издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Больше идей, чем продуктов»

В минувший четверг в Иркутске в рамках кинофестиваля «Человек и природа» впервые прошёл питчинг молодых кинематографистов. Начинающие режиссёры из Иркутской области, Бурятии и Забайкалья представили свои проекты известным иркутским и столичным мастерам киноиндустрии. Опытные коллеги выбрали среди дебютантов победителей в трёх номинациях – «Документальное кино», «Игровое короткометражное кино» и «Игровое полнометражное кино». Определить лучшие работы жюри было непросто: вокруг каждого проекта разгорались яркие дискуссии, и мероприятие затянулось. Зато молодые режиссёры получили ценные советы и завоевали внимание мастеровитых коллег, готовых оказать творческую поддержку.

«Гораздо выгоднее торговать апельсинами»

«Питчинг – это презентация проекта, создаваемая для привлечения продюсеров и инвесторов. Продолжительность презентации – от одной до пяти минут. Главная цель и задача питчинга – открытая и объективная оценка проекта со стороны». Так позиционируют свою акцию организаторы мероприятия – Иркутское отделение Союза кинематографистов России и молодёжный центр Союза кинематографистов России. 

– Провести питчинг – наша давняя мечта, – рассказывает координатор мероприятия, руководитель регионального отделения молодёжного центра Союза кинематографистов России Юрий Яшников. – В Москве молодёжный центр Союза кинематографистов России провёл уже пять питчигов дебютантов. Мы хотели сделать такое мероприятие в Иркутске ещё в начале лета, во время стратегической сессии по созданию концепции развития кинематографа и его производства в Иркутской области. Но поняли, что с двумя масштабными мероприятиями нам не справиться одновременно, и решили развести их. Тут же возникла идея провести питчинг в рамках фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа». 

Сайт Первого Байкальского питчинга – «кинопитчинг.ру». Там и во всех социальных сетях, где представлен Союз кинематографистов, на сайте молодёжного центра Союза кинематографистов было размещено объявление о том, что любой желающий может представить свою заявку. Были опубликованы рекомендации и указан формат, в котором эта заявка должна быть отправлена. «Не могу назвать количество поданных заявок, потому что отбор проходил в Москве, – отметил Яшников. – Мы решили так сделать, чтобы свести к минимуму возможность предвзятости жюри».

Заявки участники составляли в текстовом формате. Они должны были подготовить название, теглайн – слоган – и синопсис – краткое содержание сценария будущего фильма. В итоге в каждой номинации было выделено пять проектов, авторы которых получили возможность представить свои работы экспертному жюри – мастерам кинематографа, которые были приглашены для судейства фестиваля «Человек и природа». Сами проекты находились на разных стадиях. Одни участники лишь разработали идею фильма, другие трудились над сценарием, а третьи завершили съёмки и пришли 24 сентября в «Молчановку» на питчинг для того, чтобы найти людей, готовых обеспечить прокат. Так поступил автор проекта детского приключенческого фильма «Байкальские каникулы» Артём Бурлов. На его счету нашумевшие в Иркутской области и Забайкалье комедии «На Байкал» и «Буузы». Специалисты из экспертного жюри решили, что проект Артёма Бурлова уже состоялся и для других участников он может стать примером того, как успешно снять кино в регионе. К тому же кино для детей – забытый в российской киноиндустрии жанр, который необходимо возрождать. Член экспертного жюри PR-директор сети кинотеатров «Баргузин» Марина Левинсон отметила, что вскоре иркутяне увидят «Байкальские каникулы» в кинотеатрах города.

В качестве тренера и модератора питчинга организаторы пригласили заместителя председателя правления молодёжного центра СКРФ, ведущего продюсера кинокомпании «Амедиа», сценариста, шоураннера нескольких сериалов, преподавателя факультета продюсерства и экономики ВГИК им. Герасимова Олега Богатова. Известный кинематографист прибыл в столицу Восточной Сибири на добровольных началах. 

– Я бываю в разных городах, на фестивалях и питчингах в Мурманске, Ярославле, Калининграде, Санкт-Петербурге. Сам являюсь одним из организаторов крупнейшего питчинга страны – «Питчинга дебютантов». Организаторы Первого Байкальского Питчинга попросили приехать и помочь провести мероприятие и тренинг. «Почему бы не поддержать молодое киносообщество Иркутска?» – подумал я и прилетел на фестиваль «Человек и природа» по приглашению Молодежного центра Союза Кинематографистов Иркутской области, – рассказывает Олег Богатов. – На питчингах люди чаще находят не инвесторов, а партнёров. Инвестиция в кино –  это очень условная вещь. Кино – малорентабельный бизнес. Гораздо выгоднее торговать апельсинами. Но если у опытного продюсера есть ресурсы: съёмочная техника, хорошие сотрудники, локация, – он может поделиться этим с молодым автором. Начинающие режиссёры получили от опытных мастеров как творческую поддержку, так и организационную – кто-то готов помочь с оборудованием, съёмкой, поиском творческой группы. Это большой плюс для работы над первыми проектами. Несмотря на то что питчинг в Иркутске проводится впервые, сразу заявлен высокий уровень. Ребята тщательно готовятся, репетируют. Здесь очень представительное жюри, которое может компетентно оценить проекты. Но было представлено больше идей, чем продуктов. Многим авторам нужно перевести идейный этап в фазу сценария. Надо знать, что ты хочешь снять, тогда станет понятно, когда включить камеру.

«Надежда не должна быть задушена»

Победители в разных номинациях получали не дорогостоящие, но полезные призы: сертификаты на прокат съёмочной техники, интерьерную съёмку в кафе и билеты в кинотеатры – прежде чем снимать свой проект, нужно ознакомиться с большим кино и ориентироваться на лучшее. В номинации «Документальное кино» победил проект режиссёра видеостудии «Стаханов» Василия Медведева «Байкал: последняя капля». Фильм предупреждает о критической экологической ситуации, сложившейся вокруг озера, и рассказывает о путях её разрешения. Василий Медведев собирается организовать съёмочный процесс как хронику исследовательской экспедиции РАН на одном из кораблей байкальской флотилии. Учёные вместе со съёмочной группой обойдут весь Байкал вдоль береговой линии и детально изучат экологическую обстановку. Режиссёр считает, что по стилистике фильм можно назвать байкальской версией проекта «Подводная одиссея команды Кусто» с элементами журналистских интервью с экспертами, представителями власти и местными жителями. Олег Богатов заметил, что в номинации «Документальное кино» у Василия Медведева самая законченная и продуманная работа.

Члена экспертного жюри, сценариста, актрису, режиссёра, преподавателя ВГИК Светлану Музыченко покорил проект «Байкал: последняя капля».

– Хочу выделить работу иркутского режиссёра Василия Медведева, – говорит она. – Проблема экологии Байкала действительно мучает его и не даёт спокойной жизни. Думаю, найдутся местные спон­-

соры, которые ему помогут. Среди жюри не было равнодушных людей. Мы вели горячие споры. Если участники будут обращаться за какой-то помощью, мы всегда открыты для них. Я переживаю за то, чтобы работа над фильмами не остановилась. У ребят горят глаза. Надо, чтобы они не потухли. Хочу, чтобы те, от кого это зависит, понимали меру ответственности – они дали людям на­дежду. Эта надежда не должна быть задушена.

Над проектом одного из участников питчинга, молодого журналиста Александра Говорина, взяла шефство кандидат культурологии, профессор кафедры режиссуры кино, телевидения и мультимедиа НОУ ВПО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР)», преподаватель Иркутского филиала ВГИК  Татьяна Шеметова. 

– Такое мероприятие для Иркутска и для региона – это большой прорыв. Во всём мире питчинги – это первейшая возможность о себе заявить и себя показать. Там жюри замечают талантливых людей, в которых можно вкладывать деньги, раскручивать, делать хороший продукт на медиарынке. Здесь таких людей я пока не заметила, но есть ребята, которые заинтересовали меня. Впечатлена проектом Александра Говорина «Счастье и горе людей подлеморья», – признаётся Татьяна. – Автор захотел пройти по участкам Байкала и посмотреть, как там живут простые люди. Мне кажется, чтобы люди сопереживали друг другу и были сопричастны к проблемам других, мы должны видеть на экране обычных героев не из нашего круга и не из нашего города. На Байкале живут настоящие люди: они не испорчены цивилизацией. В чём-то они наивные, но зато искренние – этому нужно учиться. Я буду сотрудничать с Александром. Его задача – найти героев и предоставить их профайлы. Моя задача – помочь ему выстроить сценарий, посодействовать в продвижении фильма в прокате. Если этот проект состоится, то студенты ВГИК безусловно увидят его в нашем местном кинозале и мы устроим обсуждение. Мы сделаем всё возможное, потому что это единственная реальная, быть может, наивная, но искренняя идея, которая прозвучала на питчинге».

Один из двух победителей в номинации «Игровое полнометражное кино», бывший автор команд КВН, видеодизайнер Михаил Прокопьев, представил на суд жюри проект, реальность воплощения которого в Иркутске вызывает большие сомнения. 

В качестве тренера и модератора питчинга организаторы пригласили Олега Богатова

Свой будущий фильм в жанре нео-нуар Михаил собирается назвать «УбийствоЭтоИскусство». По сценарию, над которым сейчас работает начинающий режиссёр, циничный следователь пытается поймать серийного убийцу, который в своих преступлениях использует социальные сети и в них набирает невероятную популярность. Действие начинается с того, что следователь приступает к раскрытию убийства молодой девушки. Убийца воспользовался телефоном жертвы, сфото­графировал труп и выложил в социальные сети от её имени с хэштегом «УбийствоЭтоИскусство». Интернет-пользователи в недоумении, но эта ситуация находит отклик у группы молодых людей, которые ждут продолжения фотоистории.

– По образованию я экономист, но сейчас работаю на телевидении и впитываю опыт монтажа, атмо­сферы съёмок. До этого момента я снимал только в своё удовольствие и преимущественно в юмористическом ключе. Идея проекта родилась так: я посмотрел фильм «Семь» и решил переделать его на свой лад, – рассказывает Александр. – Мы с моим другом и соавтором Денисом Шишкиным прописали диалоги, осталось сделать раскадровку, найти технику и людей, которые согласятся помочь нам.

В жюри отметили, что молодой режиссёр подготовил яркую презентацию и, в отличие от предыдущих выступающих, доходчиво и с энтузиазмом рассказал о своём проекте. Среди зрителей и конкурсантов проект тоже нашёл отклик – один из участников номинации «Игровое короткометражное кино» после презентации захотел присоединиться к Александру и Денису, чтобы вместе работать над проектом. Михаил Прокопьев и Денис Шишкин говорят, что надеются на помощь специалистов из экспертного жюри и будут обращаться к ним за советами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры