издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Респектабельный должник

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Задолженность жителей частного сектора Иркутска и посёлков Иркутского района за горячее водоснабжение и теплоснабжение перед Иркутской энергосбытовой компанией перевалила рубеж в 5 млн рублей. Основная сумма долга числится за состоятельными семьями. Крупнейшие долги за «коммуналку» у владельцев больших коттеджей. К таким должникам у поставщиков ресурсов подход однозначный: нет оплаты – нет благ цивилизации, должников ограничивают в доступе к горячему водоснабжению. «Иркутскэнергосбыт» регулярно проводит масштабную работу по ограничению подачи энергоресурсов у должников.

Надо договориться 

Отключение – это крайняя, но единственно действенная мера, объясняет начальник отдела технического аудита одного  из подразделений ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Шилин. Ситуация каждого должника разбирается в индивидуальном порядке. Сначала неплательщикам с помощью системы автодозвона, sms-информирования сообщают о накопившейся задолженности. Как правило, часть собственников после неоднократного напоминания проводит платёж. По словам нашего собеседника, существует два типа долж­ников.

Первый тип – непроблемные, которые охотно идут на контакт, признают задолженность, предпринимают все меры для её погашения. Как правило, к этому типу относятся собственники, которые оплату коммунальных услуг откладывают на последний момент, а потом просто забывают зайти в кассу из-за аврала на работе, семейных проблем, банальной «нехватки времени». Такие собственники накапливают небольшие долги. «После разъяснительных бесед, погашения задолженности мы напоминаем им, что существуют система автоплатежей, возможность оплачивать услуги онлайн на сайте компании», – добавляет Шилин.

Второй тип неплательщиков – головная боль энергетиков. Это так называемые «идейные» должники, которые отказываются оплачивать коммунальные услуги умышленно под предлогами: «Государство мне должно», «Астрологический прогноз запрещает переводить деньги на другие счета», «Сейчас всё брошу и пойду платить, ждите». С такими клиентами приходится разговаривать в суде. В 99 из 100 случаев недовольные качеством услуг не могут доказать вину энергетиков. Напротив, судебная экспертиза вы­ясняет неисправность внутридомовой системы отопления, от которой страдает оборудование теплосетевого хозяйства города. Остальные доводы суд и вовсе во внимание не принимает. По данным на конец мая, в судах на рассмотрении находится 12 дел в отношении должников – владельцев частных домов. 

– Отдельно стоят собственники, которые накопили долги из-за форс-мажорных обстоятельств. Например, семья потеряла источник дохода, произошла трагедия, родственник заболел, и все средства направляются на его лечение. В таких случаях мы всегда призываем: необходимо незамедлительно обратиться к специалистам компании – прийти лично или позвонить, рассказать о своей ситуации. Совмест­но будет составлен график рассрочки, подписано гарантийное письмо. Мы поможем контролировать ситуацию, подскажем, как не довести до многотысячных долгов, которые приведут к отключению горячего водоснабжения, – добавил Андрей Шилин.

Для тех, кто не готов к прямому диалогу с консультантами, Иркутская энергосбытовая компания разрабатывает дистанционную систему взаимодействия. На сайте компании много лет существует обратная связь. Специалист ответит на все ваши вопросы.  Для получения ответа не забудьте  указать контактные данные.

Крайняя мера 

Уютная Третья улица в посёлке Светлый под Иркутском ничем не отличается от трёх остальных. Чистые улочки, высокие металлические заборы, клумбы с ирисами и тюльпанами возле калиток, добротные кирпичные дома площадью по нескольку сотен квадратных метров. Сложно представить, что в одном из этих коттеджей проживает крупный должник: 128 тыс. рублей долга за горячее водоснабжение и отопление «накапало» за несколько месяцев. Собственник – представитель малого бизнеса – принадлежит к так называемым «неорганизованным» неплательщикам. Он не отрицает свою вину, кается, обещает погасить долг, даже проводит несколько платежей. Однако потом неожиданно пропадает, без объяснения причин престаёт оплачивать потреблённые коммунальные услуги.

 – Сумму 128 тысяч рублей собственник накопил быстро: ежемесячный платёж за отопление коттеджа площадью около 500 квадратных метров составляет 15 тысяч, – рассказывает заместитель начальника Иркутского городского отделения «Энергосбыта» Андрей Шилин. 

Вновь контролёры связывались с собственником, пытались достучаться до совести. Потребитель обещал, что, как только будут поступления денег, незамедлительно расплатится с энергетиками. Однако, кроме обещаний, реальных действий он не предпринял, поэтому энергетики были вынуждены пойти на крайние меры – ограничение горячего водоснабжения. 

– Конечно, есть надежда, что сейчас собственник покажет квитанцию об оплате, которую он совершил, пока мы добирались на место. Такие примеры есть. Люди словно не верят в серьёзность наших намерений, затягивают до последнего, – рассказывает инженер-инспектор отдела технического аудита Даниил Луковников, пока бригада рабочих вскрывает люк и расставляет предупреждающие оранжевые конусы вдоль проезжей части.

Все действия отработаны до автоматизма – в сезон за неделю происходит до пяти отключений в частном секторе. Люк открыт, воздух в камере проверен на наличие газов – можно спускаться. Поворот задвижки, и горячее водоснабжение от центральной сети коттеджа прекращено. До полного погашения задолженности. 

С начала года крупным должникам (частный сектор и коммерческие предприятия) было выдано 71 предупреждение об отключении горячего водоснабжения на общую сумму долга свыше 17,2 млн рублей. До введения ограничения  лишь 34 потребителя погасили долг (1,6 млн рублей), 37 было введено ограничение, 32 из них после принятия крайней меры погасили задолженность в размере около 6,7 млн рублей буквально через несколько дней после введения ограничения. Вопреки  договорным отношениям, отказываются оплачивать счета те, у кого самые большие суммы долга, поясняет Андрей Шилин.

Когда все процедуры соблюдены, рабочие закрывают люк, из дома нетвёрдой походкой выходит пожилой мужчина.

– Нет, я не хозяин, просто самый старший житель этого дома. Зовут меня Анатолий, – представляется наш собеседник. – Конечно, хозяйка говорила, что горячую воду отключат за долги. Рассчитаемся, как только появятся деньги. 

– Не расстроились, что  горячей воды вас лишили?

– У нас бойлер есть, не пропадём, – просто отвечает Анатолий. Нашего собеседника не смущает нестыковка в легенде: установить бойлер в доме на случай отключение горячего водоснабжения хозяйка средства и время нашла. А расплатиться за уже полученные услуги или позаботиться о системе энергосбережения, чтобы экономить ресурсы, ей не по карману. 

Больше от «самого старого жителя» коттеджа никакой информации получить не удалось. Инспектор попросил передать собственнице просьбу связаться со специалистами компании, если она намерена гасить задолженность и возобновлять услугу горячего водоснабжения. 

Бригада отправляется по следующему адресу. Долг за тепло и горячую воду собственников частных домовладений в Иркутске и Иркутском районе составляет 5,2 млн рублей. Почти 1,8 млн – просроченная задолженность больше чем за два месяца. На начало года  общая сумма долга была 4,1 млн рублей. Хотя тариф не вырос, собираемость не­уклонно падает. Население при сокращении доходов отказывается экономить на коммунальных услугах. Более того, формулировку «тяжёлое финансовое положение» часто используют как прикрытие, чтобы не платить по счетам. Особенно этим грешат вполне состоятельные граждане, предприниматели. Они считают нормой подписать договор, дать обязательства, получить услугу высокого качества, но отказаться её оплатить. Малообеспеченные семьи предпочитают оплачивать коммунальные услуги ежемесячно, добавляет Шилин. Они экономят, оформляют субсидии и контролируют свои расходы. 

Энергетики с грустью признают: жители Иркутска и окрестных территорий привыкли к мысли, что система теплоснабжения города надёжна, не задумываются, что от оплаты счетов зависит в том числе и качество ремонта сетей. Долг только одного Иркутска за тепловую энергию превышает миллиард рублей. Между тем энергетики начинают ремонтные кампании в рамках подготовки к отопительному сезону: времени ждать погашения задолженности нет. Для проведения всего комплекса мероприятий необходимо 5 млрд рублей.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное