издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Защитники Старой крепости

Туристы, скалолазы, альпинисты, учёные вышли на пикет против разрушения скальника

Около 60 человек собрались в минувшую пятницу в сквере Кирова на пикет. Люди требовали остановить разрушение скальника Старая крепость на Олхинском плато. Лицензия на разработку этого участка принадлежит ЗАО «Дорожник», однако в 2012-2013 годах Западно-Байкальская межрайонная прокуратура в ходе проверки деятельности предприятия нашла ряд нарушений, в результате чего работы на Старой крепости на три года прекратились. Однако на прошлой неделе общественники снова встревожились: они обнаружили, что «Дорожник» опять начал разрушать скальник. К пикетчикам, которые стояли с плакатами два часа, не вышел никто из минприроды, в министерстве сослались на то, что его глава Олег Кравчук находится в Бодайбо и прибыть не сможет.

 «Мы – дети природы»

«Что мы оставим детям, в каком мире им жить? Это нам сегодня предстоит решить. Разобрать скалу несложно, продал камни – деньги в карман. Но попробуй-ка такую красоту создай!» – это обращение украшало один из плакатов пикетчиков. «Деньги кончатся быстро, совсем не заметишь как. А скалы уже не вернуть, совсем никогда, никак!» – взывали к совести другие. На пикет собралось около 60 человек, преимущественно туристы, скалолазы, альпинисты, охотники, научные сотрудники институтов СО РАН. Пришли и пожилые люди, которые знают эти места в пригороде очень хорошо, они ходили в горы ещё 50 лет назад. «Кто мы? – засмеялся один из ветеранов туризма, краевед шелеховского молодёжного экспедиционного клуба «Наследники» Владимир Тракай. – Да обычные люди, мы – дети природы!» Именно он неделю назад направил в Управление Росприроднадзора по Иркутской области обращение с просьбой остановить разру-

шение скальника. «Все заинтересованные люди, которые по­стоянно бывают на этих скальниках, – здесь, – добавляет научный сотрудник Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН Елена Королькова. – Кто-то занимается спортом на скальниках, кто-то – туризмом, кто-то просто выезжает с детьми. Все они обеспокоены тем, что не только Старую крепость, но и 22 других скальника могут спилить. Этот пикет – обращение к МПР, мы хотим знать судьбу Старой крепости и других скальников».  

Напомним, что первая общественная кампания в защиту скальников прошла в 2012-2013 годах, когда ЗАО «Дорожник» только приступило к работам на Старой крепости. Лицензия на добычу гранита была получена в 2007 году от мэра Шелеховского района и утверждена департаментом охраны окружающей среды и недропользования Иркутской области. Как отмечала в своих официальных материалах проверки Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, «поскольку лицензионный участок относился к защитным лесам и добыча полезных ископаемых в нём была законом запрещена». Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области данный участок исключён из границ зелёных зон, после чего Агентством лесного хозяйства области передан в аренду ЗАО «Дорожник». «Дорожник» был вправе работать на участке площадью  3,16 га в 4,5 км к юго-востоку от станции Орлёнок. В 2012 году начались подготовительные работы, тогда-то против и встала общественность. 

– В 2012 году, когда это всё началось, мы вначале писали письма – в МПР, губернатору, заместителю губернатора, в Западно-Байкальскую прокуратуру, – рассказывает Елена Королькова. –  Просили о встречах с общественностью. Нам не то чтобы отказывали, но отписывали, что всё по закону, всё хорошо. Запишитесь на приём, всё будет замечательно. И таким образом нас, грубо говоря, игнорировали. Единственное, в прокуратуре взялись за это дело, потому что мы сами нашли много первичных недочётов в документах ЗАО «Дорожник», это были грубейшие нарушения, которые прокурор увидел и начал проверку.

В официальной информации Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры, опубликованной в ноябре 2012 года, значилось: «В соответствии с проектом освоения лесов проведение на арендованном лесном участке рубки лесных насаждений не предусмотрено. Вместе с тем по результатам выездной проверки с привлечением специалистов Агентства лесного хозяйства Иркутской области, сотрудников Восточно-Сибирского института инженерно-строительных изысканий установлено, что на используемом и охраняемом ЗАО «Дорожник» участке выполнены подготовительные мероприятия для проведения вскрышных работ, проведена сплошная рубка хвойных и лиственных пород деревьев в количестве 64 штук… Своей деятельностью ЗАО «Дорожник» грубо нарушило основные принципы лесного законодательства, предусмотренные ст. 1 Лесного кодекса РФ…». 

Тогда же Западно-Байкальским межрайонным прокурором в органы полиции были направлены материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки лесных насаждений. В июне 2013 года проку-

ратурой внесены представления об устранении нарушений лесного законодательства в адрес руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области и директора «Дорожника». Жалоба ЗАО «Дорожник» о признании незаконной внесённой меры прокурорского реагирования оставлена Кировским районным судом Иркутска без удовлетворения, требования прокурора признаны обоснованными. Деятельность по разработке месторождения была приостановлена. 

– Сейчас мы просто приехали на скалу, а её опять разбирают, – говорит Елена Королькова. – Они не скрывают, что представляют ЗАО «Дорожник», заявляют, что продолжают работать по лицензии. Нам сообщили, что на три года ЗАО приостановило временно свои работы, устраняя недостатки, выявленные прокуратурой. Сейчас всё устранено, и они спокойно вышли. Если три года назад были подготовительные работы – расчистка леса, подходов, то сейчас они всё окончательно вырубили, площадки подготовлены. И они разбирают скалу. Потому мы и вышли на пикет. 

– Три года назад была информация, что «Дорожник» имеет право на глубокую разработку на данной территории, а скалу трогать не может. 

– Да, тогда были именно такие условия по документам, какими они стали сейчас, я не знаю, – говорит Елена Королькова. – Что они там наисправляли в своих документах, что насогласовывали, нас не уведомляли. Я приехала туда сама, увидела – разбирают скалу, мои дети это увидели. Это говорит о том, что правительству Иркутской области совершенно неинтересно, что эти необычные и любимые многими людьми изваяния природы могут быть загублены. 

«Если мы их выгребем, они не восстановятся…»

«На Олхинском плоскогорье таких скальников, как Старая крепость, достаточно много, около полутора-двух десятков, – говорит иркутянин, в прошлом заместитель директора Центра детско-юношеского туризма и краеведения Леонид Стрелюк. – Но дело в том, что практически все они, за исключением Витязя и Идола, то есть наиболее популярных скальников, не имеют иммунитета памятников природы. Старая крепость – прекрасный, удивительный скальник. Если его сейчас распилят и вывезут, будет создан прецедент и завтра будет второй скальник, третий, четвёртый. Потому что они расположены достаточно близко друг к другу. Просто дорогу продлевай и отрабатывай. В чём ошибка? Мы вытопчем газон, завтра его посеем, и он через полгода взойдёт. А горные породы, из которых образованы эти скальники, были образованы несколько миллиардов лет назад. Это протерозой, древние гранодиориты, прекрасные по качеству. Если мы их выгребем, они не восстановятся никогда. И вместо прекрасной скалы, где можно проводить тренировки для скалолазов, просто фотографироваться, отдыхать, будет котлован, заполненный водой. И мы получим в пригороде мёртвую зону с такими ямами». 

– Это такая красота, это удивительный природный памятник, разве можно его разрушать? Он миллионы лет стоял, эту красоту надо оставить детям, внукам, правнукам, – сказала иркутянка, турист Татьяна Горо­дилова,  державшая один из плакатов. – Что там говорят? Куда этот камень пойдёт? Я, например, слышала такую версию, что увозят в Китай, пилят из него бордюры и продают нам же. Ну куда это годится, так обращаться с удивительным местом, которое любят люди!

Леонид Стрелюк считает, что дело не в ЗАО «Дорожник», которое получило лицензию и желает нормально работать, а в недопонимании властей, какие места отдаются под добычу. «Мы тут проводили соревнования по скалолазанию, по ориентированию, просто туристические программы, – говорит Стрелюк. – Ну давайте сейчас всё это угробим! Я сам геолог по образованию и понимаю, что где-то что-то добывать надо, но относиться к этому надо очень осторожно. Кто-то выставил этот скальник на тендер. МПР надо думать, что оно выставляет на тендеры! Когда несколько лет назад на такой же пикет выходил сюда министр МПР Олег Кравчук, разговор шёл о создании природного парка «Витязь», но ничего не сделано, воз и ныне там».

Как уже писал «Конкурент», МПР действительно вело работу по созданию парка и даже объявило конкурс на его организацию. Но тендер выиграло ОАО «Госземкадастрсъёмка» – ВИСХАГИ за счёт более дешёвой цены заявки. В результате проект не прошёл экспертизу и дело заглохло. У пикетчиков свои соображения по этому поводу. Они считают, что такая схема министерством была придумана «специально, чтобы загубить проект природного парка вообще». «Кравчук во всех интервью в 2012-2013 годах говорил, что земли зарезервированы, – сказал один из пикетчиков, назвавшийся Константином. – Потом была эта схема с програвшим победителем, а потом подождали ещё два года, и в итоге Старую крепость снова разбирают без всяких резерваций и тому подобного». 

Исполняющий обязанности министра регионального МПР Олег Кравчук к пикетчикам не вышел. Как сообщили «Конкуренту» сами пикетчики, он позвонил и сказал, что быть не может, так как находится в Бодайбо. Протестующие ждали кого-то из его заместителей, однако и они тоже не захотели пообщаться с защитниками Старой крепости. Активисты намерены обратиться в Общественную палату Иркутской области с просьбой об устройстве общественных слушаний по судьбе скальников Олхинского плато. «Эти слушания обязательно должны пройти с участием наших делегатов, мы будем приглашать туристический и научный слой. Надо решать эту проблему, иначе за Старой крепостью пойдут все другие скальники», – говорит Елена Королькова. «Что такое статус памятника? Он есть только у Идола и Витязя, и то весьма условный, – рассуждает Леонид Стрелюк. – А остальное – просто камни: приходи, разоряй, и всё. Мы угробим пригородную зону навсегда».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры