издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От опор ЛЭП к облачным технологиям

ООО «Иркутскэнергосвязь» празднует 15-летие со дня создания

Первый региональный поставщик комплексных услуг связи, гарант связи для жителей отдалённых и труднодоступных территорий, единственный местный провайдер высокотехнологичных IT-сервисов – такова краткая характеристика «Иркутскэнергосвязи». За полтора десятка лет существования дочка ПАО «Иркутскэнерго» прошла путь от вспомогательной структуры областной энергосистемы до крупного игрока на рынке телекоммуникационных услуг Приангарья. О том, как это стало возможным, «СЭ» рассказал один из опытнейших сотрудников компании – руководитель Службы продаж и поддержки клиентов ООО «Иркутскэнергосвязь» Владимир Шадрин.

Хотя 2 декабря «Иркутскэнергосвязь» отпраздновала официальное 15-летие, история компании, говорят её сотрудники, длиннее и отсчитывается с 1998 года. Именно тогда в «Иркутскэнерго» провели масштабное технологическое обновление – ввели сеть цифровой связи между филиалами, которая в будущем послужила основой для создания одного из первых региональных телекоммуникационных предприятий.

– Предшественником компании была Служба средств диспетчерско-технологического управления и маркетинга средств связи «Иркутскэнерго», – вспоминает Владимир Шадрин. – Её задачей была не только поддержка коммуникаций между филиалами энергокомпании, но и обеспечение внутренних технологических процессов в части средств связи автоматики, электромеханики. К концу 1990-х оборудование для этих целей устарело: примерно 60% было представлено старыми аналоговыми системами – вопрос обновления стоял довольно остро. Примерно на тот же период пришлось появление эффективных цифровых систем телекоммуникаций. И в «Иркутскэнерго» (с подачи руководителя корпоративной Службы средств связи Сергея Глушкова) было принято решение о модернизации – повсеместном переводе магистральной связи на «цифру». Но всё дорогостоящее оборудование не было смысла приобретать исключительно под нужды энергетиков и их задачи – инвестиции тогда бы не окупились. Именно это и послужило причиной выхода структур «Иркутскэнерго» на рынок телекоммуникационных услуг. В итоге на тот момент только мы предлагали потребителям обеспечение связи за счёт самого современного оборудования – конкурентов в этой сфере у нас за исключением АО «Электросвязь» (ныне «Ростелеком») не было.

– Вы работаете в компании с того самого времени. Помните, как сотрудники, прежде работавшие только в энергосистеме, восприняли переход на потребительский рынок?

– Тогда это было интересно, поскольку, повторюсь, мы стали одним из первых местных телекоммуникационных операторов. Похожий формат тогда, как помню, применялся только «Кузбассэнерго». А в целом во всей стране фактически не было сетей: существовала лишь радиорелейная линия «Москва – Хабаровск», но оптических соединений почти не было. Кроме того, мы были первыми, кто запустил в России технологию прокладки телефонных линий на ЛЭП, а не под землёй (до нас такая технология была испытана в Великобритании). Поэтому можно сказать, что инфраструктура электроэнергетики в значительной мере способствовала развитию региональной телекоммуникационной сети – позволила удешевить её прокладку и обслуживание.

– Насколько широко в итоге распространялась эта сеть?

– Напомню, что нашей задачей в качестве структуры, подведомственной энергетикам, было информационное объединение филиалов – ТЭЦ, ГЭС, электросетей. А также обеспечение условий для эффективного ведения бизнеса «Иркутскэнерго». Поэтому опорными точками для нас стали места присутствия энергокомпании – территория охвата была от Байкальска на юге до Усть-Илимска и Братска на севере. Это и стало основой сети связи. За 15 лет официального существования мы значительно её расширили – в том числе за пределами региона: в северном направлении дошли до Северобайкальска, на юге – до Бабушкина, где состыковались с сетями ФСК, получили возможность выхода на Читу и Улан-Удэ. А на западе своими силами построили сеть до Красноярска. Сейчас «Иркутсэнергосвязь» работает над созданием линии в сторону Качуга и Жигалово. Это направление, где жители до сих пор ощущают недостаток средств связи.

– Чем объясняется выход за пределы области?

– В первую очередь необходимостью обеспечения растущих нужд «Иркутскэнерго», вошедшего в структуру «ЕвроСибЭнерго». И, конечно, тем, что за последнее десятилетие рынок телекоммуникаций вырос – усилилась конкуренция, в том числе с операторами сотовой связи.

– Как «Иркутскэнергосвязь» позиционирует себя на рынке в условиях борьбы с конкурентами?

– Изначально мы не позиционировали себя как компания, которая предоставляет доступ к связи частным лицам. В первую очередь мы работали в качестве сервисной компании других операторов – обеспечивали им доступ к магистральным сетям. Однако время идёт – операторы обзавелись собственными каналами. Это вынудило нас приспосабливаться к условиям. И в итоге около 5 лет назад «Иркутскэнергосвязь» сама вышла на частных потребителей – создала дочернее предприятие ООО «Регион Телеком», которое предлагает услуги телефонной связи, Интернета, цифрового ТВ. Особенность в том, что наш оператор заполняет потребности в основном жителей небольших областных населённых пунктов с населением от 500 человек. Сейчас компания насчитывает около 14 тысяч абонентов по области, многие из которых находятся в довольно труднодоступных территориях – там мы зачастую чуть ли не единственный оператор связи. Это, конечно, позволяет нам избежать высокой конкуренции, которая существует в крупных городах. Но одновременно мы несём повышенные затраты для подключения отдалённых точек. Один из последних таких примеров – совсем маленький населённый пункт Ялга на Ольхоне. Там всего 15 абонентов.

– Обеспечение Ольхона связью идёт под водой? Ведь энергетики проложили по дну кабель?

– Там действительно подводная линия электропередачи, но мы обеспечиваем остров связью через радиомосты – их там несколько. Один даже захватывает Ушканьи острова, это результат взаимодействия с Академией наук – у них там база по наблюдению за нерпами.

– Это такой благотворительный проект?

– Не совсем благотворительный: у нас существуют договорные отношения. Но, поскольку само обеспечение линии связи сложное и дорогое, мы, можно сказать, не преследовали цель заработать – лишь обеспечиваем минимальную окупаемость. Так мы содействуем развитию нашего научного центра. Это совпадает с целями компании En+, которая известна экологическими проектами в зоне Байкала.

– А как компания обеспечивает подключение в таких труднодоступных местностях?

– На ранних этапах развития «Иркутскэнергосвязи» для этих целей мы привлекали сетевиков и работников ТЭЦ и ГЭС. Но сейчас либо сама компания выезжает для обеспечения подключения, либо этим занимаются специалисты компании «Регион Телеком», если речь идёт о частных потребителях. В малых населённых пунктах, где не целесообразно создавать свои отделения, у нас сеть агентов на местах – зачастую это бывшие работники энергосистемы.

– Развитие «Иркутскэнергосвязи» в первую очередь связано с обеспечением проводной телефонной связи. Сегодня, однако, говорят, что она больше не нужна – на замену стационарным телефонам приходят мобильные. Каково ваше мнение на этот счёт?

– Стационарная телефонная связь по-прежнему востребованна в части бизнес-сегмента. Несмотря на прогнозы десятилетней давности, предсказывавшие смерть проводной связи, мы не фиксируем быстрого сокращения потребителей. Хотя и роста тоже не наблюдается – есть баланс. Что касается мобильной связи – мы никогда не работали в таком формате, но начинали, когда сотовых операторов почти не было или они охватывали только Иркутск. На тот момент для обеспечения энергосистемы было принято решение развернуть систему радиосвязи – это в какой-то степени аналог сотовой, где-то даже более предпочтительный, поскольку основан на военных стандартах, которые используются в сетях полиции и МЧС. У нас ею пользовались для связи между филиалами и оперативными бригадами. Сейчас эта система продолжает эксплуатироваться, но уже потеряла актуальность в качестве альтернативы сотовой связи для внекорпоративных потребителей.

– Что в таком случае считается приоритетным направлением развития «Иркутскэнергосвязи»?

– Мы ищем новые смежные области. Одна из них – строительство так называемых ЦОДов – центров обработки данных. Возведение в области первого такого объекта, владельцем и оператором которого является наша компания, завершилось в апреле. После этого были испытания, а сейчас он уже готов к вводу в коммерческую эксплуатацию. Любая сервисная компания, которая хочет развивать в регионе свои услуги, обеспечивая к ним эффективный доступ большого количества пользователей, может обратиться к нам для заключения договора на выделение технического соединения.

– Правильно ли сказать, что ЦОД – это, по сути, огромный процессор?

– Отчасти так – это большая электронная машина, обеспеченная сопутствующим комплексом – зданием, электрооснащением, климатическими установками. Многие компании имеют свои сервисные комнаты, хаотично приобретённые технические серверы. Зачастую такое оборудование не отвечает требованиям: то питания нет, то не обеспечено копирование данных. Услуги ЦОДа в значительной степени обеспечивают эти задачи. Учитывая, что «Иркутскэнергосвязь» выступает оператором центра, мы создали ещё одно дочернее предприятие наравне с ООО «Регион Телеком» – АО «ЦОД «Иркутскэнерго».

– ЦОД – показатель, свидетельствующий о приходе новых – облачных – технологий. Прогресс действительно ускоряется?

– Мы это чувствуем даже лучше других, ведь в цифрах видим, как растут объёмы передаваемой информации. Для примера: когда всё начиналось – в 1998 году, по всей территории страны функционировало 1900 каналов связи. А сегодня можно создавать миллионы. Скорости передач достигают 10 Гбит в секунду по магистралям, а многие – и 100 Гбит, например, линия «Иркутск – Красноярск». При этом считается, что наша сфера довольно консервативна: костяк «Иркутскэнергосвязи» сегодня – это те, кто стоял у истоков компании. Текучесть у нас довольно низкая.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры