издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Всегда молодая…»

Как в середине прошлого века «Восточка» отмечала своё 40-летие

  • Автор: Владимир ХОДИЙ, сотрудник «Восточно-Сибирской правды» в 1960–1980-е годы

Через два года нашей газете исполнится 100 лет. Ровно год назад я вспоминал, как праздновался её полувековой юбилей. А роясь после этого в каталогах отдела периодики научной библиотеки Иркутского университета, наткнулся на свидетельство ещё более раннего события – празднования 40-летия «Восточно-Сибирской правды». Этим свидетельством оказалась однодневная, как сказано в её выходных данных, газета коллектива редакции и издательства под названием «Журналист». Отпечатанная половинным форматом на четырёх станицах, да не на обычной серой газетной, а на белой мелованной бумаге, она увидела свет 21 декабря 1957 года.

Большой и славный путь

Сегодня, сообщалось в небольшой передовице «Журналиста», открывается областное собрание рабочих и сельских корреспондентов, посвящённое 40-летию со дня основания газеты «Восточно-Сибирская правда». Цитирую: «За время своего существования газета прошла большой и славный путь. Во всех 11 174 номерах она беззаветно борется за великое дело марксизма-ленинизма, помогает областной партийной организации решать грандиозные задачи коммунистического строительства. Журналисты вместе с многочисленной армией рабселькоров всегда – и в годы социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, и в период Великой Отечественной войны, и в годы послевоенного строительства – стояли на первой линии борцов за счастье народа. Ныне, идя в ногу со всей советской печатью, газета подчиняет свои усилия мобилизации масс на успешное выполнение исторических решений ХХ съезда Коммунистической партии». 

Далее опускаю детализацию этой задачи, а также обязательную в ту пору самокритику («В деятельности «Восточно-Сибирской правды» ещё немало серьёзных недостатков и упущений») и перехожу к размещённым на страницах праздничного издания поздравлениям  юбиляру. Сопровождаемые разными заголовками, в том числе «Всегда молодая», «Верному помощнику», «Пишите ярче», «Нашему юбиляру», они поступили от редакций газет «Правда», «Труд», «Советская Россия», организационных бюро создаваемого тогда Союза журналистов СССР и его Иркутского отделения, десятков других печатных изданий, партийных комитетов, коллективов промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных лиц. Сквозь частокол непременных в подобных случаях пафосных общих слов пробивались и вот такие: «Дружески обнимаю каждого в отдельности и всех вместе. Ваш Георгий Марков, писатель».

Вообще формат праздничных, я бы сказал, одноразовых изданий позволяет даже в самые суровые времена «выполнения исторических решений» остановиться, хотя бы на день забыть о них, расслабиться. Конечно, в специальном выпуске присутствуют и обычные жанры, скажем, репортаж и зарисовка. Но они не о других, как всегда, а о себе, своём коллективе, своей работе – особой и неповторимой. Мне, впервые переступившему порог «Восточки» спустя несколько лет после описываемых событий, приятно узнать на фотографиях лица библиотекаря редакции Риммы Михайловны Брик, машинистки Татьяны Гулиной, верстальщика типографии Михаила Верхозина, печатника Иннокентия Тимофеевича Солдатова. А сколько неподдельного юмора в дружеских шаржах и эпиграммах на впоследствии моих старших коллег Владимира Николаевича Козловского, Евгению Эдуардовну Шварц, Бориса Даниловича Романа, Василия Яковлевича Лысенко, Николая Григорьевича Левина,  Леонида Зосимовича Лившица! 

Или вот шуточные объявления на последней странице:

«Срочно требуется разнорабочий, знакомый с очерком, фельетоном, корреспонденцией, статьёй и т.д. Жилплощадью не обеспечиваем. Стол дадим. Спросить в любое время у тов. Давидсона».

«Вниманию подписчиков газеты «Журналист». Следующий номер выйдет в день 50-летия – в 1967 году. Подписка принимается на десять номеров вперёд». 

«В неограниченном количестве продаются корректорские и проТчие ошиПки. Обращаться в часы занятий к старшему корректору». 

Надо же, реально не обошлось без ошибок и в этой газете – вместо «однодневная» в ней на полном серьёзе напечатано: «однАдневная»…

Чудеса техники

И ещё 40-летие стало хорошим поводом рассказать, как со дня основания «Восточки» изменилась её полиграфическая база. Тем более что жив был один из активных участников этих изменений.   

«– Завтрашний номер газеты «Власть Труда»!

– Кому свежую газету!

Это часов в 7-8 вечера накануне выхода в свет по всему Иркутску мальчишки продавали её в розницу. И среди этих мальчишек был Кеша Солдатов, который в 1923 году стал работать в типографии, а сейчас трудится печатником на ротационной машине. Тираж газеты в то время составлял 8–10 тысяч экземпляров, и из них почти 40 процентов шло в розницу, остальное – по подписке в городе и губернии», – читаем в «Журналисте» репортаж «От верстатки до линотипа».

Набор текста в газету тогда производился в основном вручную. Хотя типография располагала двумя дореволюционного выпуска импортными линотипами – строкоотливными из свинцового сплава аппаратами, большая часть материалов набиралась руками – буква к букве. И этим ежедневно занимались до 20 человек. 

Печаталась «Власть Труда» тоже, как тогда говорили, по старорежимному – прямо с набора одновременно на двух плоских машинах. Одна воспроизводила наружные страницы, другая – внутренние. Процесс этот был медленный, больше того – после печати газета фальцовалась (складывалась) тоже вручную, и в итоге получалось, что только над изготовлением её в общем-то не слишком большого ежедневного тиража трудилось не менее 50 человек. 

Правда, годы НЭПа внесли оживление в экономику страны и региона, и это ощутили на себе полиграфисты Иркутска: пополнился парк линотипов, поэтому ручной набор удалось вытеснить почти полностью, газету начали печатать с нанесённого на металлическую пластину набора – стереотипов, установили пусть и зарубежного производства, но скоростную ротационную печатную машину.

С такой техникой «Восточно-Сибирская правда» подошла к началу Великой Отечественной войны. И вот, когда немецкие полчища двинулись на нашу землю, Рыбинский завод полиграфического машиностроения в Ярославской области отгружает в Иркутск новую одноролевую ротационную машину ОР, на которой стал работать в том числе Иннокентий Солдатов. Однако остальное оборудование к ней заводчане не успевают произвести, поскольку перестраиваются на производство противотанковых орудий, и только по настойчивым просьбам сибиряков собирают из старых, частично забракованных заготовок станки для отливки стереотипов. Так что с декабря 1941 года газету печатали исключительно на отечественной базе.

Курс на техническое обновление сохранился и после войны. В 1947 году типография полностью оснащается наборными машинами советского производства, получает вторую одноролевую ротационную машину, пресс для снятия стереотипных матриц. А ещё ближе к тому времени, о котором идёт речь, перед иркутскими полиграфистами поставили исключительно ответственную задачу: печатать не только областные газеты «Восточно-Сибирская правда» и «Советская молодёжь», но и с готовых матриц, доставляемых самолётами из Москвы, центральные «Правду», «Советскую Россию», «Известия», «Комсомольскую правду». В связи с этим в нашем городе установили новейшую двухролевую ротационную машину, на которой можно было тиражировать газеты объёмом до 8 страниц, а также автомат для отливки стереотипов. И как раз тогда серьёзно заговорили о необходимости строительства специальных зданий типографии, издательства и редакций областных газет, переносе их с улицы Карла Маркса на Первую Советскую.

Смена года издания

«Восточка», вторая половина 1950-х годов. В нижнем ряду справа – Иван Кизяев,
в среднем ряду в центре – Евгения Шварц, в верхнем ряду справа – Виктор Рязанцев

Держу в руках праздничный «Журналист» и думаю: а причём здесь число 21 декабря 1957 года? Ведь известно, что «Восточка» ведёт счёт от дня выхода в свет первого номера газеты «Власть Труда» – 12 января 1918 года (30 декабря 1917 года по старому стилю). Значит, до круглой даты оставалось не меньше трёх недель. Получается, что решили отмечать её раньше срока. Почему? 

Смотрю саму газету за указанные год и число. В ней не обнаруживаю ничего праздничного кроме того, что внизу на первой странице есть небольшая подборка материалов под заголовком «Восточно-Сибирской правде» – 40 лет». Но вот такое неожиданное предисловие к подборке: «В связи с исполнившимся 4 декабря 40-летием газеты «Восточно-Сибирская правда» в адрес её рабочих и сельских корреспондентов, читателей, работников редакции, типографии и издательства получены поздравления». И уже вслед за ним полный текст приветствия от главной газеты страны «Правды» и общий список остальных поздравителей.  

Нахожу номер за 4 декабря. Опять никаких «архитектурных» и смысловых излишеств, и только на последней странице перед подписью «Редактор И.И. Кизяев» мелким шрифтом напечатано:

«К сведению читателей. 

На основании архивных данных редакцией газеты «Восточно-Сибирская правда» произведено уточнение даты выхода первого её номера. 4 декабря 1917 года вышел первый номер газеты «Известия Центросибири», преемницей которой была газета «Власть Труда», переименованная затем в «Восточно-Сибирскую правду». В соответствии с этим год издания газеты «Восточно-Сибирская правда» меняется сегодня». 

Вот так. Один росчерк пера, и всё меняется: если 3 декабря газета вышла с пометкой «Год издания 40-й», то 4 декабря – «Год издания 41-й»…

Этот день приближали как могли…

Известно, что в декабре 1917 года – месяц спустя после совершившейся в Петрограде Октябрьской революции – для организации борьбы за установление Советской власти на крайнем востоке страны в Иркутске приступили к изданию газеты «Известия Центросибири» – органа Центрального исполнительного комитета Советов Сибири. Поскольку ситуация тогда во всех отношениях была сложной, удалось выпустить всего пять её номеров. Причём последний  (конечно, это случайное совпадение) 21 декабря – в день начала ожесточённых боёв, закончившихся в итоге победой Красной гвардии над восставшими юнкерами – защитниками прежней власти. 

Прошло 40 лет, и эти события были свежи в памяти, ещё жили многие их участники, и неслучайно одна из улиц в центре города до сих пор носит название Декабрьских Событий. Но стоило ли из-за этого, плюс пяти номеров якобы «прародительницы» «Восточки» – «Известий Центросибири», и всего за три недели до выхода в свет её общепризнанной «родительницы» – «Власти Труда» – менять год издания газеты?

Считалось, что стоило. Ведь это было не что иное, как благородная попытка заявить, во-первых, что газета родилась не сама по себе, а в «буче, боевой, кипучей» Великой Октябрьской Социалистической революции. Во-вторых, у неё не меньше достижений в строительстве и защите Советской власти, чем у газет соседних Красноярского края и Читинской области – «Красноярского рабочего» и «Забайкальского рабочего», годом раньше удостоенных высокой правительственной награды – ордена Трудового Красного Знамени. Тем более что одно время – в начале 1930-х годов, когда вся территория вдоль Енисея (и Забайкалье) входила в состав Восточно-Сибирского края со столицей в Иркутске, «Восточка» по рангу была выше указанных изданий.

Понятно, что о признании её заслуг хлопотала не сама редакция газеты, а областной комитет КПСС, чьим органом она являлась. Даже такие вопросы, как установление дня основания «Восточно-Сибирской правды», утверждение программы празднования «круглой» даты, в том числе проведение областного собрания рабочих и сельских корреспондентов и приглашение гостей, решались исключительно в кабинетах Серого дома. Тем более ходатайствовать о представлении к государственной награде могло только руководство обкома (кстати, его незадолго до этих событий возглавил Семён Николаевич Щетинин).   

Однако награды не последовало, всё ограничилось поздравлениями редколлегий центральных газет и оргбюро Союза журналистов СССР. На каких этапах в Москве отказали – на этапе  консультаций или на каком-то ином уровне – теперь установить можно, лишь погрузившись в фонды областного партийного архива, а по-нынешнему – областного государственного архива новейшей истории, да и то нет уверенности, что найдёшь в них ответ.

А отказать в награде могли по той причине, что тогда существовало строгое правило: юбилейными для учреждений и организаций считать даты в 50, 100 и далее через каждые 50 лет. Вот и газеты наших соседей украсил орден Трудового Красного Знамени по случаю 50-летия революции 1905–1907 годов, когда вышли в свет их первые номера. А тут всего лишь 40 лет! 

Праздник состоялся

Иркутские СМИ – предшественники «Восточно-Сибирской правды»

И действительно – справедливость восторжествовала спустя десятилетие. В мае 1967 года Указом Президиума Верховного Совета СССР наша газета «за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся Иркутской области, мобилизации их на выполнение задач хозяйственного и культурного строительства и в связи с 50-летием со дня выхода первого номера» удостоилась второго по значению ордена в стране. 

На этот раз всю подготовительную работу по празднованию «круглой» даты «Восточки», особенно в части доказательной базы к её награждению, взяла в свои уверенные руки редактор Елена Ивановна Яковлева, с января 1957 по январь 1959 года работавшая заведующей сектором печати отдела пропаганды и агитации обкома партии.

Но это другая, не менее интересная история, о которой я рассказал в газете год назад. А что касается того, чем завершилось празднование 40-летия, то сошлюсь на помещённую в номере за 24 декабря 1957 года информацию об этом. Воспроизвожу без единой купюры:

«Состоялось областное собрание рабочих и сельских корреспондентов, посвящённое 40-летию газеты «Восточно-Сибирская правда».

С докладом о 40-летии газеты и задачах рабселькоров выступил редактор «Восточно-Сибирской правды» тов. И.И. Кизяев.

С приветствиями и пожеланиями газете выступили: секретарь обкома КПСС тов. С.А. Меркурьев, корреспондент газеты «Правда» тов. Н.П. Печерский, корреспондент газеты «Известия» тов. А.Н. Срывцев, экскаваторщик строительства Иркутской ГЭС тов. Л.Л. Кокоулин, писатель тов. Г.Ф. Кунгуров, заместитель секретаря парткома Иркутского совнархоза тов. С.А. Алексеев, секретарь Иркутского горкома КПСС тов. Б.И. Величанский, редактор Читинской областной газеты «Забайкальский рабочий» тов. П.А. Пономарёв, секретарь комитета ВЛКСМ завода имени Куйбышева тов. Ю.И. Соколов, редактор газеты «Бурят-Монгольская правда» тов.И.М. Стегачев, заместитель председателя президиума Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР кандидат химических наук тов. И.В. Калечиц, корреспондент газеты Забайкальского военного округа «На боевом посту» тов. Б.Г. Козловский, секретарь Усть-Ордынского Бурят-Монгольского окружкома КПСС тов. С.И. Енисеев, редактор газеты «Советская молодёжь» тов. А.М. Кривель, литературный сотрудник дорожной газеты «Восточно-Сибирский путь» тов. А.К. Водорацкий, редактор Ангарской городской газеты «Знамя коммунизма» тов. В.П. Богатырёв.

В связи с 40-летием газеты Иркутский обком КПСС и областной Совет депутатов трудящихся за долголетнюю и безупречную работу наградили почётными грамотами большую группу журналистов и полиграфистов «Восточно-Сибирской правды». Постановление об этом на собрании зачитал заведующий отделом пропаганды и агитации обкома КПСС тов. М.Н. Житов.

В заключение на собрании выступил секретарь обкома КПСС тов. Б.Е. Щербина.

Коллектив театра музыкальной комедии поставил для участников собрания оперетту «Левша». Спектакль был тепло принят зрителями».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры