издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Опять «неуд»

Работа правительства Иркутской области в течение месяца дважды получила нелестные оценки федеральных властей

Федеральные чиновники дважды поставили правительству Иркутской области «неуд». Попавшие вчера в распоряжение редакции копии документов, где зафиксирована столь низкая оценка качества работы команды Сергея Левченко, так или иначе связаны с Байкальском и подписаны с разрывом в 27 дней.

Теплоисточник неприятностей

Один из них – протокол совместного заседания комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения Иркутской области по вопросу подготовки ТЭЦ Байкальского ЦБК к прохождению осенне-зимнего периода 2017-2018 годов, а также о ходе поручений правительства РФ по модернизации системы теплоснабжения города Байкальска. Подпись под документом поставил 20 июля замминистра энергетики Андрей Черезов. Неудовлетворительная работа правительства Иркутской области отмечена уже первым пунктом протокола. В нём речь идёт о разработке проектно-сметной документации (ПСД) замещающего теплоисточника в Байкальске.

Три года назад на заседании у заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича было принято консолидированное решение о необходимости строительства замещающего источника теплоснабжения в Байкальске с использованием в качестве основного вида топлива сжиженный газ. ООО «ВЭБ-Инжиниринг» разработало соответствующую документацию год спустя, тогда же был подготовлен проект реконструкции системы теплоснабжения города. Следует отметить, что основное тепломеханическое оборудование ТЭЦ ещё в 2015 году выработало свой парковый ресурс, а техническое состояние сетей требовало замены.

Но, по информации «ВЭБ-Инжини-ринг», проектно-сметная документация на строительство нового теплоисточника для города в государственную экспертизу не передавалась, поскольку правительство Иркутской области до настоящего момента так и не решило вопрос по виду источника теплоснабжения. Соответственно, работа по согласованию ПСД приостановлена.

Сегодня ТЭЦ БЦБК находится в собственности ООО «Теплоснабжение», учреждённого МУП «Агентство развития бизнеса и территории Байкальского муниципального образования». Актуальность строительства нового теплоисточника подтверждают и местные власти. Так, тариф, утверждённый Службой по тарифам Иркутской области, не предусматривает затрат на приобретение угля круглогодично. Основное оборудование ТЭЦ Байкальска выработало свой ресурс, в связи с чем на закупку топлива уходят огромные средства, пояснил мэр города Василий Тамгеневский. После закрытия БЦБК, на который приходился основной объём потребления пара, станция не окупает свою работу и летом 2017 года поставки горячей воды в город не осуществляются.

Участники заседания комиссии констатировали: станция находится в неудовлетворительном состоянии, а рекомендации АО «Техническая инспекция ЕЭС» не исполняются из-за систематического недофинансирования ТЭЦ.

Теперь тема строительства альтернативной станции в Байкальске взята на карандаш в Минэнерго РФ (губернатору Иркутской области Сергею Левченко предстоит доложить о выполнении ранее принятых на этот счёт решений в ведомство в ближайшие дни), а подготовка ТЭЦ Байкальска и вовсе станет предметом постоянного мониторинга.

Индикаторы эффективности не достигнуты

Схожи по тональности и данные о проверке выполнения федеральной целевой программы (ФЦП) «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». 27 июня её результаты были переданы председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

Из 12,3 млрд рублей бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию ФЦП с 2012 по 2016 год, освоено 9,5 млрд. Эти средства направлялись на работы по реконструкции очистных сооружений, строительство мусоросортировочных станций и полигонов твёрдых бытовых отходов. Проводились исследования воздействия вредных загрязняющих веществ на Байкальскую природную территорию, по научному обоснованию экологической допустимости размещения объектов хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и другое.

Однако из 9 индикаторов программы только по двум достигнуты плановые показатели. В частности, проверяющие отмечают, что не достигнуты показатели, как раз существенно влияющие на достижение цели по охране озера Байкал и защите Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, в том числе по сокращению объёмов сбросов загрязненных сточных вод, снижению площади Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению.

Проверка показала, что объекты, построенные в 2015 году в Байкальске, затраты на которые составили 129,3 млн рублей (из них 90,9 млн из федерального бюджета), эксплуатируются ненадлежащим образом. Несмотря на то, что две канализационные насосные станции согласно отчетам введены в эксплуатацию, до настоящего времени они не подключены к канализационным сетям. Дело в том, что часть канализационных сетей Байкальска и подлежащие замене канализационные насосные станции находятся в собственности индивидуального предпринимателя, который препятствует подключению новых объектов и выводу из эксплуатации устаревших, которые продолжают причинять вред окружающей среде. «Меры, принимаемые правительством Иркутской области, неэффективны. Не используются способы судебной защиты прав жителей поселения на благоприятную среду обитания и Байкальской природной территории от негативного воздействия, не инициируются вопросы гражданской, административной и уголовной ответственности виновных лиц», — констатировали в департаменте контроля и проверки выполнения решений правительства РФ.

Кроме того, не обеспечивается сохранность напорного коллектора канализации от существующей камеры 1012 до очистных Байкальска, имеется свободный доступ к оборудованию, с части люков похищены крышки, своевременное устранение нарушений не производится.

Проверка выполнения мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов ОАО «Байкальский ЦБК», деятельность которого прекращена в декабре 2013 года, показала, что на берегу Байкала накопилось и складировано на двух полигонах в 14 картах-накопителях более 6,2 млн тонн отходов производства. Практическая реализация проекта по ликвидации негативного воздействия не начата, несмотря на неоднократные поручения правительства РФ. Причём неосвоенные в 2013–2015 годах средства в сумме 2,7 млрд рублей уже возвращены в федеральный бюджет.

Стоимость проекта составляет 5,9 млрд рублей. В федеральном бюджете с 2017 по 2019 годы предусмотрено финансирование на эти цели в сумме 253,08 млн рублей ежегодно. В апреле 2016 года полномочия по реализации проекта переданы Иркутской области. И в феврале 2017 года Минприроды РФ и региональное правительство заключили соглашение о предоставлении субсидии из федеральной казны в размере 253,1 млн рублей (софинансирование из областного бюджета – 124,6 млн). Но согласно бюджетному законодательству финансовое обеспечение проекта может быть обеспечено после передачи карт-накопителей в государственную или муниципальную собственность. Ориентировочным сроком перехода права собственности Байкальского МО на эти объекты назывался июнь.

Прямая речь

«У нас есть идеи»

Избранный в сентябре 2015 года губернатором Иркутской области коммунист Сергей Левченко уже в апреле 2016 на встрече с Владимиром Путиным обсудил вопросы развития бывшей промплощадки БЦБК.

В разговоре с главой государства губернатор напомнил, что почти половина срока действия ФЦП «Об охране озера Байкал» уже прошла. «До настоящего времени окончательно вопросы по Байкальскому ЦБК и по городу Байкальску пока не решены, – заметил он (цитата по стенограмме пресс-службы президента). – Там основные три проблемы: это шламоотвалы, их утилизация; второе – это сама промплощадка, где нужно принять решение и её перепрофилировать; и энергоисточник, который нужно заменить, как и сети, потому что они пока что имеют несколько иную техническую направленность». Он обратился к Владимиру Путину с просьбой «оператором и ответственным за эти три направления» назначить регион. «Я думаю, что мы в оставшийся период времени действия Федеральной целевой программы постараемся закончить все эти вопросы», – сказал Сергей Левченко.

«Думаю, что мы и с ВЭБом продолжим работу, и с другими операторами, которые там задействованы. Это министерство природных ресурсов и министерство строительства. У нас есть идеи», – заверил он главу государства.

В разговоре с Путиным Сергей Левченко также заметил, что на тот момент предлагался проект строительства угольной генерации в Байкальске. «Не совсем это правильно на берегу Байкала, поэтому мы предлагаем другие, – сказал Левченко. – Газ. У нас есть газ, во-первых, искусственный – в Ангарске. Но у нас одно из крупнейших месторождений – Ковыктинское месторождение, оно относительно недалеко располагается».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры