издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Принцип возмещения

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Ущерб от незаконных лесных рубок в Сибирском федеральном округе составил за год 4 млрд рублей. Из этой суммы 3 млрд приходится на Иркутскую область. Прокуратура региона уверяет, что раскрываемость преступлений, связанных с деятельностью «чёрных» лесорубов, составляет 50%. Но счёт суммы, которая взимается в качестве возмещения с преступников, идёт пока лишь на миллионы. Подробности – у «Сибирского энергетика».

Иркутская область лидирует по масштабам незаконной вырубки лесных насаждений. Как сообщил на минувшей неделе депутат ЗС Геннадий Нестерович со ссылкой на председателя регионального правительства Приангарья Александра Битарова, проблема хищения леса обсуждалась в конце октября в Красноярске на координационном совещании регионов Сибирского федерального округа. На заседании была озвучена сумма ущерба от деятельности «чёрных» лесорубов, она составила по всему СФО 4 млрд рублей. Однако большая часть этой суммы – 3 млрд рублей – приходится на Иркутскую область. При этом суммы возмещённого ущерба в общем составляют лишь десятки миллионов рублей.

По официальным данным агентства лесного хозяйства, в 2015 году к уголовной ответственности привлечено 507 «чёрных» лесорубов, по 65 случаям были возбуждены административные дела, общая сумма штрафов составила 235,5 тыс. рублей.

«Возмещённые суммы ущерба, которые ежегодно называет агентство лесного хозяйства, просто смешные, – комментирует Нестерович. – Мне буквально полгода назад попал в руки договор между ГУВД и некой фирмой, которая по этому договору должна реализовывать изъятый у преступников лес. В этом контракте я не увидел, куда потом поступают деньги и сколько их выручается вообще. Судя по всему, никакого тендера для реализации этой древесины не проводится, фирмы выбираются «левые». Все мы знаем, кто у нас в регионе занимается лесом…»

В прокуратуре Иркутской области заверили, что  пресекли эту незаконную практику. По их данным, существовала такая схема реализации изъятой древесины как минимум с 2007 года, тогда в региональную казну не поступало от арестованной древесины практически ничего.

– Сейчас по законодательству изъятая с места незаконных рубок древесина признаётся собственностью государства, распоряжаться ею имеет право только ТУ Росимущества. Договоры, которые ранее заключало ГУВД с фирмами, перекупающими лес, недействительны. Оценка должностным лицам, руководителям территориальных отделов ГУВД уже дана. Насколько мне известно, многие не работают в структурах. Для продажи древесины разработана типовая форма договора, которая исключает  возможность реализовать лес через сторонние организации, – говорит представитель прокуратуры Александр Кремзуков. 

Низкий же объём поступления компенсации в бюджет за нанесённый ущерб связан, по его мнению, с тем, что агентство лесного хозяйства сегодня «принимает все меры, чтобы зачислять ущерб в федеральный бюджет». Хотя в прокуратуре считают, что деньги эти должны наполнять муниципальные бюджеты. В адрес агентства уже поступали от прокуратуры подобные замечания, но пока без результатов.

В целом раскрываемость преступлений, связанных с вырубкой леса, по информации Кремзукова, составляет в Приангарье около 50%. Так, 4 ноября стало известно, что Братский райсуд приговорил к тюрьме главного охотоведа Братского района Сергея Ведерникова и бывшего главу Падунского лесхоза Александра Ведерникова. Они признаны виновными в пособничестве незаконной рубке леса, осуществлявшейся преступной группой во главе с бывшим милиционером Олегом Анияном. Преступники заготовили порядка 450 кубометров древесины. По решению суда «чёрные» лесорубы также осуждены к лишению свободы. С них взыскан нанесённый лесному фонду ущерб – 1,6 млн рублей. Сергей Ведерников и Александр Ведерников приговорены к 2,6 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Олегу Анияну и двум его помощникам назначено наказание 2 года лишения свободы с испытательным сроком 2 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры