издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мастерица Вера Верхотурова: «Берёста выбрала меня»

В Доме Рогаля поселилась уникальная выставка народного искусства

  • Фото: из архива мастерицы

В выставке мастеров областного творческого союза «Оникс» приняли участие искусные умелицы из Саянска и Новой Игирмы. Рукодельницы из далёкого таёжного посёлка во главе с руководителем клуба декоративно-прикладного искусства «Оберег» Ольгой Ляховой представили превосходные образцы ткачества на кроснах, а также исконно русской вышивки в разных техниках. В их работах ностальгические традиционные мотивы гармонично сочетаются со смелой фантазией современниц.

Стильные домотканые жилеты для прохладного летнего вечера и щегольские сумочки с весёлым разнотравьем по гладкому полю раздразнят любую модницу, а для тех, кого влекут секреты древнего ремесла, станут решительным вызовом. Рядом с этим ярким ансамблем ткачих и вышивальщиц волшебно солирует неподражаемая коллекция изделий из берёсты, которые с любовью выполнила художница из Саянска Вера Верхотурова. Орнаментальные и жанровые сюжеты её роскошных туесов, изумительная детализация и подкупающий артистизм авторских кукол оставляют захватывающее впечатление. Не в обиду другим авторам экспозиции, но об изделиях саянской искусницы стоит сказать особо. Тем более что недавно она отметила 60-летний юбилей.

Ни много ни мало двадцать три года из своих золотых шестидесяти Вера Ивановна, ветеран системы образования, посвятила художественной обработке берёсты, достигнув в этом старинном промысле удивительных высот. Невозможно не заглядеться на подлинные художественные миниатюры, которыми она украшает туески и шкатулки, браслеты и кулоны, выполненные из народного поделочного материала. Развесёлая компания скоморохов, пустившихся в пляс на боку солидного туеса, – настоящий образчик изобразительного мастерства. Три выразительные фигурки, улыбающиеся озорные физиономии дудочников и ложкарей мгновенно переносят нас в атмосферу разудалого народного игрища. Как тонко, музыкально, графически точно прописаны все мельчайшие детали композиции! Трудно поверить, что это чудо создано из обыкновенной берёзовой коры.

Особые обитатели берестяного «балаганчика» Веры Верхотуровой – её авторские куклы. Они любовно и тщательно наряжены, щеголяют заботливо причёсанной шевелюрой, аккуратно заплетёнными косичками, увенчаны прилежно повязанными платками или фартово заломленными шапочками. Одёжка на них – и в мир, и в пир, и в добрые люди, как говорится: брючки и шаровары ровненько заправлены в сапожки или лапотки, кушачки и пояса исправно завязаны узлами, кафтанчики и жилетки вышиты (вы только вдумайтесь – вышиты!) берестяной ленточкой. А самое главное, эти харизматичные персонажи – живые, каждый со своим неповторимым характером и ухваткой, да такой красноречивой, что можно и не подписывать, сразу видно, где купчина, где крестьянин, где молодуха у колодца, а где и кудлатый шишок-доможил. Эти дружелюбные и простодушные герои народных былей и суеверий так и просятся в гости, в обжитой и согретый сказкой дом. Но ведь таких «домочадцев» мы сами себе можем сотворить – по примеру рукодельницы.

– Это лишь кажется, что такие изделия мастерить – какое-то заковыристое дело. Не боги горшки обжигают, не боги и берёсту приручают, – говорит автор милых диковин. – Я даю уроки ребятишкам, и, поверьте, шестилетний ребёнок очень многому может научиться. Причём награда за старания приходит сразу. Дети ведь – чистые души, открытые сердца…

– Вы думаете, берёста «откликается» тем, у кого чистое сердце?

– Это, наверное, очень банально звучит, но что-то такое в отношениях человека и берёсты присутствует. Я бы даже сказала, что часто происходит наоборот: когда человек начинает заниматься художественной берёстой, он становится светлее и добрее. Была у меня группа трудных подростков-старшеклассников, так вот, наблюдая за ними, я убеждалась в этом много раз. Вы бы видели, как они «колдовали» над материалом, аж язык высовывали, себя забывали. Берёста преображает человека. На мой взгляд, она и характер может разительно изменить, и даже судьбу поправить.

Вера Верхотурова окончила Иркутское училище искусств, возглавляет в Саянске городской Союз мастеров народного искусства «Оникс». Своим богатейшим опытом рукоделия она щедро делится с другими, взрослыми и маленькими учениками. Юбилейную выставку свою посвятила любимым дочке Светлане и внучке Александре. На вернисаже ей вручили диплом лауреата межрегиональной выставки народного творчества в Новосибирском художественном музее, где она ярко блеснула своими работами в нынешнем году. Мастерица владеет всеми приёмами обработки берёсты, она в совершенстве освоила различные техники рукоделия: плетение, резьбу, тиснение, аппликацию и другие секреты. Особенное признание экспертов заслуживает уникальное искусство вышивки берестяной лентой, которым может похвастаться далеко не каждый умелец и даже не каждый населённый пункт, где «прописано» древнее берестяное ремесло.

– Сначала берёсту надо распарить, – объясняет Вера Ивановна, – нарезать из неё ленточки, «лапшу», как говорят дети, которых я обучаю. Потом уже эти ленточки продеваются в заранее проделанные отверстия, которые располагаются строго по расчёту будущего орнамента. Распаренная берёста мягкая, как кожа, пластичная, можно чуть и маслицем смазать, чтобы послушнее ложилась и ярче смотрелась. Подпаривать материал приходится и тогда, когда надо сделать складочки на косынке, например, или узелок завязать. А то и пальчики согнуть у куклы, причёску красивую сделать. Многие детали рождаются в несколько этапов такой обработки: заложишь сперва одну складку, потом расправишь, снова разогреешь выкройку – сформируешь следующий сгиб. Это дело кропотливое, но такое приманчивое, начнёшь – не оторвёшься.

Работы Веры Верхотуровой по достоинству высоко ценятся специалистами, вызывают заслуженные симпатии простых зрителей. По мнению председателя Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галины Березиной, художница по праву заслуживает высокого звания народного мастера Иркутской области, а может быть, и России.

– Когда меня спрашивают, почему я выбрала именно берёсту, я искренне говорю, что это, наверное, берёста выбрала меня, – признаётся волшебница. – Всем известно, каким мастеровитым человеком был славный русский император Пётр Первый. Что только он ни освоил: и плотничал, и столярничал, и кузнечное дело знал, и типографское. Мог часы починить, мог даже зуб удалить, на что у него и специальный чемоданчик был, в Голландии купленный. А вот лапти сплести ему так и не удалось. Сдался царь, сказал, что нет ремесла мудрёнее. Просто не выбрала его берёста. А меня вот выбрала. И это счастливый случай в моей биографии.

– Мы очень рады открыть выставку, где наши посетители могут увидеть работы рукодельниц из неблизких Иркутску территорий – Саянска и Новой Игирмы, – подчёркивает директор Дома Рогаля Рита Дроздова. – Пусть земляки и туристы знают, что традиционные ремёсла развиваются у нас не только в областном центре, но и в других городах и весях. Везде бьёт ключом народная творческая жизнь, расцветает красочная фантазия и совершенствуется виртуозное умение наших замечательных искусниц.

Вот уже несколько лет в Доме Рогаля проводятся выставки не только иркутских мастеров, но и талантов прикладного искусства всех районов нашего большого региона.

Выставка «Россыпь талантов мастеров Прибайкалья» творческого союза «Оникс» продлится до 10 сентября 2017 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры