издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«У вас на этом месте был пустырь – и больше ничего»

Власть не спешит защищать права жителей посёлка Молодёжный

Противостояние жителей посёлка Молодёжный под Иркутском и ООО «Детские социальные проекты» началось ещё летом. Обитатели старых домов не хотят, чтобы у них под окнами выросла девятиэтажка с подземными гаражами, и добиваются запрета на строительство. Они уверены, что застройщик получил землю нечестным путём. Остросюжетная драма разворачивается практически в онлайн-режиме, потому что жители фиксируют каждое движение строителей и тут же выкладывают добытые свидетельства в соцсети. Но, похоже, осаждённые начинают капитулировать в прямом смысле слова. Например, Марина Банщикова, которая живёт в доме № 1, уже покинула свою квартиру.

Марина Банщикова всю жизнь живёт в Молодёжном. Квартиру в доме № 1 ещё в 1961 году получили её родители как сотрудники ИСХИ. Сегодня износ домов № 1 и № 2 составляет более 80%.

– Дома стоят на ленточном фундаменте, там нет подвалов, потому что они построены на подвижных грунтах, – рассказывает Марина. – Мы всегда знали, что здесь вообще нельзя строить выше пяти этажей. Тем более наш дом газифицирован, все сети предельно изношены, капитального ремонта не было никогда. А сейчас в непосредственной близости от дома вбивают 200 свай, и мы боимся, что от детонации газовое оборудование может повредиться. Жизни и здоровье более 200 человек под угрозой, разве это шутки?

По мнению жителей, «жизни и здоровье более 200 человек» подвергаются опасности из-за стройки, которая летом возникла в непосредственной близости от двух старых домов и главного корпуса ИрГАУ. От котлована до дома № 1 расстояние около семи метров, так что основания для беспокойства имеются. В июне строители обнесли пятачок в 13 соток забором, сдёрнув с места мешавшую детскую площадку, и начали копать. Эти действия застройщика сразу стали поводом для конфликта.

Прежде всего жители возмутились тем, как строители обошлись с детской площадкой. Тем более что площадка была не муниципальная, а построена жильцами на свои кровные. По словам Марины Банщиковой, никакого разрешения на перенос площадки людям не показали. Правда, позже строители предоставили заверенную главой местной администрации справку о том, что муниципальная власть на всё согласна, если только управляющая компания не будет против. Понятно, что жители и компания до сих пор против, но это уже никому не важно.

Очередной акт драмы у котлована разыгрался в начале сентября, когда на стройплощадку поехала тяжёлая техника. Юридически грамотные жильцы потребовали у строителей разрешение на проезд по территории жилого массива.

– Никакое разрешение нам не показали, – рассказывает член инициативной группы Галина Сопина. – Опять же позже предоставили разрешение от муниципалитета. Почему-то муниципальная власть решила, что у неё есть право самостоятельно выделять проезды на федеральной земле.

Жители вышли на пикет. Техника не остановилась. Жители встали живой стеной на дороге, а самые пожилые сели прямо на дороге. Техника остановилась, но ненадолго. Вскоре вместе с представителем застройщика приехали крепкие ребята и… на руках утащили женщин в придорожные кусты, словно кули с картошкой. Самую пожилую бабушку и вовсе тащили вниз головой. Так подробно всё это можно описать, потому что видео третьего акта драмы находится в сети Интернет в свободном доступе. Там же красуются фотографии старческих рук с синяками.

– У меня из рук выбили телефон, на который я всё снимала, и кинули его под колёса бульдозера, – рассказывает Галина Сопина. – Меня саму тоже утащили в кусты и так сдавили грудь, что я дышать не могла. Врачи «скорой помощи», которые приехали по вызову, констатировали ушиб грудной клетки.

Полицию жители, конечно, вызвали, но она приехала только спустя час. Генеральный директор ООО «Детские социальные проекты» Александр Самоха позже публично заявил, что бойцы – это сотрудники охранного агентства, они были «спровоцированы» жителями. По словам Самохи, которого цитируют СМИ, правоохранительные органы не имеют к нему вопросов ни по этому инциденту, ни по другим.

Земельный вопрос

Корни этой истории растут, как водится, из земли. Пресловутый участок с самого начала относился к территории ИрГАУ, которую государство передало учебному заведению в долгосрочное пользование. Своей собственной жизнью участок неожиданно зажил в 2014 году, когда органы местного самоуправления Иркутского района провели торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1504. 17 июля 2014 года муниципалитет передал участок в аренду ООО «Детские социальные проекты» с разрешением использовать под строительство.

Интересно, что ООО «Детские социальные проекты» было зарегистрировано в мае 2014 года. Уставной капитал компании составляет 10 тысяч рублей, а деятельность никак не связана с детьми. Согласно информации, которую можно почерпнуть из открытых источников, основной вид деятельности предприятия – строительство, а единственный объект – многоэтажка в Молодёжном.

Руководство ИрГАУ также заявило свои права на участок. «Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику», – говорится в исковом заявлении университета. А право собственности на землю принадлежало и принадлежит Российской Федерации, а вовсе не муниципалитету. По мнению истца, договор аренды, заключённый муниципалитетом со строительной компанией, нарушает право университета на бессрочное пользование участком, а также право собственности Российской Федерации и должен быть признан ничтожным. Очередное судебное заседание по этому делу состоится 23 октября.

Не будем перечислять все инстанции, в которые стучались члены инициативной группы. Содержательный ответ был получен из правительства региона. Первый заместитель губернатора Александр Битаров пояснил, что с 1 января 2016 года арендодателем участка является министерство имущественных отношений Иркутской области. Это связано с тем, что вступил в силу закон «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и правительством Иркутской области», согласно которому распоряжение земельными участками, находящимися на территории Иркутского района, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется правительством региона.

«По информации, имеющейся в министерстве, администрацией Молодёжного муниципального образования разрешение на строительство многоквартирного дома на указанном земельном участке не выдавалось, – сказано в том же письме. – В настоящее время министерством рассматривается вопрос о возможности прекращения арендных отношений с ООО «Детские социальные проекты». Письмо за подписью Александра Битарова датировано 4 августа 2017 года.

Очевидно, с тех пор многое изменилось. Александр Битаров уже не работает в правительстве, строительство продолжается в полную силу, о расторжении договора речь не идёт. Застройщик же демонстрирует документы, разрешающие строительство, и его не смущает даже тот факт, что по иску ИрГАУ не вынесено окончательное решение. Очевидно, он настолько уверен в своей позиции, что не считает нужным ждать окончания суда. Странно только, что контролирующие органы не реагируют на эту ситуацию, ведь по закону на все действия со спорными землями должен быть наложен мораторий до вынесения судебного решения.

Жители понимают, что спасение утопающих – дело самих утопающих. Поэтому, узнав, что губернатор Иркутской области точно будет на открытии духовно-просветительского центра в Анге, они тоже отправились туда и сумели встретиться с главой региона. Сергей Левченко выслушал женщин и сказал: «У вас на этом месте был пустырь – и больше ничего. И по документам тоже. Ну хорошо, разберёмся». О том, как глава региона «разобрался» с ситуацией, можно сделать свои выводы. Кстати говоря, «пустырь» по документам по факту таковым не являлся. Там был опытный участок ИрГАУ с зелёными насаждениями. Здесь же проходили сети и коммуникации. Пока их «рвали», жители сидели без света и воды. «Правда, судя по их экологической экспертизе, сетей на этом участке нет, – говорит Галина Сопина. – Как такое может быть, мы не понимаем».

По другую сторону забора

Земли ИрГАУ сейчас больше всего похожи на минное поле. Каждый участок – это чья-то болевая точка. Если ООО «Детские социальные проекты» легко узаконило земельный участок в Молодёжном, 1в, у его соседей ситуация гораздо хуже. Около двух лет продолжается земельная эпопея преподавателей ИрГАУ. («ВСП» опубликовала серию материалов на эту тему. – Авт.). По решению учёного совета лучшим сотрудникам были выделены участки на землях вуза. Люди взяли субсидии, построили дома. Выросли две улицы на 30 домов – Болотная и Академическая. А теперь оказалось, что земля-то принадлежит Российской Федерации и строить на ней нельзя.

Решение внутреннего органа вуза не может быть признано основанием для застройки, и территориальное управление Росимущества обратилось в суд с требованием о сносе преподавательских домов. Например, преподаватель ИрГАУ Сергей Музыка уже проиграл иск в областном суде.

За это время горе-домовладельцы постучались во все инстанции, начиная с муниципального уровня и заканчивая федеральным. Успели даже съездить в Москву на личный приём к руководителю Росимущества, который пообещал содействие и поддержку. Обращались и к министру сельского хозяйства, ведомству которого напрямую подчиняется вуз. Преподавателям объяснили: для того, чтобы узаконить отдельные участки, нужно поставить на кадастровый учёт всю землю ИрГАУ. А это возможно лишь после того, как завершатся судебные процессы, в которых фигурируют чуть ли не все земли вуза. Чтобы уберечь дома сотрудников от сноса, руководство университета сейчас пытается в судебном порядке перевести жильё в категорию ведомственного.

– Мне уже даже интересно, чем закончится эта история, – говорит Сергей Музыка. – Говорят, есть случаи, когда действительно сносят жильё. Но неужели правда бульдозеры сюда пригонят?

Марина Банщикова съехала со своей квартиры. Говорит, по потолку пошли трещины, штукатурка облетает пластами и внутри дома, и снаружи. Да и жить в семи метрах от стройки невозможно. На сегодняшний день забито около 130 свай, осталось меньше половины. Работа идёт и рано утром, и поздно вечером, так что покой жильцам соседних домов только снится. При этом муниципальные власти, как и областные, уверены, что старым домам ничего не грозит. Жители в очередной раз обратились в прокуратуру, теперь они уже жалуются на преступное бездействие местных властей.

Вот и получается, что все граждане РФ перед законом равны, но некоторые всё-таки равнее. На землях ИрГАУ, с которыми связано множество коррупционных процессов, нельзя строить преподавателям, хотя им дал на это разрешение учёный совет вуза, но можно строить коммерсантам. Даже если по закону у вторых всё оформлено верно, а у первых – нет, ощущение общей несправедливости и безнадёги остаётся. И власть всех уровней совершенно точно должна защищать бабушек, которых так легко, просто и безнаказанно убирают со своей дороги сильные люди.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры