издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Надо прекратить искать себя, мы уже опоздали»

На прошлой неделе в Иркутске с мастер-классами побывала Ирина Хакамада. Наш корреспондент спросил у неё о выживании в эпоху турбулентности, о том, что больше всего сегодня волнует россиян, и о том, как сохранить энергию в век информационной перенасыщенности.

 

– Ирина Муцуовна, вы ввели в обиход коучей термин «турбулентность». Как и чем определяется «турбулентность», как сильно она влияет на людей, и можно ли из этого состояния выйти?

– Турбулентность определяется двумя факторами. Первое, это когда абсолютно разнокачественные факторы, разные тренды действуют одновременно, и вы не понимаете, что происходит. С одной стороны, идёт, например, национальное усиление каждый страны, с другой – усиливается глобализация. С одной стороны, наблюдается развитие индивидуализма у человека, всё зависит только от него, с другой – он становится зависимым от социальных сетей и от того, насколько он находится в контакте с огромным количеством людей в Интернете. Второй признак – все события, которые происходят здесь и сейчас, носят характер непредсказуемости. По одной простой причине – нет линейной зависимости, когда одно вытекает из другого, когда ты, проанализировав прошлое, можешь прогнозировать будущее. Ты можешь сколько угодно анализировать прошлое, делать из этого выводы, но события происходят совершенно по другим законам. Можно ли выйти из турбулентности? Глобально – нет. Потому что в турбулентность входит вся цивилизация. Но в рамках частной жизни можно периодически из неё выскакивать ненадолго, когда вы совсем запутались. Тогда лучше не совершать никаких шагов, нужно присесть на берегу и прислушаться. Волны качают во все стороны, а вы сидите и ждёте, когда какой-то тренд хоть чуть-чуть начнёт преобладать. И тогда опять начинаете плыть. Но пытаться совсем выйти из мирового тренда и выстроить свою жизнь так, как будто ничего не происходит, невозможно.

– Средний класс в России всё ещё присутствует, может ли в нашей стране сегодня в принципе быть средний класс?

– Статистически средний класс сокращается и сегодня составляет не больше 10–12% от всего активного населения. Кто-то разорился, огромное количество людей уезжает. Даже делая бизнес здесь, люди начинают жить за пределами страны и все заработанные деньги отправляют за границу, держат там семьи. Прекрасные, образованные дети, наше будущее поколение, оседают за границей и скоро по-русски говорить не смогут. Для меня это трагедия, я без России себя не мыслю. Средний класс размывается, часть его уходит в состояние ниже прожиточного уровня среднего класса. Небольшая часть выскакивает куда-то в чиновники. Но чиновники только в России входят в средний класс, в нормальных странах в средний класс включены врачи, учителя, учёные, интеллигенция. Так что сегодня средний класс в России не исчезает, он уменьшается количественно, но укрепляется с точки зрения потенциала. Я это вижу по собственным лекциям.

– Бывают ли бывшие политики, или это состояние неизлечимо?

– Неизлечимо. Я осталась политиком, постоянно даю комментарии, веду с другими девушками политическое ток-шоу «Вечернее Хилари», комментирую события недели на радио «Эхо Москвы». Это остановить невозможно.

– Политика делает человека жёстким, иногда беспринципным. Произошла ли с вами такая деформация? Или это были позитивные изменения, которые вам затем пригодились в жизни?

– Политика – как искушение дьявола. Если внутри человека груда ужаса, черноты, чего-то плохого, это всё вылезет наружу. Если внутри хорошее, человек всё выдержит. Я выдержала. И взяла из политики только хорошее.

– Как вам удалось сохранить в этой деятельности свою безусловную женственность?

– Для меня важен баланс инь и ян, я же человек восточный. Поэтому, когда мне не хватало женской энергии, я принималась её подпитывать. Меняла походку и одежду, начинала носить платья вместо брюк, включала какие-то женские штучки, искусственно начинала чуть-чуть кокетничать, то есть я себя напрягала. Когда баланс устанавливался, это уже входило в привычку. И наоборот: если влюблялась, но чувствовала, что мужчина начинает вытирать об меня ноги, делала вывод, что я перестаралась быть женщиной. Пора включить мужика – и я его включала. Я всё время балансирую, меня перегибает то в одну сторону, то в другую. Потому что человек не может быть всё время гармоничным, он же не Бог. Я анализирую свои состояния и перестраиваюсь.

«Дойти до отчаяния, до дна и перезагрузиться»

– Из политики вы ушли в область неоднозначную, по мнению некоторых людей. Сегодня достаточно коучей, сэнсеев, учителей жизни, и среди них не так много компетентных. Удовлетворяет ли эта деятельность ваши амбиции?

– Это продолжение моей деятельности. Я и в политике не стремилась к власти, правильно? Иначе я давно была бы в ней на других условиях, я бы её обслуживала, но я бы была в политике. Я продолжаю пытаться менять страну, как могу, кидаю камешки и пускаю волны. А дальше волны распространяются сами по себе. Я это делала в политике, я это делаю сейчас. Но тогда я это делала политическими инструментами, сейчас – с помощью передачи своего опыта и стиля жизни свободной личности, профессионала, который при этом является законопослушным человеком.

– И вам хватает публичности?

– По-моему, её до сих пор перебор.

– Вы ездите по стране с мастер-классами, собираете полные залы. Что сейчас важно россиянам, что их волнует?

– Больше всего людей в России сегодня волнует, как, опираясь на собственные силы, всё равно быть успешным, не заботясь о своих взаимоотношениях с государством. Потому что государство настолько отдалилось, что от него никто ничего хорошего не ждёт, только непредсказуемости. В ответ на этот вызов непредсказуемости правил, игры, законов, государственной политики, внешней и внутренней, несмотря ни на что, вскрыть в себе новые силы. Не просто выстоять, но ещё и заработать деньги.

– Некоторые профессии сегодня переживают мощный кризис, отдельные из них в скором времени просто вымрут. Что делать тем, кто реализует себя профессионально в умирающей сфере?

– Признать, что наступило время другой профессии, понять, какой. Ни за что не цепляться, не привязываться, быть лёгким, как бабочка. На своих встречах я рассказываю о целой системе вещей и поступков, которые надо сделать. После чего человек поймёт, что конкретно в его жизни должно быть другим.

— Нет ли у вас ощущения, что сейчас настало время смирения и принятия?

— Нет. Просто настало время жить по правилам дзен-буддизма в определенной степени. Сегодня надо прекратить искать себя, мы уже опоздали. Поэтому, если вы видите, что вы в кризисе, нужно суметь родиться заново. Дойти до отчаяния, до дна, понять, что наступил момент перезагрузиться, полностью обнулиться, войти в существующую сейчас систему новорожденным. Начать всё по новой, но уже в этой среде, и вы увидите, что вы опять будете успешны. Это возможно в любом возрасте.

– Эмоциональный капитал, о котором вы неоднократно упоминаете, что это такое?

– Эмоции – это то, что присуще нам от природы. Негативные и позитивные, они нас спасают, иначе мы были бы бесчувственными. Настроение – это то, что делает мозг с нашими эмоциями. Он может негативную эмоцию продлить на годы, а может обрубить. Эмоциональный интеллект – это обрубить или переформатировать негативную эмоцию. А эмоциональный капитал – это превратить эмоциональный интеллект в доход.

«Мужчина придёт и встанет на нужное место, если это ваш человек»

– В одном из ваших интервью я прочла, что муж запретил вам быть моделью.

– Да, это был второй муж. Жалко. Мне было 24 года, у меня двое маленьких детей, я пишу диссертацию, на лето мне предложили работать моделью. Он запретил.

– А сегодня мужчина может вам что-то запретить?

– Нет. Но я не буду с мужчиной спорить. Я скажу: «Я подумаю, может, ты и прав, мне не надо это делать». А потом тихо сделаю, зачем спорить-то? У меня все цели благородные.

– За последние 100 с лишним лет место женщины в мире изменилось. Где оно сегодня – за мужчиной, впереди него, рядом?

– Меня вообще не интересует, где оно. Мужчина придёт и встанет на нужное место, если это ваш человек. Но всё зависит от того, где находитесь вы сами. Мужчина вторичен, первичны вы как человек. Если женщина желает изменить мир к лучшему и создать что-то удивительное, это одна история, к ней придёт определённый тип мужчины. Если женщина хочет иметь золотой кошелёк с машинами, квартирами, самолётами, обслуживая своего мужчину, к ней придёт другой мужчина, у неё будет другая судьба. Всё определяется вами, а не мужчиной.

– Мы живём в век, перенасыщенный информацией. Такое ощущение, что дети уже с самого садика усталые, на усталость жалуются почти все вокруг. Ваш рецепт энергосбережения?

– Первое – не общаться с лишними людьми, которые тянут из вас энергию и бесконечно грузят. Лучше общаться с энергичными людьми. Второе: уметь раз в неделю уходить в тишину, не бояться оставаться с самим собой, любить себя, читать любимые книги, слушать любимую музыку. И третье – активный отдых. Не бойтесь недоспать. Активному человеку нужно не больше шести часов сна, а потом он где-нибудь своё доберёт. Не сомневайтесь: «Я так много работаю, мне нужно выспаться, ну куда я пойду? У меня возраст, дети, какой ночной клуб, какая консерватория, какой театр?» Все сомнения убрать – и вперёд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры