впечатлений. Полотна этого мастера влекут, лечат душу и никого не оставляют равнодушным.

В фокусе её искусства соединились времена, соединились души, выкристаллизовалось главное – ненавязчивая доброта, сердечный, таящийся в глубине свет и мудрость, понимающая всё, что было и что будет.

Марк Сергеев

Художница Галина Новикова в семидесятые годы поселилась в порту Байкал в пади Щёлка. Эта узкая, глубокая падь змейкой ускользает от Байкала в гору и полностью скрывает дома, стоящие у подножия крутой лесистой горы. Через всю Щёлку бежит, весело перекатывает хрустальную чистую воду звонкий  родничок.  «Как точно местные жители назвали нашу падь! – говорила Галина Евгеньевна. – И вправду щель. Забежишь в неё – и сразу не видно моря». Падь очень живописна, особенно осенью:  полыхают рябины и черёмуха, ярко и пронзительно-нежно желтеют осины, по-летнему зеленеют сосны и кедры. Галина рисовала эти картины  из своего двора, а то и прямо из окна. Художница очень любила Щёлку, хотя очень мечтала жить недалеко от байкальского берега, каждый день любоваться несказанной красотой озера и бережно, благодарно переносить увиденное на холсты.

Жила она просто. Ранним утром умывалась студёной водой в ручейке, звенящем недалеко от её дома. Затем шла рисовать чудо-Байкал. Вечером общалась с друзьями, коллегами, делилась опытом. Каждого ребёнка считала талантливым и хотела учить местных школьников рисовать.

Галина Евгеньевна была обаятельным человеком, очень живым, артистичным. Даже самый скучный анекдот в её исполнении становился уморительно смешным и незабываемым. С детства любила устраивать театрализованные представления. Ещё совсем маленькой девочкой, живя в деревянном доме на улице Дальневосточной, подвигла ребят своего двора сделать своими руками крохотный театр, где помостом служило крыльцо, а реквизит составляли чурки, чемоданы, предметы обихода и одежда, принесённая из дома. Ставили известные русские сказки. На представления собирались ребята из их двора. Дети, ещё не знавшие телевидения, не избалованные кино, с удовольствием шли смотреть сказки в своём «театральном» дворе. И у себя, в Щёлке, в небольшом дворике, на возвышении, она соорудила импровизированную сцену, где устраивались представления. 

Любила художница шутки, весёлые розыгрыши. Однажды поставила на огороде на видном месте чучело, нарядила его в свои одежды, а сама и её гости находились за забором, невидимые с дороги. Проходящий мимо местный житель махнул рукой и, увидев чучело, крикнул: «Привет, Галина!». В ответ из-за забора раздался весёлый смех. Засмеялся и прохожий.

Галина Новикова. «Портрет старого дома»

С соседями у Галины Евгеньевны сразу сложились добрые доверительные отношения. Она любила общение, а одиночества не выносила, и домик, в котором она жила, никогда не пустовал. На огонёк художницы запросто приходили и приезжали все, кто хотел поговорить об искусстве, посмотреть на Байкал и просто с ней пообщаться. Новикова была очень  ярким, эмоциональным, притягательным человеком, и поэтому с большим удовольствием собирались под крышей её домика как широко известные, так и самые простые люди. Галина Евгеньевна всегда тянулась к людям, и всем с ней было интересно. Она с удовольствием общалась со студентами, которых было много среди гостей, любила поговорить и с бабушками-соседками. Искусствовед Тамара Драница, долгие годы дружившая с Новиковой, сказала: «Галину Новикову любили в порту Байкал, когда её не стало, все её вспоминали. Она там портреты всех бабок и мужиков написала». 

Галина Новикова писала портреты жителей порта Байкал: Анастасии Петровой, Веры и Константина Толстиковых и других. 

Есть три портрета кисти Новиковой, на которых изображён лесник Константин Толстиков. На одной из картин, которая называется «Семья лесника», мы видим Константина Даниловича вместе с супругой Верой Александровной. 

О непростой судьбе близких людей и их дружбе с художницей рассказал правнук Толстиковых Гульков Владислав.

«Мой прадед, Константин Данилович, родился 2 июля 1927 года в городе Иркутске. Семья Толстиковых переехала в порт Байкал в 1936 году.  Здесь Константин окончил школу (в то время в посёлке была только начальная школа), затем два года учился в  школе посёлка Маритуй. Больше учиться ему не довелось: не до учёбы было в то тяжёлое время. Семья голодала, и подросток, работая грузчиком в порту, украл мешок муки. За это он попал в тюрьму на три года (воровавших группами осуждали на 4-5 лет).

Во время Великой Отечественной войны прадед работал кочегаром на пароходе «Байкальчик». 

После войны трудился грузчиком в Иркутске, там женился и в 1949 году он с женой приехал на Байкал. 

С 1954 года работал лесником в порту Байкал. В 80-е годы семья Толстиковых подружилась с Галиной Новиковой и её мужем, Валерием, который какое-то время работал в нашем посёлке лесником, и мой прадед помогал ему в работе. К тому же, дача Новиковой находилась по соседству с домом Толстиковых.

Есть три портрета кисти Галины Евгеньевны, на которых изображён мой прадед. Один из них художница подарила Константину Даниловичу на день рождения. Портрет хранится в нашей семье. У нас есть и другая картина Новиковой, которая называется «Дожди над Байкалом». А картина «Семья лесника»,  на которой на фоне простенького коврика с оленем изображены мои прадед и прабабушка, Вера Александровна, выставлялась во многих городах России.

«Мой прадед был очень добрым человеком. Он любил людей, любил природу, берёг её. Ушёл из жизни он 22 декабря 1993 года.»

Есть много фотографий, на которых запечатлены  Галина Новикова и герои её картин, жители порта Байкал.

Галина Новикова с мужем Валерием (в центре) и героями её картин

Нелёгкой была жизнь Анастасии Петровой. Родилась она в 1919 году в Горьковской области. На Байкал она приехала в 1938 году. Работала на железной дороге, год стрелочницей на железной дороге, 20 лет – сигналистом, затем уборщицей в деревообрабатывающем цехе. Первый её муж, Алексей Бродников, погиб в 1942 году. На руках осталась маленькая дочь Галя. После войны она вышла замуж за  Георгия Петрова, который вернулся с войны с ранениями. У них родились дети: Валентина и Виктор. Анастасия Григорьевна и её муж вели большое хозяйство, держали коров, свиней, уток, кур. Вся жизнь этой женщины прошла в нелёгком труде. Но она умела радоваться жизни, была отзывчивой, доброй, весёлой. И было что-то в её простой жизни и внешности, что привлекло замечательную художницу. И портрет Анастасии Григорьевны стал одной из самых интересных работ в творчестве Новиковой. 

Писала Новикова портреты Михаила Ульянова, Беллы Ахмадулиной, Виктора Астафьева, Марка Серге­ева, бывавших в её домике в Щёлке.

«У Вас есть талант, золотые руки и возможность отразить этот мир. Это ли не счастье?» – сказал ей в письме Михаил Ульянов. Познакомился он с Новиковой, можно сказать, случайно. Ульянов очень любил живопись и старался посещать  художественные музеи во всех городах, где бывал. Увидев однажды картины Новиковой, он затем нашёл Галину Евгеньевну в Иркутске в мастерской на улице Российской. Здесь художница нарисовала его портрет в шубе на фоне медвежьей шкуры. Когда артист увидел портрет, удивился его необычности и сказал: «Меньшиков в Берёзове».

В письмах Михаил Ульянов благодарил Галину Новикову и её мужа Валерия Распопина за чудесные иркутские вечера. «Почему-то, сам не пойму, протянулась какая-то ниточка от Москвы до Иркутска».

«…У нас была Иркутская остановка. Чудная и прекрасная. Если будет желание и время, посмотрите фильм «Последний побег». Там я не пожалел ни красок, ни контрастов. Учусь у Вас».

Михаил Ульянов с женой Аллой Петровной и дочерью Леной побывали на даче Новиковой на Байкале. Здесь им очень понравилось. «Работаем и помним о чудо-Байкале и о прекрасных людях, населя­ющих его берега», – писал актёр по приезде в Москву.

Запомнилось знакомство с Галиной Новиковой и писателю Виктору Петровичу Астафьеву. 29 июля 1978 года он подарил Галине Евгеньевне книгу своих повестей с автографом: «Гале Новиковой с чувством большой радости от знакомства с нею и её чудесным миром, в котором так интересно, хотя и нелегко жить. Слава богу, что есть ещё женщины в сибирских селеньях такие размашистые, вольные и трудовые!»

Трудилась Новикова в порту Байкал много. Тамара Драница вспоминала: «Ни одной минуты она не сидела без работы: на даче в пади Щёлка, на Байкале, на рассвете бежала с этюдником и красками на берег и так до вечера, иногда писала по пояс в ледяной воде».

Конечно, Байкал оказал большое влияние на творчество Новиковой, дал ей массу впечатлений. Много интересного в жизни художницы связано с великим озером. Она, конечно, знала, что Байкал своенравен, очень переменчив и  необъятен и до  конца непознаваем, как Вселенная. Но ей хотелось узнать его, насколько это было в её силе. К тому же, она была женщиной не робкого десятка, крепкая духом и стремящаяся к неизведанному. Художница приобрела надувную лодку, на которой путешествовала по озеру вместе с мужем. А однажды в погожий летний денёк отважилась переплыть Байкал. Как-то в тёплый летний день, когда на море стоял полный штиль, Галина с мужем решили ещё раз переплыть Байкал, принесли лодку на берег, накачали её и готовились отплыть к противоположному берегу. Но тут к ним подошёл Валерий Зиновьев, учёный-фольклорист, который часто бывал в порту, так как здесь жили его родители. Этот замечательный человек тогда не был знаком с Новиковой и её мужем. Увидев их за приготовлениями к отплытию, спросил; «Ребята, вы куда собрались?» «На ту сторону», – показала на Хамар-Дабан Галина. Зиновьев стал отговаривать их от этого рискового предприятия, сказал, что таким тихим озеро бывает перед бурей и что прогноз неблагоприятен. Но его не захотели слушать. Тогда он спросил, исправен ли их мотор. На его вопрос ответили, что иногда барахлит. На самом деле, мотор отказывал частенько. Валерий Петрович решительно сказал, что не отпустит их, пока не проверит мотор. Галина Евгеньевна и её муж терпеливо ждали, когда Зиновьев закончит ремонт. Наконец, он объявил, что теперь мотор исправен. Как впоследствии Галина и Валерий были благодарны этому человеку и считали счастьем, что он встретился им в это утро на берегу!

Почти половину пути (а до противоположного берега 50 километров!) ничто не омрачало путешест­вия, наоборот, чистейшая вода, играющая бликами, такой же чистоты небо, яркое солнце и кругом такой простор и такая красота, что дух захватывает. Только немножко не по себе от осознания того, что под ними толща воды более километра глубиной!

Первый порыв ветра грянул неожиданно и был очень мощным, как это бывает на Байкале. Мигом всё изменилось. В это время и в этом месте сошлись несколько байкальских ветров. Вода стала чёрной, огромные пенящиеся волны стали швырять лёгкую лодку, как соломинку. Небо вовсе исчезло. Пришлось повернуть назад, только от шторма уже было некуда деться. Галина Евгеньевна так вспоминала эту картину: «Со всех сторон я видела только волны и ничего, кроме волн. И даже наверху были волны…» Художница не помнит, как долго испытывал её на прочность Байкал: время остановилось. Такая стихия крушила и более прочные и крупные суда, уносила человеческие жизни. Но Байкал сохранил художницу, открылся неизвестной гранью, подарил новые знания и неизгладимые впечатления.

Фрагмент картины Галины Новиковой «Семья лесника»

На берегу Галина и Валерий долго не могли поверить, что стоят на земле, да и качало их так, как будто они продолжали плыть по волнам, сродни океанским. Когда лодку, незаметную среди волн, вышвырнуло на берег, ребятишки, игравшие неподалеку, бросились в разные стороны. А местная старожилка обругала отважных пловцов, использовав при этом далеко не литературную лексику и заявила, что в такую погоду никто в море не выходит.

Придя в себя, Галина и Валерий вспомнили, что мотор работал, как хорошие часы. А если бы он подвел, то гибель была бы неминуема. И жила с этого памятного дня в их душах благодарность Валерию Зиновьеву, замечательному светлому человеку, к сожалению, рано ушедшему из жизни.

Часто свой день рождения, 12 мая, Новикова отмечала в порту. Однажды в этот праздник на Байкал приехал Марк Сергеев и привёз в подарок типографский лист бумаги с отпечатанным на машинке стихотворением и автографом. Вот содержание этого листка: «Гале Новиковой в день её рождения, 12 мая, отмечаемый ныне на берегу Байкала в солнечный, но буранный день, что соответствует и человеческому, и творческому характеру именинницы».

Своих бабушку и деда, которые никогда не были на Байкале, Новикова нарисовала на фоне портовского осеннего пейзажа. Они сидят на высокой горе, за их спинами – дорожка, сбегающая к Байкалу, внизу плещется озеро, за которым белеют снежные пики Хамар-Дабана.

С полотен Новиковой смотрят байкальские улицы, дома, природа. Многие картины были написаны на земле Байкала: «Радуга на Ангаре», «Байкальские цветы», «Дом лесничего Носырева», «Автографы на скалах», «Порт Байкал. Весенний погост», «Падь Щёлка. Композиция с птицей», «Порт Байкал. Старая школа», «Падь на Байкале» и многие-многие другие. 

Особо хочется сказать о картине «Портрет старого дома». Дом этот был построен в стиле железнодорожного модерна на 80-м километре Кругобайкальской железной дороги, в шести километрах от порта Байкал. Уже по названию картины понятно, что Галина Евгеньевна увидела не просто дом, а его интересную жизнь, необыкновенную судьбу, достойную историю. Некоторые лица привлекают взгляды даже в толпе. Также, как люди, влекут к себе и отдельные дома. К этому дому тянуло и Валентина Распутина, о чём он рассказал в очерке «Кругобайкалка». Писателю, любившему ходить за ягодами в прибайкальскую тайгу, привелось встретить этот  дом, когда тот был уже в преклонном возрасте, дому уже тяжело было высоко держать красивую голову, но он крепился, не сдавался ветрам, снегам и дождям и стойко переносил одиночество. В жаркую погоду дом  дарил свою спасительную прохладу, а в ненастные дни укрывал от ветра и дождя. Хорошо, спокойно было находиться внутри перед тем, как ступить на заповедные тропинки, ведущие в желанные обильные брусникой и голубицей края, и благостно вернуться сюда после многих никем не считанных километров лесного пути, прилечь в доме, чувствуя истому, закрыть глаза в приятной дремоте и видеть отчётливо, как настоящие, ягоды, к которым совсем недавно прикасалась рука. 

Валентин Григорьевич рассказал, как фольклорист Валерий Зиновьев с товарищами подправил дом, сложил печь, дал ему силы жить дальше. Как-то в мастерской у Галины Новиковой Распутин увидел этот дом на холсте «во всей его благородной старости и в нимбе осенней позолоты». Он с большим «воодушевлением, как о родном, родительском, стал о нём говорить», и художница сразу подарила ему картину.

К сожалению, дом, так влекущий к себе, воспетый художниками, ждала печальная участь. Вот как сказал об этом Распутин: «Позднее, вроде уже и отреставрированный, дом сгорел. Сожгли, наверное. Сожгли, чтобы сжечь, так же как мой товарищ не дал ему упасть, чтобы он жил… Много что сожжено на Кругобайкалке из деревянной её красы. Или разобрано на дрова. Варварство любит идти следом за совершенством, и прошлось оно разбойно по всей заповедной дороге». 

Галине Евгеньевне Новиковой всё-таки удалось дать бессмертие дому, который живёт на её замечательной картине.

Несколько произведений художница подарила землякам по Байкалу. Люди хранят их бережно, дорожат ими. Живёт в посёлке память о Галине Евгеньевне.

Теперь дом, оставшийся без хозяев, сиротливо стоит в Щёлке. Он почернел, местами разрушился, окна обшарпались, забор покосился. А в доме ждут хозяйку её вещи: шляпа, журналы, посуда, палитра и крас­ки, неоконченная картина с жарками. Возле домика по-прежнему звенит студёный ручей…

Творчество талантливой художницы Галины Новиковой самобытно, многогранно и велико. Немало успела сделать она в жизни. Было время, когда в мастерской на улице Российской огромными рядами друг на друге стояли картины. Случалось, в них, как в лабиринте, блудила кошка Галины Евгеньевны, и её с трудом удавалось оттуда вызволять. Сейчас картины Новиковой есть в разных уголках земного шара. Хочется, чтобы эти неповторимые работы могло видеть как можно больше людей, чтобы её произведения дарили радость всем. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры