издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ненадёжная «Охрана озера Байкал»

Общественники и Минприроды ищут виновных в срыве федеральной целевой программы

Строительство так необходимых в акватории Байкала очистных сооружений до сих пор не ведётся из-за самих регионов. К такому выводу пришли в Минприроды РФ. Федеральные чиновники объявили, что из-за несвоевременной подготовки проектно-сметной документации по объектам коммунальной сферы приходится постоянно переносить сроки начала строительных работ. В том числе строительство 46 очистных. Между тем у ОНФ, проверившего реализацию ФЦП «Охрана озера Байкал», к Минприроды появились вопросы.

Как говорится в сообщении пресс-службы ведомства со ссылкой на директора департамента экономики и финансов Минприроды России Сергея Бубеннова, темпы реализации той части программы, за исполнение которой ответ­ственны регионы, вызывают опасения министерства. Как следствие, из-за неготовности ПСД для начала строительства населённые пункты на Байкале до сих пор не обеспечены современными очистными сооружениями и оборудованием по сбору и обеззараживанию отходов. «Минприроды России неоднократно требовало от региональных властей активизировать работы по проектированию и строительству объектов. Выступить же госзаказчиком проектирования и строительства объектов муниципальной и региональной собственности – комплексов очистных сооружений,  полигонов ТБО, мусоросортировочных, мусороперегрузочных станций – Минприроды России не может, так как это противоречит действующему законодательству», – отмечают в министерстве.

Всего за три года на реализацию программы было выделено около 4,8 млрд рублей из федерального бюджета, из которых 576 млн рублей пошли в регионы – Иркутскую область и Бурятию – на объекты коммунальной инфраструктуры. Ещё свыше 950 млн рублей направлено в бюджет Бурятии на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Выполняемые в рамках ФЦП работы проходят ежегодную проверку аудиторами Счётной палаты России. Последняя проверка завершилась 30 сентября 2015 года. По её результатам существенные нарушения, касающиеся расходования средств федерального бюджета, отсутствуют, заявили в ведомстве.

Но с такой позицией не согласны члены «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), которые провели мониторинг выполнения федеральной целевой программы. «Изучение соответствующих госзакупок, которые проводились в рамках программы по линии Минприроды РФ, а также рейды непосредственно в районы, где должны были быть реализованы мероприятия ФЦП, приводят к однозначному выводу, что программа по возрождению озера провалена», – считают в ОНФ.

Активисты отмечают, что в программе предусмотрены мероприятия, не нацеленные на решение экологических проблем Байкала. Среди них – ликвидация последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза стоимостью 2 млрд рублей, проведение работ по демеркуризации (удаление ртути) цеха ртутного электролиза в Усолье-Сибирском – 1,76 млрд рублей, берегоукрепление Иркутского водохранилища – 461,3 млн рублей, а также строительство административно-музейного комплекса «Национальный парк Тункинский» – 37,2 млн рублей. Эти и другие весьма дорогостоящие мероприятия, прописанные в ФЦП, никак не могут повлиять на улучшение экосистемы озера, считают в ОНФ. «С другой стороны, на строительство и ввод в эксплуатацию 13 мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций и 49 полигонов твёрдых бытовых отходов было заложено 7 млрд рублей, из них 482 млн – на 2014-2015 годы. Согласно отчётам о реализации программы, мусоросортировочные, мусороперегрузочные станции и полигоны бытовых отходов так и не построены. При этом рекультивация несанкционированных свалок вокруг Байкала перенесена с 2015 на 2020 год, причём на ликвидацию свалок по программе было заложено всего 34,8 млн рублей. На сегодняшний день уборкой территорий озера и ликвидацией несанкционированных свалок занимаются волонтёрские движения и общественные организации, которые вывозят тонны мусора», – отмечает эксперт группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба ОНФ в Иркутской области Екатерина Удеревская.

Кроме того, на модернизацию и реконструкцию 46 комплексов очистных сооружений, согласно программе, планируется потратить более 11,2 млрд рублей, из них 696,5 млн были выделены в прошлом году и ещё более 1 млрд – в текущем. Активисты ОНФ отмечают, что очистные сооружения, расположенные вблизи озера Байкал, работают нестабильно. Давно запущенные, но не принятые в эксплуатацию очистные сооружения в посёлке Слюдянка являются неработоспособными. В 2014 году между администрацией Байкальского городского поселения и строительно-производственной компанией «Анит» были заключены контракты, направленные на модернизацию и реконструкцию очистных сооружений и систем водоотведения на общую сумму 107,7 млн рублей. «Проведенные «мероприятия» никак не отразились на качестве очистки воды, попадающей в Байкал», – уверяют члены общественного движения.

Кроме того, в ФЦП были включены мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности БЦБК. Стоимость этих мероприятий – 4 млрд рублей. Только разработка ПСД и инженерные изыскания по этому объекту обошлись бюджету в 131 млн. В основу принятого проекта легла технология рекультивации, предложенная одной из немецких компаний. Но в сентябре 2014 года государственную экологическую экспертизу немецкий проект не прошёл, отмечают в ОНФ. Тем не менее уже в октябре 2014 года, по их наблюдениям, Минприроды и Росприроднадзор установили, что представленная ПСД всё-таки соответствует экологическим требованиям. На сегодняшний день бывший пруд-аэратор БЦБК, который должен принудительно насыщать водоём кислородом и создавать течение, покрыт водорослями, а в месте сброса в него сточных вод образуется пена. Вода, накапливающаяся в пруду, пассивно фильтруется через грунт и попадает в озеро Байкал. Подтверждением тому служит обильное зарастание прибрежной зоны водорослью спирогира, которая развивается в местах с повышенным содержанием биогенных элементов, говорится в сообщении общественников.

«Ни о каком эффективном расходовании миллиардов бюджетных средств здесь речи идти не может. О чём говорить, если только на подготовку доклада о состоянии озера Минприроды России ежегодно тратит 2,8 млн рублей, при этом содержание докладов не имеет ничего общего с реальной ситуацией на Байкале?» – отмечают в ОНФ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры