издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приток посчитан

Среднегодовой приток в Байкал на 1% превысил минимум за 115 лет наблюдений

Маловодье на Байкале продолжается, причём непростой 2014 год сменился экстремальным 2015-м. За несколько дней до наступления 2016 года уровень воды в озере пересёк отметку в 456,0 м над уровнем моря, которую правительство РФ в 2001 году когда-то формально установило в качестве минимально допустимой. Каким он будет к началу наполнения Байкала в конце апреля, зависит от погоды в январе – апреле, но существующие сценарии и прогнозы колеблются от 455,60 до 455,72 м. Между тем на федеральном уровне планируют пересмотреть существующий метровый диапазон.

«Первое, что мы фиксируем, говоря о наполнении Байкала, – это уникальный двадцатилетний маловодный период, которого никогда раньше не было, – констатирует главный специалист Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН Вячеслав Никитин. – Причём мягкое маловодье 1996–2013 годов перешло в жёсткую двухлетку, когда один год оказался круче другого». Действительно, если усреднять приток за весь 2014 год, то в Байкал ежесекундно прибывал 1271 кубометр воды. При этом минимально допустимые сбросные расходы Иркутской ГЭС, при которых продолжают работать водозаборы в городах и посёлках ниже по течению Ангары, составляют 1300 кубометров в секунду, но в некоторых случаях ледовая обстановка позволяет сократить их до 1250 кубометров в секунду. В то же время в 2014 году их снизили до этого уровня только в сентябре, потому как нужно было обеспечить навигацию и северный завоз. В силу того что гидрологическая обстановка не улучшилась, в течение всего 2015 года Енисейское бассейновое водное управление Росводоресурсов постоянно устанавливало попуски Иркутской ГЭС на минимальном уровне. 

Вследствие этого загрузка входящих в тот же каскад Братской и Усть-Илимской ГЭС осуществлялась и осуществляется в настоящее время с учётом максимально возможной экономии гидроресурсов. Как сообщил корреспонденту «Сибирского энергетика» заместитель главного инженера ПАО «Иркутскэнерго» Андрей Корнеев, средние сбросные расходы станций в 2015 году составили 2200–2300 кубометров в секунду, тогда как в 2014 году они достигали 2600–2800 кубов ежесекундно. При этом суммарно Ангарский каскад ГЭС за прошлый год произвёл 35,6 млрд кВт-ч электроэнергии, что на 11 млрд кВт-ч меньше средне­многолетней выработки. Впрочем, это несколько выше установленного в 1982 году абсолютного минимума, который составляет 31,8 млрд кВт-ч. Как бы то ни было, накопленные гидроресурсы в сочетании с возможностями ТЭЦ «Иркутскэнерго» позволяют успешно пройти осенне-зимний максимум нагрузок 2015-2016 годов. 

В какой-то степени это исправило ситуацию – к 5 июня прошлого года вода в Байкале вернулась к отметке 456 м в Тихоокеанской системе высот (ТО), которую правительство РФ установило в качестве минимально допустимой при осуществлении хозяйственной деятельности на берегах озера. Однако маловодье 2015 года физически не позволило уложиться в какие бы то ни было установленные властями регламенты – средний приток за 12 месяцев составил 1120 кубометров в секунду. «Рекорд 1903 года устоял, – отметил Никитин. – Тогда было 1106 кубометров в секунду, но разница в пределах процента – это фактически погрешность измерений». Говоря профессиональным языком гидрологов, если в 2014 году обеспеченность стока составила 97%, то в 2015 году она практически достигла 99%. Простыми словами, в позапрошлом году Иркутская область столкнулась с маловодьем, которое случается три раза за век, а в прошлом – с таким, что происходит раз в столетие. 

Ушёл и вернулся

Минимум, которого уровень Байкала достиг в прошлом году, составил 455,86 м ТО. Это произошло 26 апреля. Затем озеро стало медленно наполняться. С мая по август включительно экстремально высокие температуры воздуха при незначительном количестве  осадков наблюдались практически на всей территории, на которую простирается водосборный бассейн Байкала. Согласно климатическим обзорам Гидрометцентра России, на юге Восточной Сибири наблюдалась аномально тёплая погода, а в Монголии фиксировали засухи. Особенность прошлого лета ещё и в том, что маловодье ударило по рекам в северной части бассейна Байкала – Баргузину, Верхней Ангаре и другим. В 2014 году, напротив, непростая обстановка сложилась на расположенной южнее Селенге, которая даёт 50% притока в озеро. На сей раз её приточность оказалась достаточно высокой, но она не смогла нивелировать суровое маловодье на севере. До конца августа Байкал «набрал» всего 29 см, в сентябре его уровень практически не менялся, а в октябре начал снижаться. В результате 26 декабря 2015 года уровень воды в озере дошёл до отметки 456,0 м ТО. По данным Енисейского бассейнового водного управления, 19 января 2016 года он составлял 455,93 м ТО. 

«Если мы будем двигаться так же, как в прошлом году, то к началу мая получим [455 метров] 71 сантиметр [в Тихоокеанской системе высот], что будет на 15 сантиметров ниже, чем в 2015 году», – сообщил директор Сибирского филиала ФГУНПП «Росгеолфонд» Сергей Торопов, выступая на совещании по проблемам Байкальской природной территории, которое состоялось в Иркутске 14 января. В сценарии, который специалисты ИСЭМ СО РАН подготовили ещё в августе 2015 года и который пока сбывается, указан диапазон 455,60 – 455,72 м ТО. «В зависимости от того, какими будут первый квартал и апрель, – уточняет Никитин. – В особенности апрель – если начнётся раннее таяние снегов в водосборном бассейне, то отметка может быть и выше. Но вполне возможно, что мы увидим и уровень 455,60 [метра в Тихоокеанской системе высот].  Вероятность снижения отметки ниже 455 метров 60 сантиметров  очень маленькая».

Между тем ноябрь и декабрь в Восточной Сибири оказались богатыми на осадки. Так, сообщает Гидрометцентр России, в последнем осеннем месяце их количество в Бурятии превысило месячную норму в два раза. В Иркутской области, по информации учреждения, был их дефицит, впрочем, только в ночь на 3 ноября в областном центре и расположенном в 40 км от него Ангарске снега выпало больше нормы. Зато в декабре количество осадков в ряде районов Сибири и Приморья превысило её в два раза и более. Эксперты из Института систем энергетики полагают, что при наполнении Байкала весна 2016 года окажется благоприятнее весны 2015 года. По прогнозам метеорологов, на которые ссылаются в «Иркутскэнерго», приток в озеро в первом квартале может составить 41–95% нормы, а в Братское водохранилище – 85–105% средних многолетних значений. «Как заведомо лучшие условия оценивают в том числе наши коллеги гидрологи, – подчёркивает Никитин. – Но мы оперируем вероятностями, поэтому скажем так: скорее всего, весна будет лучше, чем в прошлом году. Что касается 2016 года в целом, мы сможем что-то осторожно говорить не раньше конца июня – первой половины июля, когда будет ясна глобальная климатическая обстановка и определятся климатические характеристики нашего региона». К слову, в 2014 году вероятность катастрофически низкого притока в Байкал в третьем квартале стала понятной  только в середине июля, тогда как обстановка второго квартала была вполне благоприятной, и за несколько месяцев точно предугадать изменчивый характер погоды в водосборном бассейне озера не позволяли никакие современные средства метеорологии. 

Метр под вопросом

Между тем в опубликованном в понедельник сообщении пресс-службы Министерства природных ресурсов России говорится: «В Минприроды России обсудят экологическое состояние озера Байкал в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности». Новость заключается в том, что 22 января в Москве состоится заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера, на котором, среди прочих, с докладом «о современных социально-экономических требованиях для региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности» выступит руководитель Федерального агентства водных ресурсов Марина Селивёрстова. 

Этому предшествовала масштабная работа, которую по государственному контракту выполнили учёные под эгидой Института водных проблем РАН. Наравне с другими участвовали Иркутский научный центр СО РАН и ИСЭМ СО РАН, а также Байкальский институт природопользования СО РАН. Итог – объёмный труд под названием «Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал с его экологическим состоянием и социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности». Проще говоря, учёные обосновали необходимость пересмотра существующей метровой «призмы» регулирования Байкала, в рамках которой уровень воды в озере не может быть ниже 456,0 и выше 457,0 м ТО. В Иркутском научном центре СО РАН, в частности, лишь подтвердили ещё большим количеством данных старый вывод: гидрологические условия на Байкале не позволяют выполнять условия вышедшего в 2001 году Постановления Правительства РФ № 234, где установлены верхняя и нижняя отметки уровня озера. В условиях наступления высокой водности установленную постановлением правительства допустимую верхнюю отметку можно обеспечить только в 66 годах из 100, для нижней границы регулирования ситуация более благоприятная – её снижение возможно в семи годах из 100. «Я открыто говорил, что это постановление должны были отменить ещё десять лет назад, когда было создано Федеральное агентство водных ресурсов, которое регулирует работу Ангарского каскада ГЭС, исходя из складывающейся гидрологической обстановки, – заключил главный специалист ИСЭМ СО РАН. – Наша позиция состоит в том, что Байкал в роли объекта регулирования – это сложная природно-техническая и социально-экономическая система, которую нельзя жёстко ограничивать одним диапазоном. Нужно говорить о минимизации рисков и ущербов для всех водопользователей». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры