издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Красавица с эмалевыми глазами»

  • Автор: Арнольд Беркович

Гастрольная афиша Бурятского академического театра оперы и балета в Иркутске каждый год строится по одному принципу: половина срока гастролей отдана балетам, вторая половина – шедеврам оперного искусства. В обеих половинах представлены премьерные спектакли. Мы позволим себе остановиться на балете французского композитора Лео Делиба «Коппелия, или Красавица с эмалевыми глазами».

Балет, написанный по новелле Гофмана «Песочный человек» более ста лет назад, фактически завершил эпоху романтизма, которая была начата трагической «Жизелью» композитора Адольфа Адана. Либретто «Коппелии», изобилующее комедийными сценами и пантомимами, написал драматург Ньюитер, первым балетмейстером был Сен-Леон. Но после премьеры в Парижской опере балетная партитура Сен-Леона была утрачена, и в театрах мира каждый балетмейстер считал себя вправе быть её автором. Сюжетная канва в основе своей сохраняется, но в ней можно без труда найти некоторые вольности. Однако сохраняется музыка Лео Делиба, которую высоко ценил Чайковский. «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!» – говорил он, оценивая балеты «Коппелию» и «Сильвию» Лео Делиба.

В Бурятском театре постановку «Коппелии» осуществил балетмейстер из Румынии Валентин Бартес. Он практически сохранил сюжетные коллизии, заложенные во взаимоотношения Сванильды, Франца и Коппелиуса, но убрал балетные номера куклы Коппелии. Логичным будет вопрос: «Зачем в программе спектакля заявлена Коппелия, да ещё и в исполнении народной артистки Бурятии Вероники Мироновой?» Во втором акте балета перечислены танцы, которые должны исполнять ожившие куклы, но в реальности их нет. Что изображают эти куклы, лишено чёткого художественного понимания. Отсутствием выраженной смысловой нагрузки танцев отличается большая часть поставленных балетных номеров, и только вальс Сванильды в первом акте, партия Авроры и па-де-де Сванильды и Франца позволяют говорить о достойном вкладе балетмейстера в решение балета.

Большая часть балетмейстеров, начиная с Петипа и Горского, решала лирику балета через возникновение чувственного отношения практически всех действующих героев к кукле Коппелии: её пытается оживить Коппелиус, разоблачением её кукольной природы пытается утвердить своё счастье Сванильда, в сложное положение попадает из-за неё Франц. Но создатели балета Делиб и первые либреттисты предполагали балет, лишённый трагедии, где на лёгкой пантомиме с большим чувством юмора всё заканчивается положительно. В Бурятском театре оперы и балета эту задачу творчески решают ведущие артисты балета. В роли Сванильды представлена заслуженная артистка Республики Бурятия, лауреат Государственной премии РБ Баярма Цыбикова. Мы знаем эту талантливую балерину по исполнению ведущих партий во многих классических балетах, ей свойственно проникать в глубины трагических характеров своих героинь. В роли Сванильды балерина демонстрирует умение быть мягкой и нежной, чуть легкомысленной и в меру хитрой, изобретательной и искренней. Её вальс в начале спектакля – это олицетворение поэзии и балетного совершенства.

Всяческих похвал заслуживает заслуженный артист Республики Бурятия, лауреат Государственной премии РБ Владимир Кожевников в роли Коппелиуса: удивительное, предельно яркое воплощение нестандартного характера творца куклы, владение искусством пантомимы, передаваемое с отточенным чувством меры, выраженный языком хореографии текст делают роль Коппелиуса лучшей в представленной премьере. Сложнее приходится, по замыслу балета, заслуженному артисту Республики Бурятия, лауреату Государственной премии РБ Булыту Раднаеву, его сценическое действие ограничено авторами балета, но там, где артисту предоставлена активность, Раднаев красив, элегантен, в совершенстве владеет основами хореографического искусства.

Великий балетмейстер Горский однажды сказал: «В балете руки танцовщика являются олицетворением мятущейся и трагической души». В новой работе театра руки балета используются предельно широко и у солистов, и у кордебалета, хотя и не всегда с должным смыслом.

Балет «Коппелия» очень хорошо сценографически оформлен, художник Алексей Амбаев создал яркие, пространственно ёмкие декорации, которые создают необходимый художественный колорит спектакля. Этим же целям столь же успешно служат костюмы, созданные художником из Италии Джанлукой Саитто.

К глубокому сожалению, не могу положительно отметить оркестр. Он всегда являлся и является слабым местом в деятельности Бурятского театра оперы и балета, и какие бы дирижёры с ним не работали, качественного сдвига в деятельности оркестра добиться не могли. И мне от души жалко талантливого дирижёра Валерия Волчанецкого, который не раз спасал музыкальные «достоинства» театра.

Балет «Коппелия» его создатели справедливо считали балетом для взрослых и детей. По оценке выдающегося балетмейстера Баланчина, это произведение Лео Делиба, замыкающее жанр балетного романтизма, признано величайшей из хореографических комедий, и искренне жаль, что воплощение балета на сцене Бурятского театра оперы и балета не в полной мере отвечает его художественным задачам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры