издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Внеклассная проза

Процесс создания в регионе федеральной образовательной площадки притормозился

В областном центре дополнительного образования – затяжной управленческий кризис, который, судя по всему, переходит в хроническое состояние. Работники жалуются на слишком жёсткий стиль управления нового начальника, пишут гневные письма во все ведомства вплоть до президента. Руководство, в свою очередь, негодует на тихий саботаж любого управленческого решения со стороны коллектива. А страдают больше всех, как водится, дети. Но самое обидное, что ещё год назад вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец дала поручение создать на базе центра федеральную образовательную площадку. Однако ничего для этого не сделано. И, судя по всему, не может быть сделано – при нынешнем-то положении дел.

Центр дополнительного образования в своей нынешней форме официально существует  с декабря 2012 года. Именно тогда центр образования, который многие иркутяне знают как старую добрую станцию юных натуралистов, или попросту «юннатку», объединился ещё с двумя учреждениями. А недавно в коллектив центра влилось ещё одно структурное подразделение – центр дистанционного образования, который носит соответствующее название – «Дистант». Теперь это крупное областное учреждение, коллектив которого насчитывает около 400 педагогов. Собственно, нынешние проблемы начались как раз с момента объединения. 

Занятия в центре дополнительного образования (ЦДО) идут по десяти разным направлениям. Кроме эколого-биологического, это и археология, и туризм, и гражданско-патриотическое. Действуют летние лагеря, проводятся областные слёты, конференции, выставки. По словам руководителя ЦДО Ольги Буйковой, за год в мероприятиях, которые центр проводит во всех уголках Приангарья, принимают участие более десяти тысяч школьников.  

Федеральное приглашение 

Повышенным вниманием прессы ЦДО пользовался летом 2014 года в связи с  визитом в регион вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец. Вместе с ней приехал  и  заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. А после того, как они уехали,  Елена Осипова, которая в тот период занимала должность министра образования региона, прямо на базе «юннатки» рассказывала журналистам о том, как высоко оценили федеральные чиновники уровень развития эколого-биологического образования в Иркутской области. 

Например, Каганову очень по­нравились методическая база и учебник по байкаловедению для школьников, автором которых является кандидат биологических наук, заместитель директора Байкальского музея Елена Кузеванова. Оказывается, в других регионах такого опыта не хватает, и поэтому Иркутской области предложили заняться развитием темы, чтобы потом транслировать свои наработки на всю страну. В итоге Ольга Голодец дала поручение создать в регионе федеральную образовательную площадку по эколого-биологическому образованию на базе ЦДО.  

Помнится, на той же встрече Елена Осипова заявила, что после приобретения статуса федеральной стажировочной площадки регион может претендовать на  дополнительную поддержку федерального бюджета в рамках реализации  проектов эколого-биологической направленности в образовании.

– Этот проект мог бы стать очень важным, – заметила в телефонном разговоре автор учебного курса «Байкаловедение» Елена Кузеванова. – Действительно, в регионе наработан методический материал, у ЦДО имеется материальная база, которую можно приспособить под круглогодичное использование. Например, летний лагерь и туристическая база в Листвянке. Кроме того, Байкальский музей готов участвовать в проекте, предоставляя свою научную базу и специалистов. Логично предположить также, что создание федеральной образовательной  площадки должно быть обеспечено федеральным софинансированием, что также не будет лишним для региона.  

Но, судя по всему, на этом заявлении дело и застопорилось. Правда, в сентябре нынешнего года в «юннатку» приезжал заместитель министра образования Иркутской области Максим Парфёнов. Он за­явил, что на базе центра будет создан комплекс туристско-краеведческой и экскурсионной работы с детьми «Каштак». Только надо полагать, что краеведческий комплекс «Каштак» не имеет никакого отношения к федеральной площадке по экологическому образованию. Ну, хотя бы потому, что ни один серьёзный проект невозможно реализовать без финансирования. А проект «Каштак» не подкреплён бюджетным финансированием, все работы планируется проводить за счёт спонсоров. Основные надежды возлагают на некую компанию из сферы ЖКХ. Уже  построена беседка и поставлены ворота, но, согласитесь, это не федеральный уровень. 

Тревожные звоночки

Люди более осведомлённые, чем журналисты, давно знали, что всё не так гладко в учреждении доп­образования. Например, в областную организацию профсоюзов работников образования жалобы стали поступать ещё в феврале прошлого года. Обоюдные претензии работников и руководства многочисленны и во многом сводятся к определению «моральный климат в коллективе». Всё, что варится в этом педагогическом котле, в итоге принимает форму жалоб в разные инстанции вплоть до президента,  а также исковых заявлений в суды. 

– В  течение апреля, мая, июня нынешнего года мы  буквально не выходили из зала судебных заседаний, – говорит руководитель областной профсоюзной организации работников образования Валентина Федосеева. – Оказывали юридическую поддержку двум работникам бухгалтерии ЦДО, которые сочли, что их уволили незаконно, и подали иск в суд.  

В результате судебных разбирательств одну работницу восстановили, и она продолжает трудиться до сих пор. Вторая пошла на мировое соглашение с руководством, которое  было предложено стороной работодателя. Женщина получила  компенсацию заработной платы за дни вынужденного прогула и уволилась. 

На этом, однако, дело не закончилось. Примерно в то же время шло рассмотрение дела о компенсации морального ущерба, инициированное руководителем ЦДО в отношении двух работников.  Нет никакого желания повторять упрёки, которые работники привели в письменной жалобе в одну из инстанций и которые обидели руководителя центра. Достаточно будет сказать, что в отношении одного работника требования были удовлетворены, в отношении другого – нет. Руководителя такое решение суда не устроило, была подана апелляционная жалоба на решение суда. Таким образом,  судебная тяжба продолжается. 

– Для системы образования такой иск, мягко говоря, явление нетипичное, – говорит Валентина Федосеева. – За всё время работы в системе я впервые  столкнулась с подобной  ситуацией. 

Собрание примирения

Наконец, в июле 2015 года в министерство образования поступила коллективная жалоба от работников ЦДО, в которой педагоги излагали многочисленные претензии  к руководителю центра Ольге Буйковой и её администрации.  Чтобы разобраться в ситуации, министерство образования устроило проверку в подведомственном учреждении, которая закончилась лишь 25 октября и никаких существенных нарушений в хозяйственно-финансовой деятельности центра не выявила. А 10 ноября состоялось общее собрание коллектива с участием представителей министерства образования, на котором планировалось урегулировать конфликт. 

Нужно сказать, что на собрании были озвучены такие подробности из жизни педагогического коллектива, о которых даже журналисты предпочли бы никогда не знать. Более интересными показались жалобы педагогов на сокращение зарплаты. 

– Уже несколько месяцев зарплата неуклонно сокращается на 500–800 рублей, – заявила одна из педагогов. – Сокращаются стимулирующие надбавки, и мы не понимаем почему. 

Валентина Федосеева напомнила, что в ноябре прошлого года работники уже жаловались на сокращение стимулирующих надбавок. Кстати, после  тщательного анализа ситуации средства на «стимулирку» были найдены. 

– Согласно Трудовому кодексу, профсоюзы могут беспрепятственно прийти к работодателю и провести проверку, – говорит Валентина Федосеева. – Тем не менее в этом году представителей первичной проф­организации и областного комитета не пустили к документам. Может быть, руководитель прав, сокращение вызвано объективными причинами. Но работники не понимают этих причин, политика информационной закрытости  усугубляет ситуацию. 

Очевидно, что руководитель действительно был прав, по крайней мере, по результатам  министерской проверки нарушений в начислении зарплаты не обнаружилось. На общем собрании бухгалтеры постарались объяснить педагогам, почему зарплата стала меньше. 

– Гарантированный оклад, который у вас прописан в договоре, вы все получаете в обязательном порядке, – отметила главный бухгалтер министерства образования Ирина Ефимова. – Всё, что начисляется сверх оклада, – это стимулирующие выплаты, и они могут меняться.  Если когда-то вы получали «стимулирку» 10 тысяч, нужно сказать спасибо. Если 500 рублей – тоже спасибо. 

Самая «лёгкая» версия – о неглас­ном указании сверху срезать зарплату педагогов в связи с кризисом – не нашла своего подтверждения. Согласно объяснениям специалистов, стимулирующие надбавки сокращаются, поскольку в учреждении нет экономии фонда заработной платы. Сам по себе этот факт не является нарушением. По закону стимулирующая часть зарплаты зависит от многих факторов, и в частности от того, сколько баллов  за эффективную работу набрал конкретный педагог в течение конкретного месяца. Неприятно только, что на деле никто из педагогов центра не понимает, сколько рублей «стоит» один набранный балл. Это отметил Максим Парфёнов, поручив бухгалтерии проработать ситуацию. 

Тем не менее большая часть коллектива вовсе не считает, что конфликт исчерпан. 

– У нас работает очень много со­вместителей, – говорит методист ЦДО, по совмещению педагог дополнительного образования, руководитель школьного лесничества Любовь Хилханова. – Люди пытаются подработать разными способами. Например, за 1,5 ставки я получаю 20-21 тысячу рублей. Конечно, нам важна каждая копейка. Но дело даже не в деньгах. Гораздо сильнее нас волнует моральный климат в коллективе. 

Поэтому судебные разбирательства продолжаются. Например, подан очередной иск от члена коллектива, и теперь суд должен разбираться, где же «потерялись» квалификационные выплаты за совместительство. В министерстве  ищут пути решения этого запутанного конфликта. 

– Я давно уже знаю большую часть педагогов, которые трудятся в ЦДО, – говорит Максим Парфёнов. – Знаю, что они обладают высоким потенциалом и могут работать на другом уровне. Но что-то не получается. 

Что-то не получается

Между тем, согласно дорожной карте развития образования, уже к 2020 году 70% детей в нашей стране должно быть охвачено системой дополнительного образования. По данным Минобра, сегодня этот показатель в среднем по России составляет 63%. Конечно, такие цифры звучат обнадёживающе хотя бы потому, что дают надежду на внимание государства к системе в целом. 

Что и говорить, материальная база той же «юннатки» давно пришла в плачевное состояние. Ремонт помещения под зоогалерею в Большом Луге, например, идёт не первый год и никак не завершится. На тот же проект «Каштак» тоже нет денег, хотя там можно сделать райский уголок. Несмотря на необходимость выполнять государственное задание по бесплатному обучению, система дополнительного образования просто не выживет, если не будет смотреть в сторону предоставления дополнительных платных услуг. Но не все за деньги будут ездить на базу «юннатки», чтобы ухаживать за ростками или сажать сосны в школьных лесничествах. Пожалуй, вообще мало кто будет это делать. 

Кстати, после присоединения центра «Дистант» коллектив ЦДО вынужден был перебазироваться в ту самую падь «Каштак», которая находится далеко на окраине. «Дистант», в свою очередь, переехал в здание на улице  Красноказачьей, где располагались кабинеты ЦДО. Впрочем, и эта рокировка произошла не от хорошей жизни. Просто именно в этом здании есть высококачественный Интернет, необходимый для дистанционных занятий с детьми из отдалённых уголков области. 

– Что касается федерального проекта, то речь шла об учебнике по байкаловедению, о научной базе Байкальского музея, о профильных классах в школах и, наконец, об отделе по эколого-биологическому образованию в ЦДО, – говорит Максим Парфёнов. – Но сама по себе «юннатка» далеко не федеральная площадка.

Трезво оценивая ситуацию, просто язык не поворачивается кого-то обвинять в том, что не стартовал в регионе федеральный проект, нет и, наверное, в ближайшем будущем не будет экологической образовательной площадки. Ну невозможно полететь в космос на разваливающейся ракете, управляемой издёрганным экипажем, который думает вовсе не о звёздах. Люди вынуждены думать о том, как бы не потерять и без того небольшие зарплаты, полученные на полутора ставках. В конце концов, звёзды далеко, а дома ждут дети, которых каждый день нужно кормить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры