издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зашли на берег

Вокруг прибрежных участков в Новой Разводной разгорелся спор

Западно-Байкальский межрайонный прокурор через суд потребовал признать недействительными итоги аукциона, который провёл Фонд имущества Иркутской области. Речь об участках в деревне Новая Разводная, принадлежащих ОАО «Искра», которые были реализованы в порядке финансового оздоровления предприятия. С молотка ушли не только земли «Искры», но и неприкосновенная для приватизации береговая линия. Под видом земель сельхозназначения удалось продать также часть акватории реки Ангары. Об этом заявляет прокурор. Разумеется, собственники участков считают, что на законных основаниях владеют землёй. У них для этого есть свои аргументы.

С помощью «большого имущественно-земельного потенциала» рассчитывало вывести из тупика предприятие «Искра» министерство имущественных отношений Иркутской области. Чтобы расплатиться с долгами, в 2012 году на продажу были выставлены 13 земельных участков, принадлежавших «Искре». «Площадки не используются в основной деятельности, к тому же у них высокая ликвидность: они находятся в зоне жилой малоэтажной застройки по Байкальскому тракту», – так характеризовал недвижимость бывший тогда министром имущественных отношений Антон Протасов.

Акватория на продажу 

Как и предполагал член областного правительства, проблем с реализацией земли не возникло. В том же 2012 году в ходе предпродажной подготовки из общего участка с кадастровым номером 38:06:0:0491 площадью 81,31 га был выделен и поставлен на кадастровый учёт участок площадью 19749 квадратных метров у берега Ангары. Для удобной реализации площадь поделили ещё на два участка, 10949 и 8800 квадратных метров. Последний вплотную примыкает в Ангаре, а близость к водоёму, как известно, особенно ценится при покупке недвижимости. 

Леонид Захожев, который приобрёл на аукционе наиболее привлекательные площади, поделил свои 88 соток на шесть наделов разной площади: от 3,5 до 19,5 соток. Два самых крупных участка (19,5 и 18 соток) он продал, четыре участка остаются в его собственности. 

Претензии у природоохранного прокурора к нынешним владельцам участков, а также областному Фонду имущества и ОАО «Искра», возникли в марте нынешнего года, когда сотрудники надзорного ведомства проводили проверку соблюдения законодательства. Тогда и выяснилось, что третья часть проданных земель (8800 метров) либо является береговой полосой, а приватизация этих земель запрещена законодательно, либо входит в границы акватории Иркутского водохранилища. Таким образом, с нарушениями сформированы все существующие сейчас земельные участки. Эта информация подтверждается заключением кадастрового инженера, который готовил заключение по результатам проверки. 

Кроме того, своё заключение вынесли специалисты Росприроднадзора по Иркутской области. По их данным, установив ограждения вокруг своих участков, собственники нарушили часть 6 Водного кодекса РФ, которая декларирует возможность доступа всех граждан к водному объекту общего пользования – Иркутскому водохранилищу. Прокурор поясняет: сейчас на Байкале продолжается маловодный период, как только вода в озере вернётся к нормальному подпорному уровню, который составляет 456,59 метров над уровнем моря в Балтийской системе высот, участки будут частично затоплены. 

В суде прокурор настаивает, что незаконно выделенные, по его мнению, земли необходимо вернуть в собственность государства. При этом владельцы участков должны самостоятельно привести территорию «в первоначальное состояние».

По мнению помощника межрайонного прокурора Ольги Бутрик, ответственность за то, каким образом был сформирован участок, лежит как на руководстве ОАО «Искра», так и на кадастровом инженере, который готовил паспорт объекта. «У «Искры» много земель в областном центре, в Иркутском районе, не только в Новой Разводной. Предприятие является правопреемником совхоза Тепличный. От него земли «Искре» были предоставлены по акту как участок под единым кадастровым номером. Хотя фактически это многоконтурный участок, который находится в нескольких местах. Границы этих земель не были оформлены. Известно только, что общая площадь равна 897 гектарам. Из общего массива земель, принадлежащих сельхозпредприятию, были выделены два участка в Новой Разводной. Один из них граничит с водохранилищем. Проблема в том, что сформировать его нужно было правильно», – объясняет суть возникшей коллизии Ольга Бутрик.

Контуры проблемы 

Конечно, зимой сложно невооружённым взглядом оценить, где заканчивается суша и начинается акватория, тем не менее, вместе с фотокорреспондентом Николаем Брилем мы решаем прогуляться по берегу вблизи спорных участков. Под ногами – толстый слой снега, определить, лёд или грунт, не представляется возможным. Все участки, которые мы знали до этого только по кадастровым номерам, с берега видны как на ладони. 

Огороженные земли примерно на метр выше общей площадки, участки укреплёны за счёт нескольких рядов бетонных блоков. За решетчатым забором угадываются контуры приземистых домов, беседок и гаражей, выполненных в красивых кирпично-коричневых тонах. Пока мы рассматривали строения и с помощью глазомера пытались вычислить границы береговой линии, на крыльцо одного из домов вышел мужчина в красной куртке и стал молча наблюдать за обстановкой. «Надо позвать его и попытаться расспросить», – вслух высказываю команду для себя. «Скорее всего, охранник, вряд ли получится что-то узнать», – сбивает внутренние настройки мой спутник.

Подойдя ближе к забору, мы увидели, что человек сам идёт нам навстречу. «Нет, не охранник. Хозяин», – улыбаясь, представляется нам незнакомец (акустика на открытых местах, ограниченных постройками, неожиданно хорошая). Оказалось, что во время прогулки случайно встретили нужного нам человека. Верьте или не верьте, Леонид Захожев, тот самый, который купил на аукционе участок и разделил его на шесть частей, услышав лай собаки, вышел посмотреть, чем вызвано беспокойство пса. 

«Я купил участок не «из-под полы» по какой-нибудь серой схеме, как это принято в Иркутском районе. Купил на аукционе, перевёл назначение из сельскохозяйственного в ИЖС (индивидуальная жилищная застройка. – Ред.). Два участка я продал, четыре оставил себе: на одном живу сам, на остальных дети построили себе дома, – не стал отказываться от разговора хозяин домов. – Я считаю, что путаница возникла вот из-за чего. Здесь идёт активный смыв берега. В некоторых местах до пяти метров в год обваливается в реку. Первоначальный участок был поставлен на кадастровый учёт в 1993 году. Сколько с того времени грунта в реку ушло? А береговая линия была официально зафиксирована только в 2014 году. Если восстановить прежние контуры, не менее 40 метров получится от наших участков до воды. В каких-то местах государство занимается берегоукреплением, а здесь никто этим не занимается. Всегда ведь проще отобрать, чем что-то сделать».

По словам нашего собеседника, собственники участков готовы сами провести берегоукрепление, если бы им разрешили вести деятельность на государственных землях. «Прямо на воде, на барже, напротив наших участков стояла плавучая заправка для катеров. Естественно, были утечки нефтепродуктов, суда выбрасывали подсланевые воды прямо в Ангару. Были у меня конфликты и с капитанами, письма писал в контролирующие органы. Даже экспертизу проводили. Года два она простояла, потом убрали. Конечно, за территорией мы следим. Рыбакам не даём сети забрасывать, туристы чтобы мусор не выкидывали. Сами очищаем берег. Есть требование законодательства обеспечить доступ людям к реке – мы это сделали. Стоит шлагбаум – проехать к реке на машине нельзя, пройти можно свободно. Летом у нас много отдыхающих – люди загорают, купаются, лодки причаливают к берегу», – рассказывает Леонид Захожев.

В распоряжении редакции оказался официальный ответ ФГУ «Востсибирегионводхоза» на запрос Леонида Захожева, в котором сказано, что это ведомство в рамках государственного задания следит за состоянием дна, берегов, водоохранных зон. «В результате перенасыщенных грунтов в весенний период отмечается обрушение береговых откосов до 2,5–3 метров в год. А на отдельных участках может доходить и до четырёх метров. Этому способствуют наивысшие уровни воды в водохранилище в период осенних штормов», – говорится в документе, подписанном директором ФГУ Иваном Иляшевичем.

Ответ ведомства подтверждает факт, что Ангара в районе Новой Разводной ежегодно наступает на берег на несколько метров. Как отмечает главный специалист – эксперт территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления Надежда Никанорова, кадастровые работы по уточнению границ водоохраной зоны в этом районе были проведены в 2014 году. В 2015 году координаты водоохраной зоны Иркутского водохранилища внесены в публичную кадастровую карту. Этот электронный документ находится в открытом доступе. Любой желающий может получить информацию о границе водоохраной объектах недвижимости, если известен кадастровый номер интересуемого участка.

Кроме того, Надежда Никанорова сообщила, что в прошлом году Леонид Захожев обращался к специалистам её ведомства за разъяснениями расположения земельных участков относительно границ иркутского водохранилища. «Данные земельные участки с береговой линией не соприкасаются, к землям водного фонда не относятся», – такой ответ мы ему дали».

Внимательнее всмотреться в контуры публичной карты предстоит экспертам, которым суд доверил подготовить заключение о расположении земель. Нелёгкая им предстоит работа – определить, кто лучше ориентируется в карте – специалисты Енисейского бассейнового водного управления или природоохранный прокурор. После этого судья вынесет окончательное решение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры