издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бытовой переезд

Дом быта на улице Урицкого закрывается на капитальный ремонт

Обследования показали, что находиться в здании, которое стоит без капитального ремонта больше 40 лет, опасно. Угроза таится не в конструкции сооружения – с этим всё в порядке. Проблема в том, что пятиэтажка не оборудована минимальными необходимыми средствами для тушения пожара и удаления дыма, а также эвакуации людей. От пожарных насосов, которые должны были стоять в подвале, остался один постамент. Лифты старого образца не оборудованы аварийными системами, позволяющими пассажирам быстро покинуть замкнутое пространство. Существует ещё много дефектов, которые невозможно устранить, не меняя режим функционирования здания.

Ещё в мае 2015 года прокуратура Кировского района Иркутска провела проверку здания, в итоге было выявлено более двадцати нарушений требований пожарно-охранной безопасности. Надзорный орган потребовал от КУМИ устранить допущенные нарушения закона. Выполнить предписание возможно, лишь закрыв здание на капитальный ремонт. Кроме того, в начале 2016 года состоялась независимая техническая экспертиза здания Дома быта. Ведомость дефектов содержит сорок пунктов, которые требуют устранения. Особые нарекания вы­звали аварийное состояние кровли, дефекты конструкции здания и канализации.

В конце марта предприниматели получили уведомления о том, что аварийное здание необходимо покинуть. Срок переезда определён в два месяца. Такое условие – прекращение аренды, если здание закрывается на капитальный ремонт – закреплено в договорах с частниками. Тем не менее решение оставить «наработанное» место многим предпринимателям даётся с трудом. Надо ли починить сапоги, почистить вещи в химчистке, изготовить ключи – иркутяне и даже гости города хорошо знают, что сделать это быстро и качественно можно в Доме быта. Под крышей иркутского Дома быта сложилось сообщество промышленных мастерских, по отдельности они затеряются среди многочисленных бутиков в центре города – этого опасаются предприниматели.

«Здесь мы все вместе. У меня, допустим, рекламное агентство и копи-центр. Человек пойдёт починить обувь и увидит, что и копию можно здесь сделать. А в другом месте где он меня найдёт?» – приводит аргументы против переезда один из арендаторов.

«Посмотрите на мои станки. Мы шьём обувь на заказ, оборудование громоздкое, очень крупные станки. Я уже неделю звоню собственникам площадей – никто не хочет нас брать. Нам требуется либо отдельное помещение, либо первый этаж», – вступает в разговор руководитель ООО «Каблучок» Татьяна Маркелова.

Свои доводы, почему городским властям не стоит торопиться с закрытием Дома быта, есть у каждого из арендаторов. «У нас больше года шёл ремонт. Открылись четыре года назад, помещение и сейчас выглядит современно, свежо. Мы планировали, что будем здесь находиться долго. От этого рассчитывали вложения. Сейчас нам надо всё убирать и искать новое помещение. Заново монтировать свет, вентиляцию. Это новые расходы. К тому же переехать просят быстро. Быстро – это значит дорого. У меня не будет достаточного времени, чтобы подобрать помещение. Нужно будет брать то, что есть. Я не вижу смысла спешить с переездом», – говорит один из арендаторов Кирилл Бубнов. 

Позиция предпринимателей понятна – они беспокоятся о своём бизнесе. Но в первую очередь им следует подумать о том, что, продолжая работу в аварийном здании, они рискуют жизнями – своими и покупателей. Эту мысль пыталась донести на встрече с арендаторами председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Маргарита Ли.  

«Мы понимаем, переезд – это тяжело, но с ним надо смириться. Нельзя говорить: «Мы любим своих клиентов, мы нужны городу Иркутску», и при этом приглашать их в здание, находиться в котором опасно. Дом быта построен в 1974 году, здание не соответствует современным нормам безопасности. Чтобы не случилось трагедии и не пострадали люди, его нужно закрыть на ремонт», – увещевала арендаторов Маргарита Ли.

Желающим убедиться, насколько серьёзно обстоят дела, предложили вместе со специалистами осмотреть здание. Начали с крыши. Мы поднялись на чердак и увидели, что кровля такого внушительного здания выглядит незамысловато. Деревянные доски, которые подпирают металлические листы, – вот и вся крыша. В одном из листов вырезано четырёхугольное отверстие, через которое видно небо.    

Ведущий инженер технического отдела Управления капитального строительства Иркутска Екатерина Мусина подтвердила, что кровля находится в аварийном состоянии. 

«Тут использованы поддерживающие конструкции разного размера, не соблюдён уклон кровли из профлиста. Это не единственные дефекты. Но из-за того, что протекает крыша, влага спускается по перекрытиям вниз, это может вызвать замыкание электропроводки. Тем более что короткие замыкания здесь уже были. В распределительных блоках есть следы горения. При отсутствии систем оповещения, пожаротушения, дымоудаления в совокупности всё это может привести к необратимым последствиям. Люди на верхних этажах могут задохнуться от дыма. Если кто-то в момент пожара будет находиться в лифте, он не сможет из него быстро выбраться, поскольку лифт не оборудован автоматизированной системой защиты от опасности», – дала свою оценку специалист.

Капитального ремонта в Доме быта не было
со времени строительства – 1972 года

Эксперт также отметила, что ремонт самой кровли можно провести без выселения арендаторов. Для проведения остальных работ необходимо будет полностью освободить здание. 

Подвал также таил сюрпризы. Оказалось, что на месте, где должны были стоять насосы для тушения пожаров, остался один постамент. Трубы сгнили, их нужно срочно менять, инженерные системы находятся в недопустимом состоянии, заключила эксперт. 

В ответ на предложение выполнить ремонт частями Маргарита Ли высказала свою позицию: «На кону людские жизни. Если бы можно было провести ремонт частями, мы это сделали бы. Выселять Дом быта не в наших интересах. Город получает от предпринимателей, здесь работающих, арендную плату. Сейчас кризис, бюджет нуждается в любом источнике дохода. Но мы не можем выбирать – прибыль или безопас­ность людей. Мы должны сделать всё, чтобы человеческих жертв не было». 

Около 20 миллионов арендных платежей получает городской бюджет ежегодно. Договоры аренды заключены более чем с 70 предпринимателями, мастерские размещаются более чем на четырёх тысячах квадратных метров. 

«Мы не говорим, что мы закрываем Дом быта и оставляем предпринимателей с их проблемами. Мы готовы вместе с арендаторами искать оптимальные варианты для переезда. Готовы предложить муниципальные площади, которые есть на Урицкого и соседних улицах, ведём переговоры с коммерческими структурами, владеющими площадями. Договариваемся, чтобы арендная плата была сопоставима с той, которую предприниматели платят здесь, чтобы условия были не хуже нынешних», – рассказала Маргарита Ли. 

По словам председателя КУМИ, удалось подобрать площади, сопоставимые с теми, которые арендаторы Дома быта занимают сейчас. На улице Урицкого планируется предоставить для аренды второй этаж «Детского мира», площадь помещений около 1000 квадратных метров, и отдельные помещения дома № 9 (около 700 квадратных метров). По улице Литвинова предусмотрена аренда площадей торгового центра «Пассаж» (около 1,5 тысячи квадратов) и отдельных помещений дома № 14. Как отметила Маргарита Ли, с каждым арендатором муниципалитет намерен провести индивидуальную работу, чтобы найти максимально подходящее место. Кроме того, после того, как помещение будет найдено, власти помогут с переездом.

«У меня есть письменное предложение от представителя директора одного из торговых центров, они предлагают аренду при площади до 100 квадратных метров по цене 800–900 рублей за метр, свыше 100 – 700 рублей за метр. Стоимость включает коммуналку, охрану и всё остальное», – объяснила Маргарита Ли.

Главное, что требуется от арендаторов, – принять решение о переезде. Разговоры о том, что можно отсрочить ремонт или заниматься восстановлением здания частями, непродуктивны. Существуют представление прокуратуры и акт обследования здания. Два этих документа, никак не связанных между собой, содержат однозначные выводы: в здании опасно находиться людям. Если произойдёт пожар, потери арендаторов могут быть намного серьёзнее, чем если они переедут сейчас, когда трагедии можно избежать. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры