издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Садовая академия «Восточки»

  • Автор: Галина Ефремкина

Однажды журналист Владимир Васильевич Ходий, встретив меня в коридоре редакции, ненавязчиво заметил: «В очередной раз просматривал подшивки «Восточки» и наткнулся на прелюбопытнейшую заметку: 50 строк с пятью фамилиями авторов – и среди них ваша. Бывает же такое…» И от души расхохотался.

Мне ничего не оставалось, как вместе с ним также посмеяться над данным фактом. Я уже и не помню год выхода заметки, но это были студенческие годы, конец шестидесятых. А вот предысторию не забыть. В то далёкое время Иркутск украшали две газеты – «Восточно-Сибирская правда» и «Советская молодёжь». Об их популярности ходили легенды. Достоверный факт: после восьми часов утра свежий номер этих газет в киосках «Союзпечать» было не купить. А в редакциях тем более не достать. Печататься в них мечтало большинство студентов отделения журналистики ИГУ и не только. «Советская молодёжь» в то время была более открытой. На её страницах прошли мои первые пробы пера. Позже выходили в свет статьи на студенческие темы к моему творческому диплому. Моим куратором в то время был недавний выпускник ИГУ Борис Львович Абкин, который одним из первых раскрыл для меня в деталях некоторые тонкости редакционной кухни. Забегая вперёд, скажу, что через много лет мне посчастливилось работать с ним уже в стенах «Восточки».

«Восточка» в 1960–1970-х годах была для многих студентов просто недоступной – и для меня в том числе. Тогдашний редактор Елена Ивановна Яковлева была очень суровой и к студентам относилась несколько скептически. Объяснялось всё просто. Большинство востсибправдовцев того времени – настоящие легенды иркутской журналистики. Помню, как трепетно тогда я перечитывала многие их публикации в подшивках, когда приезжала в отпуск к маме в Иркутск. Газеты она тщательно сохраняла для меня. Когда Интернета не было и в помине, для любого журналиста газета была целым кладезем знаний и опыта. А у «Восточки» действительно было чему поучиться. Но, если честно, «Восточка» наших дней мне больше по душе – и подходом, и языком, и формой подачи написанного. Во всём чувствуется полная раскрепощённость. Ведь это моя «Восточка»!

«Восточка» тогда очень чётко выдерживала соотношение авторских материалов к публикациям внештатных авторов – 40% к 60%. По тем временам это было нормой. От этого «Восточка» только выигрывала. И очень чётко прослеживалась живая связь журналистов с рабселькорами.

Однако, чтобы опубликовать здесь те же 50 строк, требовалось немало усилий. Вдруг кому-то с нашего курса неожиданно повезло – дали задание написать про новостройки улицы Декабрьских Событий. В то время Иркутск хорошо застраивался. Именно чтобы «засветиться» на страницах «Восточки», и появилась моя фамилия под этой маленькой заметкой. Правда, для успокоения совести я несколько раз прошла улицу Декабрьских Событий от начала до конца. Как-то неправильно получалось: заканчиваешь университет – и ни одной публикации в «Восточно-Сибирской правде».

Почти через четверть века «Восточка» с осторожностью распахнула мне свои двери. Так и осталась здесь на долгие двадцать два года. Редактор Геннадий Михайлович Бутаков доверил мне выпуски «Подворья». Сам заядлый садовод, он просто мечтал, чтобы его газета помогла землякам развести многочисленные сады в Иркутске. Эти же взгляды позже разделял и нынешний редактор – Александр Владимирович Гимельштейн. И это не случайно. На дворе 1990-е годы. Ещё в памяти пустые прилавки магазинов, сплошной дефицит всего. И полнейшая неразбериха в душах людей от навалившихся проблем. Трудное время заставляет людей жить по-новому, а не плыть по течению. Люди невольно потянулись к земле. Каждый пятый иркутянин мечтал заполучить вожделенные шесть соток. Все понимали, что земля – это лучшее средство для рядового гражданина почувствовать уверенность в современном мире. В первую очередь посредством улучшения благосостояния семьи за счёт выращенных собственными руками овощей и фруктов.

Моя первая командировка была 17 февраля 1995-го в Новую Лисиху на дачу к Полине Ефимовне Певневой. Помню, как она чуть ли не «за ручки» водила гусей по заснеженной грядке вдоль теплицы своего дачного участка. И они, чувствуя значимость момента, артистично позировали перед фотообъективом Эдгара Дмитриевича Брюханенко.

Когда вышел первый номер «Подворья», в редакцию хлынул поток писем. День ото дня ширилась их география, немало было звонков. Первое письмо – от иркутянки Надежды Филипповны Панкеевой. Она спрашивала о народном средстве от тли на сливе, можно ли привить на старую ранетку другое плодовое дерево…

А через несколько дней приехала в редакцию Наталья Ивановна Донская – интересный собеседник, молодая женщина, более 20 лет увлекающаяся садоводством и огородничеством. Не терпелось поделиться с земляками накопленным опытом. И в марте 1995-го вышла её первая заметка о выращивании раннего редиса.

Немного позже заглянет в «Подворье» бывший военврач Николай Гаврилович Иванов. Он станет автором многочисленных статей по выращиванию кроликов, коз, нутрий, а также различных овощей. Многим придётся по душе и его затея по разведению на даче грибов. И это понятно. Был реальный информационный голод на садоводческие издания. Если и появлялась какая-нибудь литература, то в основном с агротехникой для средней полосы России. И из узких рамок личного подворья вырвались настоящие самородки от садоводства. Старейший клуб садоводов-опытников, который сначала возглавляла Мария Алексеевна Дерябина, а позднее Галина Васильевна Дубович, по инерции как-то плавно влился в «Подворье». Людмила Иннокентьевна Строцкая помогала правильно бороться с болезнями и вредителями в саду, Надежда Семёновна Евдокимова знакомила с тонкостями выращивания и разведения яблонь, слив, груш, абрикосов и винограда. Любовь Павловна Крылова выращивала самые красивые и вкусные помидоры и перцы, учила этому других и снабжала всех прекрасными семенами. èèè

Геннадий Тимофеевич Рыков писал обо всём, что росло у него в саду, а это был действительно большой ассортимент плодово-ягодных и овощных культур. Тамара Васильевна Одинцова реально помогала выращивать самые лучшие сорта земляники, малины и сливы.

Читатели «Подворья» всегда с нетерпением ждали поучительные статьи, тёплые зарисовки о близких и друзьях да и массу самых простых советов по саду от Людмилы Михайловны Мелентьевой. Пожалуй, большую часть вопросов по проблемам сада задавали именно ей. Потому что доверяли. Галина Васильевна Дубович много лет возглавляла иркутский клуб садоводов-опытников имени Томсона. Агроном-плодоовощевод по образованию, она детально анализировала работу клуба, не боялась прогнозировать на будущее ту или иную ситуацию в садоводстве.

Вполне понятно появление публикаций в «Подворье» Анны Константиновны Доценко. Она ратовала за поздние посевы, делилась опытом выращивания перцев, томатов в обычных условиях в зависимости от природных условий. Особо обращалась к тем, у кого ещё не было опыта, кто только начинал работать на земле, но уже допускал ошибки – посеял рассаду и распикировал, а затем спрашивал: «Что делать?» Рассада гибнет на холодных подоконниках, вытягивается при повышенной температуре, слабой освещённости и т.д.

Нельзя не сказать добрые слова об Илье Григорьевиче Васильеве, много лет возглавлявшем иркутский клуб «Садовод и огородник». Он стоял у истоков «Подворья» и помогал ему стать настоящим другом для большинства иркутян.

Легендой среди садоводов стала Елена Сергеевна Целютина. Её «Академию на грядках» знают и любят не только в Иркутске и родном Ангарске, но и в целом по области, в России и даже за рубежом. Она писала и пишет о самом главном в садоводстве так просто и доходчиво. И удивляться не приходится. Потому что ей есть что сказать и чему научить садоводов.

Читатели «Подворья» наверняка помнят других наших авторов – Юрия Фёдоровича Палкина, Алексея Ивановича Леонтьева, Лигию Ивановну Апраксину (внучку именитого садовода Августа Томсона), Марию Ивановну Селянко, Дину Васильевну Золотухину, Ольгу Григорьевну Плотникову, Наталью Ивановну Нестерову-Черненко, Иду Викторовну Григорьеву, Эльвиру Владимировну Титкову, Ларису Ивановну и Сергея Юрьевича Тужилиных, Зинаиду Николаевну Любимову и многих ещё. Мы с ними по-настоящему научились выращивать самые разнообразные овощи и фрукты. Сегодня нам уже недостаточно традиционных морковки и свёклы. Если в середине прошлого столетия мы мечтали о кабачках и тыквах, то нынче повсеместно на садовых участках появились арбузы и дыни. Крупноплодные яблони и груши, сливы – не проблема для Иркутска. Даже виноград многие выращивают в открытом грунте. Это ли не мечта садовода?!

Вместе с «Подворьем» мы пережили настоящий яблоневый бум. И виной тому был Юлий Карлович Кучер с его неуёмной энергией познания таинства яблоневого сада. Если раньше хорошие сорта яблонь были у единичных садоводов, то теперь яблоко с кулак почти на каждом садовом участке. И груши, вишни западных сортов также в ассортименте. Технологий выращивания хватает всяких. И большинство наших читателей с ними знакомы благодаря публикациям на страницах «Подворья» Владимира Александровича Кравцова, Людмилы Михайловны Мелентьевой, Валерия Ивановича Мальшакова, Константина Константиновича Березовского, Валерия Александровича Филиппова, Надежды Семёновны Евдокимовой, Валентины Алексеевны Ивашевой, Надежды Фёдоровны Зыковой, Анны Григорьевны Ступиной.

Кстати, Анна Григорьевна Ступина была самым верным другом «Подворья». Это очень скромный и доброжелательный человек, но именно она через наше приложение учила науке выживания в тяжёлые девяностые. Это с её лёгкой руки мы осваивали азы ухода за курами и перепёлками в условиях городской квартиры, учились искусству подбора и выращивания лекарственных трав и приготовления из них сибирского бальзама, нисколько не уступающего знаменитому «Биттнеру». Не счесть, сколько на своём веку она испытала овощных новинок. И урожай яблок в её саду переваливал за двести килограммов. А как подобного добиться, не скрывала никогда, щедро делилась своими секретами с нашими читателями.

Был немыслимый ажиотаж и с выращиванием абрикоса в Иркутске. Благодаря кандидату биологических наук Татьяне Васильевне Еремеевой эта южная культура действительно перестала быть экзотической для нашего региона. Татьяна Васильевна – создатель двух сортов абрикоса и одного сорта сливы. Многие иркутяне до сих пор вёдрами собирают абрикос. Почему? Да потому, что все наши известные садоводы-опытники всегда следовали наказу Августа Карловича Томсона: если мы не можем изменить климат, значит, надо создавать оптимальные условия для выращивания плодовых культур.

– А было и такое, – рассказывает Татьяна Васильевна: – «Пишут тут про абрикос, а он у нас не растёт…» Хочется ответить так: «Потому и пишу, чтобы рос».

Много наработок у Татьяны Васильевны и по выращиванию персика, вишни, груш и яблонь, в том числе и колонновидных. А ведь на последних иркутяне сильно обожглись. Некоторые недобросовестные коммерсанты от садоводства несколько лет назад завезли саженцы колонновидных яблонь, но не объяснили, что с ними делать. Положение пришлось исправлять именно Татьяне Васильевне. На сегодняшний день технология выращивания этих удивительных яблонь автором расписана пошагово, как в хорошей кулинарной книге. Есть результаты. Доказано на практике, что с одной небольшой яблони, а они такие, можно получать до пяти килограммов крупных и сочных яблок. И подобное при большой экономии земли.

Как не вспомнить Якова Ивановича Берлова. Много чего выращивал этот опытный садовод. Самый крупный абрикос в Иркутске – до 48 граммов – вырастил именно он. Самые капризные сорта яблонь он успешно выращивал именно в штамбовой форме. И в том, что в последнее время в любительских садах стали хорошо распространяться актинидия и лимонник, также «виноват» Яков Иванович. Потому что он всю жизнь мечтал о едином цветущем саде вокруг родного Иркутска. С того самого военного лихолетья, когда садился в боевой самолёт и с содроганием смотрел на опалённую землю. Годы напряжённого труда принесли наконец радость удовлетворения, осознания того, что сады помогают не только жить, но и лечить души.

Этот список добрых дел наших садовых академиков можно продолжать до бесконечности. Да простят меня те, кого я не вспомнила. Основы знаний, полученные в садоводствах, заложили начало их творчества, которое, как хорошая песня, не имеет конца. И я горда тем, что все они на протяжении двух десятилетий очень хорошо «засветились» в столетнем пробеге «Восточки». Наконец-то сбылась мечта многих садоводов – вокруг Иркутска действительно растут сады.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры