издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Необыкновенный концерт

  • Автор: Иван Колокольников

Открытие очередного концертного сезона Иркутской областной филармонии всегда становится важным событием в музыкальной жизни города. Но в этот раз 6 октября афиша была поистине интригующей, поскольку художественный руководитель и главный дирижёр Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш подготовил с вверенным ему коллективом три масштабных произведения, совершенно разных по времени создания и стилевым особенностям.

К сожалению, яркое музыкальное событие накануне было омрачено смертью ветерана Иркутской областной филармонии – заслуженного артиста России пианиста Михаила Клейна. Музыкант долгие годы исполнял сложнейшие произведения, в частности, сыграл с симфоническим оркестром филармонии несколько фортепианных концертов. В последние годы пианист уже не выступал с грандиозными сочинениями, но появлялся на сцене часто. Особенно запомнились его разнообразные фортепианные попурри. Многие люди, знавшие пианиста, не только отмечают его профессионализм, но и тепло вспоминают его как хорошего товарища и коллегу. Автор этой статьи общался с Михаилом Леонидовичем лишь эпизодически, но тоже сохранит о нём память как о приветливом, доброжелательном человеке…

Первое произведение, которое звучало на открытии сезона, исполнялось в память о Михаиле Клейне. Это была 3-я оркестровая сюита Петра Чайковского. Разумеется, в план концерта творение выдающегося русского композитора было включено заранее, но по своему настроению эта возвышенная, задумчивая музыка необычайно подходила для того, чтобы почтить память музыканта. Недаром в печатном обращении, прилагавшемся к программе концерта, Илмар Лапиньш отметил, что данное исполнение будет «последним приветом ушедшему другу». А художественный руководитель филармонии музыковед Марина Токарская отметила в своём вступительном слове, что Клейн всегда необычайно трепетно относился к музыке Чайковского, что служит дополнительным поводом для этого посвящения.

В программу концерта вошло также творение однофамильца русского классика – композитора Александра Чайковского. Его произведения уже не раз звучали в Иркутске. Можно вспомнить, например, «Концерт для скрипки и виолончели», исполненный в прошлом году в рамках «Московской осени на Ангаре». Сейчас иркутянам была представлена одночастная «Садовая симфония» для народного ансамбля и симфонического оркестра. Это достаточно свежее произведение, впервые прозвучавшее три года назад в Мюнхене в рамках фестиваля «Русская ночь». Теперь необычное сочинение прозвучало для иркутян. При исполнении симфонии совместно с Губернаторским симфоническим оркестром выступил хорошо известный жителям Иркутска «Байкал-квартет», в состав которого входят Алёна Молчанова (домра-альт), Василий Щекин (домра малая), Игорь Судаков (балалайка-контрабас) и Вячеслав Соколов (баян).

В основу «Садовой симфонии» Александром Чайковским был положен разнообразный мелодический материал. В частности, использованы мелодия старинного баварского вальса и музыкальный материал из собственного сочинения Чайковского – камерной оперы «Царь Никита и его сорок дочерей», созданной по сказке Пушкина. Кроме того, легко угадываются мелодические цитаты из знаменитой «Цыганочки» и старинной солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка», эффектно обыгранные композитором.

«Садовая симфония» написана автором с неподдельным юмором – в гротесковом ключе, перешедшем из оперы о царе Никите (кто знает сюжет пушкинской сказки, поймёт, что опера иной быть не могла). Запоминаются выразительное вступление, полная ироничного лиризма основная тема симфонии, а также вышеназванные цитаты и их подача. Симфония вдыхает в слушателя удивительный заряд оптимизма.

Но, по наблюдению автора статьи, наиболее живую реакцию вызвало у публики третье произведение, вошедшее в программу открытия сезона. Исполнялся концерт для тромбона с оркестром композитора Рудольфа Бруччи – сербского композитора итальянского происхождения. Практически все присутствующие в зале впервые познакомились с музыкой этого автора. И знакомство их отнюдь не разочаровало. Кстати, в текущем году исполнилось 100 лет со дня рождения Бруччи, чему и было посвящено это исполнение.

Восторг слушателей не был случайным. С первых тактов музыка Рудольфа Бруччи по-настоящему захватывает аудиторию. Кажется, что в данном произведении продемонстрированы все возможные тона и краски, какие только могут быть в звучании тромбона. Достаточно эффектен ход (известный специалистам как каденция), встречающийся на протяжении концерта два раза: оркестр на время умолкает, и тромбон задумчиво ведёт своеобразный «монолог», обращённый к слушателям. В целом же тромбонный концерт построен автором на контрастах: настроение музыки часто и достаточно резко меняется, что даёт услышать тромбон как в задушевном, задумчивом звучании, так и в задиристом, залихватском.

При исполнении творения Бруччи с оркестром в качестве солиста выступил Николай Чегнев, выпускник Красноярской академии музыки и театра. В иркутском симфоническом оркестре он работает с 2008 года. Известность же приобрёл как руководитель квартета тромбонов, неоднократно становившегося призёром различных музыкальных конкурсов.

А в конце программы после бурных оваций Губернаторский симфонический оркестр и «Байкал-квартет» исполнили вариации на тему шереметьевского романса «Я вас любил». Это интересное переложение для оркестра и народного ансамбля, как выяснилось из последующей беседы с музыкантами, было сделано самим маэстро Илмаром Лапиньшем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер