издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рассадник долгов

Десятки садоводств Иркутской области накопили многомиллионные долги перед энергетиками

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Элитные садоводческие посёлки в пригороде, удалённые на пару десятков километров от города дачные товарищества, старые ДНТ с многолетней историей и только появившиеся СНТ с новой инфраструктурой. Всех их объединяет нежелание оплачивать потреблённую электроэнергию. Общий долг перед Иркутской энергосбытовой компанией исчисляется сотнями миллионов рублей. Из-за недобросовестных председателей садоводств или отдельных непорядочных любителей грядок и теплиц заложниками становятся дачники, вовремя оплачивающие счета. В зависимости от периода их образования энергетики имеют полное право из-за больших долгов ограничить электроснабжение целого садоводства.

Долговая яма

Многочисленные садоводства плотным кольцом опоясывают города Иркутской области. Нередко СНТ и ДНТ представляют собой не дачные угодья, а полноценные посёлки, в которых люди проживают круглый год. Однако, получив свежий воздух, личный дом с участком, счастливые садоводы часто забывают о своей обязанности вовремя оплачивать потреблённую электроэнергию. Граждане месяцами, а то и годами, игнорируют счета за электричество. Сотня тысяч рублей – средняя сумма долгов товариществ. Наиболее проблемными на территории Иркутской области являются Иркутский, Ангарский, Шелеховский и Усольский районы. 

Например, только в зоне действия Восточного отделения ООО «Иркутская энергосбытовая компания» на 137 садоводств приходится свыше 1,6 млн рублей долга. Как рассказал начальник  отделения Владимир Аксёнов, все садоводства находятся в двух районах: Иркутском и Ольхонском. Последний редко фигурирует в сводке должников. В Иркутском районе на слуху товарищества, члены которого вполне состоя­тельные семьи. Гость садоводств «Тихий плёс» или «Светлое» под Иркутском вряд ли заподозрит, что владельцы больших коттеджей – злостные неплательщики за электричество. Их долги составляют  далеко не одну сотню тысяч рублей.

Не менее сложная ситуация в соседнем Иркутском отделении, которое обслуживает садоводства по Байкальскому тракту, Мельничной пади и в самом областном центре. В чёрном списке фигурируют товарищества, которые на рекламных проспектах называют себя элитными жилыми посёлками.

«Как показывает практика, имеет­ся зависимость от количества потребления. Если в садоводстве много участков, дома капитальные, большой площади, в которых проживают семьи круглый год, то часто в таких товариществах возникают проблемы с оплатой электроэнергии. Хотя в регионе действуют самые низкие тарифы для населения, почему-то граждане позволяют себе не оплачивать потреблённые ресурсы. В каждом  отделении постоянно ведётся контроль должников. В чёрный список попадают те, у кого задолженность свыше двух  периодов. В одном Иркутском отделении, например,  на сегодня в категории «Садоводческие товарищества» 29 садоводств, общая сумма долга которых  свыше 6 миллионов рублей, – рассказал заместитель начальника Иркутского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Владислав Шелегов.

ДНТ «Энергия» на девятом километре Байкальского тракта не первый год на слуху у специалистов «Иркутскэнергосбыта». Общий долг товарищества превысил один миллион рублей. 

По словам Владислава Шелегова, история задолженности у каждого своя и зависит от многих факторов, но основной момент – это всё-таки финансовые взаимоотношения внутри садоводства: как правление их выстроит, так и будут платить собственники дачных участков. Ведь все вопросы жизнеобеспечения садоводства решает председатель правления, члены товарищества во время общих собраний.

Должники проживают и в других дачных направлениях. Буквально в двух километрах от Иркутска известное своими крупными коттеджами, стилизованными под замки, ТСЖ «Николов-посад» имеет просроченную задолженность свыше двух месяцев в сумме более 885 тысяч рублей. Со слов председателя, собственники разделились на два лагеря: тех, кто платит, и тех, кто целенаправленно игнорирует счета. Для сдерживания роста долга привлекли Южные электрические сети  и Центральное отделение «Иркутскэнергосбыта» для перевода собственников на индивидуальные расчёты. Остальную сумму намерены взыскать в судебном порядке. 

Скопление должников наблюдается и вдоль тракта Мельничная падь. Здесь долги от безобидных (на фоне озвученных ранее сумм) 8 тысяч рублей до задолженности в 100, 200 и даже 400 тысяч.

Долг как стиль жизни

Самая распространённая схема взаимодействия энергетиков с садоводствами – заключение общего договора с товариществом (СНТ, ДНТ или ТСЖ), члены которого оплачивают счета председателю или казначею, а уже эти официальные лица передают собранные средства сбытовикам. В Иркутском, Ангарском, Шелеховском районах история взаимоотношений огородников с энергетиками полностью зависит от того, как налажена работа правления, есть ли доверие у жителей к казначею и председателю (которых они, кстати, сами выбирают). В Иркутской области известны случаи, когда председатели собранные средства за электроэнергию тратили на другие нужды или вовсе складывали в собственный карман. Вполне закономерно, что возникают подозрения в честности правления.

Впрочем, самая распространённая причина накопления долгов – несознательность самих садоводов, а не отсутствие доверия к правлению товарищества. По словам Владимира Аксёнова, нередко дачники попросту игнорируют счета за электроэнергию. Работа с такими несознательными потребителями находится полностью под ответственностью правления садоводства. 

Но нередко председатели, в роли которых часто выступают пенсионе­ры, люди преклонного возраста, просто не могут повлиять на бессовестных соседей, вполне обеспеченных, уверенных в своей безнаказанности молодых людей. Такой тип должников не жалуется на плохую память, не прикрывается высокой занятостью или отсутствием денег, чтобы оплатить долги. У таких граждан накопление коммунальных долгов – стиль жизни. Они привыкли в первую очередь тратить средства на свои личные нужды и по остаточному принципу оплачивать счета.

«Существует и ещё одна проблема. Председатели не организовывают контроль потребления электроэнергии в садоводстве. Как результат, возникает не только долг, но и воровство электроэнергии. А это не только подрывает экономическую безопасность компании, но и несёт прямую угрозу жизни тому, кто организует так называемый «наброс». К тому же при незаконном подключении возникает повреждение провода, которое рано или поздно приведёт к аварии, а значит, к обесточиванию нескольких потребителей», – добавил Владимир Аксёнов.

Последствия набросов устраняют владельцы сетей. В большинстве случаев – сами садоводства. То есть дачникам приходится дополнительно скидываться на ремонт сетей. Или изымать деньги из бюджета, заготовленного, например, для отсыпки дороги по весне. Речь идёт о немалых суммах, к тому же стоимость медных проводов регулярно растёт.

«К сожалению, некоторые СНТ видят выход из должников путём разных хитростей, пытаясь показать меньший расход электроэнергии, чем фактический. Например, в СНТ «Джоуль» по Мельничной пади выявили несоответствие с расчётами в декабре 2015 года, спустя два месяца ситуация повторилась. И это не единичный случай, также имеют место быть и откровенные хищения электроэнергии садоводствами. Поэтому отделением проводятся регулярные рейды по выявлению подобных фактов с оформлением немалых штрафов», – рассказал Владислав Шелегов. 

Заложники соседа-огородника

При так называемом общем договоре энергетиков с садоводствами неплательщики подставляют вполне добропорядочных потребителей, которые вовремя гасят все счета. Сегодня у энергетиков есть возможность применять крайнюю меру – ограничивать поставку электроэнергии должникам. Но так как задолженность числится за всем садоводством, ограничение производится для всех его членов независимо от их истории платежей.

«Мы прекрасно понимаем, что часть населения исправно оплачивает счета. Но при общем договоре с юрлицом у нас нет ни юридической, ни технической возможности выяснить, кто же является злостным должником. Ограничение режима электроснабжения  начинаем постепенно: отключаем уличное освещение, обесточиваем сторожку, скважину. Довольно часто происходят самовольные подключения, в таких случаях в соответствии с законодательством производим отключения с питающих центров», – рассказал Владислав Шелегов.

Ввод ограничения электроснабжения садоводства несёт не только бытовые неудобства дачникам, но и влияет на безопасность проживания в товариществе. Дело в том, что как только отключается электропитание скважины, товарищество фактически остаётся без воды. А в летний период, пожароопасный сезон, это особенно рискованно. К тому же после ввода ограничения дачники для приготовления пищи используют отрытый огонь. Но далеко не все соблюдают технику безопасности, вновь появляется риск возгораний. 

Поэтому к такой крайней мере ввода ограничения поставки энергоресурса энергетики стараются прибегать как можно реже, до последнего борются за выстраивание конструктивного диалога. В этом помогают активные соседи, которые самостоятельно воздействуют на неплательщиков, таких же членов садоводств, как и они. Но порой налаживать взаимоотношения энергетикам становится просто не с кем. Например, в «Светлом» несколько месяцев назад председатель бросил ключи на стол – отказался дальше заниматься проблемами дачников. И вопрос с погашением задолженности «Светлого» завис.

«Если уж выбрали председателем определённого человека, решили жить в садоводстве, выполняйте правила и требования правления. Нужно оплатить счета до 20-го числа (срок для юридических лиц), значит, деньги на счёт необходимо положить не позже этой даты. Не 21-го, не 20-го числа следующего месяца. Тогда и проблем с задолженностью не будет, не придётся разрешать последствия своей нерасторопности», – подчеркнул Аксёнов.

Энергетики разработали специальную программу по подключению потребителей в садоводствах в индивидуальном порядке. Это позволяет отслеживать историю платежей каждого клиента. И в случае накопления долгов ограничение грозит не всему садоводству, а отдельному неплательщику. Но программа действует только на тех территориях, где собственниками сетей являются сами энергетики. В садоводствах их процент незначителен. Энергетикам ничего не остаётся, как применять крайние меры по отношению ко всем дачникам. Ведь на кону – энергобезопасность целого региона, которая напрямую зависит от платёжной дисциплины.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры