издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Метлахской плиткой по бетону»

Это было полвека назад. Огромные картонные листы закрывают весь пол одного из спортивных залов Иркутска. Над ними склонились ленинградские художники, практически студенты. Это их первая серьёзная работа. Один из художников взбирается по лестнице-стремянке на «смотровую площадку» – под самый потолок. Только отсюда можно увидеть, что же это за картина. Буквы, винтовки, головы людей, люди поют… Скоро эти картонные листы отправятся на железобетонный завод, где уже готовят бетон, туда же везут ящики с сотнями кусочков красной метлахской плитки. Так создавалось знаменитое иркутское панно «Интернационал», что сегодня украшает сквер на углу Пролетарской и Карла Маркса, один из сохранившихся монументальных мозаичных памятников позднего СССР.

Монументальное панно «Интернационал» было открыто ко дню празднования Великой Октябрьской революции в 1967 году. Сквер этот, конечно, очень примечателен, и любой, кто увлекается историей Иркутска, не может не чувствовать, насколько это место впитало в себя самые разные судьбы, события. И насколько наши представления о том, как и что нужно отмечать, о чём хранить память, мимолётны. И как память одного поколения легко сметается другим, но не убивает его, а наслаивается, и получается странный «пирог». Место это первоначально носило характер мирный и должно было быть «намоленным».

30 августа 1866 здесь была заложена часовня Спасителя. В 1870 она была освящена в память сохранения жизни императора Александра II 4 апреля 1866. Город потратил более 45 тысяч рублей на её постройку. До революции здесь толпились беднейшие женщины в поисках работы – тут нанимали прислугу. В 1919 году вокруг этой часовни духовенство устроило крестный ход, шествие дружины Святого Креста с особым знаком – восьмиконечной звездой – и надписью «Сим победиши», так иркутяне готовились бороться с большевиками.

Но судьбе было угодно, чтобы на долгие годы именно этот сквер стал одним из «большевистских» мест Иркутска. В 1929 году, уже много позже революции, в иркутской «Власти труда» появилось объявление: «Собор под музей, часовню – под киоск». Пустующее здание Казанского кафедрального собора планировали отдать под музей. Кроме того, сообщалось: «Часовня на углу улиц Карла Маркса и Пролетарской также отбирается. В ней теперь будет книжный киоск». Позже оба здания снесли. И пустоты начали заселять новыми символами.

В сквере на углу Пролетарской и Карла Маркса в 1934 году установили памятник Ленину, история которого сама по себе замечательна и достойна детектива. До сих пор непонятно, как он много лет пролежал в ящике в одном из дворов Иркутска, а потом вдруг чудесно было извлечён. Авторство горельефа также не было установлено, ходила легенда, что автором памятника был некий чешский легионер. Высказывались самые разные версии, пока долгие поиски историков и краеведов, в числе которых были и чехословацкие, не привели к единому мнению – памятник очень похож на другие работы знаменитого скульптора Сергея Меркурова. История с поисками автора памятника была затеяна журналистами и краеведами в 1964–1967 годах, когда сквер на углу Пролетарской и Карла Маркса ждал обновления к 50-летию Октября. Именно тогда было решено украсить его панно из метлахской плитки.

Мозаику «Интернационал» видели все, однако лишь немногие знают подробности её изготовления и установки. Всё внимание в те годы было привлечено к уникальному горельефу Ленина, тогда как рядом летом и осенью 1967 года работали скромные ленинградские студенты. Им предстояло к 50-летию Октября облагородить невзрачную стену старинного дома, которая оказывалась за спиной прославленного «меркуровского» Ленина.

Монументальное панно «Интернационал» было подарком Иркутску от Ленинградской академии художеств. В сентябре 1967 года новый спортивный зал седьмой школы заняли художники. На полу были разложены огромные картонные листы, полотно в 130 квадратных метров заняло весь зал. Для троих студентов Ленинградской академии художеств это был дипломный проект. «Ребята замахнулись очень широко и дерзко, – писала «Советская молодёжь». – Решили сделать монументальную декоративную систему на тему «Интернационала». Автором проекта монументальной декоративной стены был молодой художник Анатолий Гетманский. «Это моя первая проба в большом искусстве, – сказал он тогда. – Хочется, чтобы наша работа полюбилась иркутянам». Работали над панно «Интернационал» сам Гетманский, его товарищи Валерий Солнцев и Юрий Петрушкин. Для того, чтобы увидеть полотно не в деталях, а в настоящую величину, нужно было взбираться по стремянке под самый потолок спортивного зала. «В центре волевые мужские головы. Руки их скрещены на стволе винтовки. Во взоре – решимость. Свободное место полотна занимает текст песни, а по краям слово «Интернационал» латинским шрифтом». Эти картонные листы позже отправились на железобетонный завод № 1.

Туда же поехали художники, они работали с бетонными блоками прямо на улице, делали бетон глянцевым, накладывали целлофан на свежий бетон и получали идеальную поверхность. Рисунок выкладывался красной метлахской плиткой, которая тогда была популярна, многие дома в Иркутске были украшены панно из этой плитки, как и пол в машинном зале Иркутской ГЭС. Потом плиты были привезены к дому на углу Карла Маркса и Пролетарской и навешаны на дом. Сохранились точные дата и время открытия – 6 ноября в 14 часов 15 минут мемориал «в честь 50-летия Октября» был торжественно открыт.

Ленинградские художники покинули Иркутск, однако не затерялись. И сегодня можно увидеть их работы и наблюдать, как развивалось их творчество. Дипломной работой Анатолия Гетманского стала серия эстампов «Песни революции и гражданской войны». Одна из этих песен навсегда осталась в Иркутске. Валерий Солнцев закончил ВАХ с дипломной работой – серией эстампов «Ткачихи». Художник-график в основном работал в технике автолитографии. Юрий Петрушкин делал диплом с серией эстампов по книге Низами Гянджеви «Семь красавиц». Сегодня он – доцент кафедры дизайна и art-менеджмента Донецкого национального университета, Заслуженный художник Украины. В списке работ, которые он считает для себя значимыми, отмечена мозаика «Интернационал» в Иркутске.

Сегодня мозаика уже больше исторический артефакт. Хочется, чтобы в ней было всё меньше и меньше идеологии и всё больше памяти о месте. Однако оно до сих пор обладает странным свойством притягивать акции, шествия… Именно на этой мозаике в 2014 году был вывешен баннер памяти Бабуровой и Маркелова, а в 2016 году к этому месту направились активисты «анархистского Первомая».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры