издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обручила гидроэнергетика

Любовь к профессии положила начало союзу двух сердец на долгие десятилетия

  • Автор: Василий КАСАТКИН

В жизни Николая Кима и Галины Десятовой гидроэнергетика сыграла уникальную роль – она стала интересом, увлечением, профессией для обоих, и она же соединила их души в крепкий семейный союз. Даже сегодня, будучи уже в годах, ветераны Красноярской ГЭС «ЕвроСибЭнерго» Ким и Десятова сохраняют верность некогда выбранному пути, в итоге ставшему для них общим, – не только живут повседневными житейскими хлопотами, но и не скрывают своего неподдельного интереса к трудовым будням родной гидроэлектростанции.

Можно только удивляться, как однажды сошлись жизненные тропинки уроженца Приморья корейского происхождения Николая Петровича и преодолевшей невероятные тяготы фронтовых лет жительницы блокадного Ленинграда Галины Дмитриевны. 

Кима вместе с родными волной сталинских переселений забросило в среднеазиатское колхозное хозяйство под Ташкент. Отучился в тех же краях. В 1956 году окончил Среднеазиатский политехнический институт. Получив гидротехническую специальность, оказался на Кайрак-Кумской ГЭС, построенной на реке Сыр-Дарье в Таджикистане. Там на инженерной должности Николай Петрович отработал до 1968 года.

Галина Дмитриевна решила шагнуть из послевоенной ленинградской квартиры, где её семья ютилась на 18 «квадратах», в самостоятельную производственную жизнь. Выучилась в профильном техникуме, получила специальность техника-механика гидроустановок. Желание учиться было большим. Не останавливало даже то, что из-за специфики выбранная профессия считалась преимущественно мужской. Тем не менее и после учёбы Галина Десятова осталась верной своим помыслам – сама выбрала направление на Кайрак-Кумскую ГЭС. Там проработала до 1968 года: поначалу начальником смены, а затем и мастером турбинного цеха.

Совпадение профессиональных интересов, работа на одной гидроэлектростанции – всё это обернулось для обоих судьбоносным знакомством, после чего с 1960 года Николай Ким и Галина Десятова зашагали по жизни вместе плечом к плечу. Общим стало и решение в конце 1960-х отправиться в Сибирь – на грандиозную стройку Красноярской ГЭС.

– Масштабы проекта эпохи советской индустриализации завораживали. О великой стройке писали газеты, рассказывало телевидение, эта тема широко обсуждалась в обществе. И не под воздействием пропаганды – у людей действительно был большой интерес. Ну разве могли мы с женой, молодые инженеры-гидроэнергетики, оставаться в стороне от таких событий, – с улыбкой вспомнил яркие страницы профессиональной и семейной биографии Николай Петрович. – Дух романтики играл едва ли не главную роль, разжигал желание собственными глазами увидеть исполинскую ГЭС – в тот период самую крупную и мощную в мире. 

В коллектив станции влились быстро – вокруг трудилось много молодёжи, люди источали доброжелательность. 

– Помнится, зима 1968-го была люто холодной, – поделилась сохранившимися в памяти впечатлениями Галина Дмитриевна.– Стоял настоящий сибирский мороз – до минус 40. Пришлось привыкать к климатическим особенностям. Однако мы с супругом ни разу не пожалели о том, что судьба привела нас на Красноярскую ГЭС. Мужу доверили работать начальником смены станции, я трудилась ведущим инженером производственно-технического отдела. По существу, мне и моим коллегам по подразделению довелось курировать освоение поступавшего на станцию нового и во многом уникального оборудования, внедрение сложных технологий, а также рационализаторство. Работа была чрезвычайно интересной. Мы чувствовали неподдельную гордость за принадлежность к такому великому делу, как возведение и промышленная эксплуатация Красноярского гидроузла. Искренно и без сожалений отдавали работе большую часть своего времени.

Николай Петрович участвовал в пусках третьего и четвёртого гидроагрегатов. Дело непростое, крайне ответственное. Чувство романтики уходило на второй план, уступало сосредоточенности, внутренней концентрации. В работе с новым оборудованием требовалось большое внимание. Бывало, «железо» давало сбои.

– Например, первое время при подходе к мощности в 400 мегаватт на обмотках генераторов возникали вибрации. Приходилось тщательно разбираться в каждой нештатной ситуации, выявлять причины и устранять их, – рассказал Николай Петрович. – В итоге все необходимые доработки были успешно выполнены, и в 1972 году Красноярская гидроэлектростанция была принята в промышленную эксплуатацию с оценкой «отлично». 

Галина Десятова тоже знает об этом не из буклетов и учебников. Она сама в тот знаменательный период входила в состав межведомственной комиссии по приёмке станции в работу.

А Николаю Петровичу как-то особенно запомнились дежурные смены на центральном пульте управления (ЦПУ) в конце 1970-х, когда Красноярская ГЭС на протяжении нескольких дней выдавала гигантскую мощность – 5 миллионов киловатт, вращались турбины сразу 11 гидроагрегатов. Такие производственные достижения превращались в громкие новостные сюжеты в газетах и теленовостях. 

– Признаться, свободного от работы времени оставалось не так много. Но даже редкие дни отдыха частенько были связаны с родной станцией. Предприятие выделяло катер, и появлялась возможность прокатиться по волнам Красноярского моря, прогуляться по берегам водохранилища, побродить по чарующим своими красотами таёжным уголкам, – рассказали супруги. – Добрая традиция жива и поныне. Когда предприятие выделяет автобус, водный транспорт, выезжаем летом на базу отдыха «Бирюса». Радует, что сохраняется живое общение с бывшими работниками станции в совете ветеранов Красноярской ГЭС, что о ветеранах не забывает молодое поколение гидроэнергетиков, предприятие оказывает деятельную поддержку. 

Для Николая Петровича, посвятившего гидроэнергетике 44 года трудового стажа, и Галины Дмитриевны, проработавшей в отрасли почти четыре десятилетия, Красноярская ГЭС без преувеличения успела стать вторым домом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры