издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сэкономить на студентах

Областные чиновники нарушают закон, массово отказывая молодёжи в документах на получение социальной стипендии

  • Автор: Игорь Ведерников

Количество студентов в Иркутской области, которые получают социальную стипендию, за последний год сократилось почти на треть. Если в прошлом году денежную поддержку от государства имели 5328 малоимущих студентов, то в нынешнем получателей социальной стипендии стало всего 3481. К сожалению, перемены не связаны с тем, что небогатые студенты стали меньше обращаться за финансовой поддержкой или их семьи резко разбогатели. Просто областная соцзащита в нынешнем учебном году массово отказывает в выдаче документов, дающих право на социальную стипендию. Одни и те же люди, которые в прошлом году безо всяких проблем получили необходимые справки, нынче не могут добиться от чиновников результата.

Студентка третьего курса ИрНИТУ Ольга Каймонова в нынешнем учебном году впервые не получает социальную стипендию. Постоянно в начале учебного года она подаёт документы на выплаты. Обычно никаких проблем не возникало: нужно взять справку из местного отдела соцзащиты, что имеешь право на социальные выплаты, и полученный документ принести в деканат вуза. И хотя материальное положение семьи в последнее время не улучшилось, в этот раз Ольге пришлось собирать документы трижды. И каждый раз студентка получала отказ.

«В этот раз в начале учебного года я поехала домой, чтобы подать документы на стипендию. Живу я в Нукутском районе. В нашей семье пятеро детей, работают папа и мама. Сведения о доходах нужны от всех членов семьи, а у меня сестра учится в Санкт-Петербурге, две недели ждали справку от неё. На одного члена семьи у нас доходы выходят меньше прожиточного минимума. Но нам всё равно отказывают.

В третий раз я подала документы в декабре. В январе получила официальный отказ. В ответе правительства написано, что я не подхожу по критериям, – рассказывает студентка. – Конечно, родители помогают, и учебную стипендию я получаю выше обычной, поскольку занимаюсь дополнительной деятельностью в университете. Но и социальная стипендия мне бы очень пригодилась. Например, добавив несколько сотен, я могла бы заплатить ею за семестр проживания в общежитии. Для меня больше 2,2 тысячи рублей – значимая сумма».

Мама братьев-студентов Братского технического университета Алла Николаевна была до последнего уверена, что с документами всё в порядке. «Заблаговременно, ещё летом, я, как обычно, собрала документы, чтобы дети могли во время учебного года получать социальную стипендию. Сыновья уже совершеннолетние, поэтому им несколько раз пришлось отпрашиваться с занятий, чтобы подписать все бумаги. В соцзащите мне сказали, что мы подходим по всем параметрам, ответ наверняка будет положительный. Через несколько дней мне позвонили, попросили привезти ещё некоторые документы о моей болезни, подтверждения, что я часто бываю в больнице. У меня инвалидность, добираться каждый раз до центра города – это 40 километров от дома – мне было непросто. Но я всё сделала, документы привезла. И вдруг получаю отказ. Я позвонила в соцзащиту, меня направили к юристу, которая заявила, что мне имели право отказать. У нас не было пожара, я не проходила дорогостоящее лечение. Поэтому на помощь мы рассчитывать не можем. А сыновья не получат социальную стипендию. Я инвалид, работать имею право только на полставки. Зарплата шесть тысяч плюс пенсия. Я хотела добиваться своих прав дальше, но сыновья отговорили. Серёжа и Миша сказали, что будут летом зарабатывать деньги, чтобы можно было учиться дальше», – делится женщина.

Недоумевает, почему не выходит получить социальную стипендию, и студентка первого курса Иркутского госуниверситета Карина Давыдова. Многие её друзья получали социальную стипендию, она тоже решила оформить документы. Поехала домой, в Малое Голоустное, со всеми необходимыми бумагами обратилась в местную соцзащиту. Там ей и объяснили, что на помощь государства имеют право инвалиды и сироты, к которым она не относится. «Во второй раз я решила не тратить время и деньги, подала справки по месту проживания – в Иркутске я живу в общежитии. Когда пришла в соцзащиту, сотрудница однозначно заявила, что документы снова не возьмут. Я попросила, чтобы справки приняли и дали ответ. Мне сказали, что ответ будет отрицательный. Я настояла, чтобы они выполнили свою работу. Две женщины, которые были в кабинете, молча переглянулись между собой, но документы приняли. Как они и обещали, мне снова отказали, – говорит Карина. – Одной стипендии для жизни, конечно, недостаточно. Мне помогают родители. Я учусь в первую смену, и найти работу на полдня после обеда трудно. Да и времени на учёбу много уходит».

Разница незаметна

Есть вполне конкретная причина того, почему Ольга, Карина, братья Сергей и Михаил из Братска и почти две тысячи других студентов не могут добиться социальной стипендии. С начала нынешнего года вступили в силу поправки в федеральный закон об образовании. Поменялась суть документа, который нужно предоставить для получения социальной стипендии. Если раньше студент в деканат приносил справку о том, что имеет право на социальные льготы, то теперь он должен фактически получить помощь.

С точки зрения человека не-искушённого, нет особой разницы – имеет ли студент право на помощь или он её получил. Огромная разница для областных чиновников. Ведь стипендии выплачивает федерация. Раньше, когда у регионального правительства не было финансовых обязательств, справки выдавали всем студентам, которые имеют право на льготу. Затруднения появились, когда декларацию о том, что человек имеет право на льготу, потребовалось подтвердить делом – дать ему эту самую льготу или пособие.

Нет сомнения в том, что федеральный законодатель действовал для пользы студентов: так человек получает и помощь от региона, и социальную стипендию от федерации. На деле же вышло так, что многие студенты вообще лишились всяких льгот. Им просто отказывают.

И основание региональные чиновники от соцзащиты приводят весомое. По Областному закону от 19 июля 2010 № 73 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» определён список категорий лиц, которые могут рассчитывать на государственную социальную помощь: малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

Интерес представляет та часть формулировки, которая указывает причину финансового положения. Для трактовки понятий «малоимущая семья» и «малоимущий одиноко проживающий гражданин» есть чёткие критерии. Доход, который приходится на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не должен быть выше прожиточного минимума. Например, за первый квартал 2017 года эта величина для трудоспособного населения в Иркутской области составила 10506 рублей.

Острое желание отказать

А вот причины, которые привели людей к их нынешнему состоянию, можно трактовать весьма свободно. Студентам стали либо отказывать на том основании, что, несмотря на занятость, они могут обеспечивать себя самостоятельно. Либо требовали дополнительные документы, не предусмотренные в областном законе. По оценке председателя Студенческого координационного совета Иркутской области Александра Манзулы, запрос дополнительных документов – это коррупционный фактор, который даёт возможность чиновнику по своему усмотрению трактовать закон.

Кроме того, председатель координационного совета отмечает: студентам не нужно доказывать причины, почему у них нет самостоятельного заработка, поскольку по федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» студенты очной формы обучения отнесены к категории занятого населения. Это является объективной причиной.

«Гарантированное государством право на получение (впервые) бесплатного высшего образования (ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») позволяет в период обучения не заниматься трудовой или иной приносящей доход деятельностью. Фактическая занятость образовательной деятельностью, доход, соответственно, его семьи или самого студента, как одиноко проживающего, ниже прожиточного минимума – все эти обстоятельства в совокупности позволяют отнести студента к категории малоимущего и дают право на получение государственной социальной помощи без каких-то дополнительных ограничений или подтверждающих документов», – доказывают право студентов из небогатых семей на социальные стипендии участники Студенческого координационного совета в одном из писем в адрес властей.

Они предлагают вернуться к схеме, когда государственная социальная помощь назначалась только на основании документов, подтверждающих низкий доход на одного члена семьи.

Александр Манзула объясняет, что для студентов не столь важна социальная помощь, на которую не спешит «раскошелиться» область. На документах из соцзащиты «завязаны» другие льготы, расходы по которым не касаются региона, – социальная стипендия (около 30 тысяч рублей в год), скидка 50% на проезд в общественном транспорте. Поэтому члены студенческого совета неоднократно обращались в областную соцзащиту и предлагали обсудить варианты решения проблемы. Например, сократить сумму выплаты для студентов – вместо пяти тысяч единовременной выплаты выдавать 500 рублей на товары первой необходимости. Студенты направляли письма губернатору области Сергею Левченко и его заместителям.

Но, когда речь заходит не об абстрактных «разговорах в пользу бедных», а о реальной помощи, глава региона уходит в «глубокую оборону». Ну и пусть студенты, которые раньше получали социальную стипендию, теперь её не получат. Зато областной бюджет не потратит лишнюю копейку. Видимо, с таких позиций рассуждает областное руководство.

Напомним, пока дело не касалось расходов областного бюджета, региональные чиновники не были столь принципиальны. Справки выдавали без затруднений. Сегодня правительство в ответ на очередное обращение студентов с предложением включить в список объективных обстоятельств наличия низкого дохода обучение в вузе отвечает отказом. Чтобы получить заветные пять тысяч рублей от области, непременно нужно, чтобы в семье произошло что-то страшное: пожар или наводнение, человек должен стать инвалидом или потерять работу.

Такие ответы-звоночки от областного правительства – куда более действенные стимулы для принятия решений, чем долгие рассуждения об уникальности нашего региона. Под красивые речи региональных чиновников о богатом образовательном потенциале Приангарья лучшие студенты без громких заявлений уезжают в соседний Красноярский край, Москву и Санкт-Петербург. Нам остаётся только удивляться: почему усиливается отток интеллектуальной элиты из нашего благодатного региона? Спасибо, если человек продолжит учиться. Для многих студентов отмена льгот может стать критическим фактором – им придётся оставить учёбу и пойти работать.

Хотя, по сути, никакие корректировки законодательства не требуются. Не нужно ничего придумывать нового. Вполне достаточно того, чтобы областное руководство следовало действующим нормам и не пыталось сэкономить на людях, материальное положение которых и так нестабильно. Особенно цинично острое желание сэкономить выглядит на фоне заявлений Левченко о сверхдоходах, которые бюджет области получил по налогам.

Ситуация со стипендиями не уникальна. Многие регионы страны столкнулись с необходимостью предпринять меры, чтобы студенты могли получать социальные стипендии. Например, в Красноярском крае до недавнего времени вообще не было регионального закона о государственной социальной помощи. 18 апреля нынешнего года документ вступил в силу. «Правительство выделило деньги, депутаты внесли изменения в бюджет. Теперь студенты, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают финансовую помощь из краевого бюджета и социальную стипендию от федерации, – рассказывает председатель Студенческого координационного совета Сибирского федерального округа Екатерина Сидоренко. – Несмотря на то что в Иркутской области есть такой закон, права студентов в вашем регионе нарушаются».

Аналогичные законы действуют во многих регионах – в Тульской, Белгородской, Владимирской, Астраханской областях, Мордовии, Москве и области, Санкт-Петербурге и других субъектах РФ. Там студенты не испытывают трудностей, которые по вине регионального руководства переживает наша молодёжь.

Получающие государственную социальную стипендию в вузах Иркутской области

Наименование
образовательной
организации
Численность
по очной форме, всего
Численность
по очной форме,
бюджет
Малообеспеченные студенты,
январь 2016 г. (чел.)
Норматив социальной стипендии Малообеспеченные студенты,
январь 2017 г. (чел.)
Ангарская государственная техническая академия 1,192 971 122 2,227 127
Байкальский государственный университет 9,087 2,883 305 2,227 288
Братский государственный университет 2,092 1,911 359 2,227 204
Иркутский национальный исследовательский технический университет 8,048 6,183 1,084 2,227 776
Иркутский государственный университет 8,939 6,001 1,464 2,227 1,232
Иркутский государственный медицинский университет 3,343 2,365 647 2,227 н.д.
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия 2,317 1,641 529 2,227 н.д.
Иркутский государственный университет путей сообщения 7,594 4,691 818 2,227 854
ИТОГО 42,612 26,646 5,328 3,481
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры