издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Объективный» взгляд Алексея Колганова

Энергетика при всей строгости действующих в ней физических законов оставляет немало простора для творчества, так что в ней трудятся люди с определёнными задатками. Стремясь рассказать о них, «Сибирский энергетик» открывает новую постоянную рубрику, посвящённую увлечениям работников отрасли. Первым её героем стал Алексей Колганов – электрослесарь пятого разряда по обслуживанию автоматики и средств измерений в профессиональной среде и фотограф-пейзажист за её пределами. Благодаря его снимкам в конкурсе «Энергетика творчества», итоги которого в ПАО «Иркутскэнерго» подвели в конце декабря 2017 года, появилась новая номинация.

Слово «крайний» в устах людей, чьи занятия далеки от риска для жизни, порой режет слух. Но наш собеседник не относится к этой категории, поэтому, когда он рассказывает об истоках своего увлечения, очевидная особенность речи звучит весьма органично. «В горы начал ходить в 2001 году, получается, уже больше шестнадцати лет, – говорит он. – Ходил по диким местам, восхищался окружающим пейзажем, но рассказать о нём, передать все впечатления в мельчайших подробностях не мог. Значит, надо показывать. Так потихоньку и обзавёлся хорошей фотокамерой, начал набивать руку».

«На высоте более семи тысяч метров»

Дело, ставшее практически второй профессией, началось в 2009 году с простой цифровой «мыльницы», которая весит мало и не занимает много места в рюкзаке – качества, незаменимые даже для обычного туриста, не говоря уже о серьёзном альпинисте. Но постепенный рост мастерства потребовал перехода на более серьёзную технику. Так работник Ново-Иркутской ТЭЦ Алексей Колганов, за пределами энергетики известный как фотограф-пейзажист, собрал набор, который берёт во все экспедиции, фото-туры и тому подобное. Это камера Canon Eos 7D и три объектива: Canon EF 17-40, Canon EF 50 со светосилой 1,4 и сверхширокоугольное «стекло». «Телеобъектив слишком тяжёлый, а в горах каждый грамм на счету, – опережает Колганов вопрос журналиста. – В полной мере я почувствовал, что надо выбирать технику так, чтобы минимизировать вес, когда меня пригласили в экспедицию на Памир. Приходилось фотографировать на высоте более семи тысяч метров – альпинистов амбиции ведут к вершине, а мне нужно отбегать вправо, влево, обгонять их и возвращаться, чтобы всё снять. При этом ещё и тащить на шесть-семь килограммов больше, чем остальные восходители».

Детали той экспедиции, которыми делится Алексей, поражают воображение человека, не покорившего ни одного горного маршрута. На высоте 6100 метров замёрзли аккумуляторы – пришлось спускаться вниз до 4000 метров и заряжать их только для того, чтобы, задействовав все возможные ресурсы организма, вернуться обратно и продолжить съёмку. Становится ясно, почему способному на такое человеку заказали создание трёхмерных панорам Пика имени Абу али ибн Сино, бывшего Пика Ленина, ради которых было необходимо снимать через каждые две сотни метров – начиная с высоты 3800 м и заканчивая 7134 м. После такой преамбулы о работе мы практически не говорим. «Учился в политехе по специальности «Автоматизация машиностроения», оттуда пришёл в энергетику, – коротко сообщает Колганов. – Работа сменная – два дня, две ночи, так что остаётся много свободных световых дней, когда можно куда-то поехать, где-то побывать, что-то поснимать. Отпуск стараюсь брать под конкретные экспедиции и проекты. Часто руководство, спасибо ему большое, идёт навстречу».

Итогами упомянутых экспедиций заполнена страница нашего визави во «ВКонтакте» и других социальных сетях. Здесь виды Ольхона и берегов Байкала, и захватывающие дух снимки с российской и монгольской сторон Восточного Саяна, и горы Киргизии, и мечети Узбекистана, сфотографированные ночью. «Я люблю, когда из одной поездки опубликовано пять, максимум десять фотографий, – отмечает Алексей. – Как в советские времена, когда были плёночные фотоаппараты. Иначе начинается переизбыток визуальной информации. Так что фотографирую много, но и мусора удаляю немало. Скажем, мы проплыли 700 километров на катамаране вокруг всего Северного Байкала – из 500 фотографий реально хочется выложить не более пятнадцати штук».

О том, какой труд стоит за каждой из этих фотографий, свидетельствует такой факт: на одном из популярных туристических интернет-форумов герой статьи участвует в беседах на темы, связанные с пешим туризмом, беговыми лыжами, коньками, альпинизмом и скалолазанием. Съёмки в горах требуют отличной физической подготовки, которая достигается исключительно долгими тренировками. Отсюда, к примеру, и регулярное участие в лыжных марафонах, и членство в команде Ново-Иркутской ТЭЦ, выступающей на корпоративных спартакиадах. «Можем и по сто километров в день бегать, а на коньках и двести ломануть – все условия есть для этого, – замечает Колганов. – Но подобные тренировки – только в удовольствие».

Тем не менее второй спортивный разряд по лыжам у него есть. Равно как и альпинистский разряд. Правда, признаётся Алексей, в его книжке альпиниста давно перестали появляться отметки о восхождениях – новые вершины вроде Эльбруса или Белухи покоряются не ради спортивных достижений, повышающих самооценку, а для того, чтобы запечатлеть окружающую их красоту. «И поделиться ею с другими людьми, – добавляет Алексей. – В том числе мотивировать обычных «диванных» горожан начинать выезжать на природу, расширять свой кругозор. Всё-таки мы живём в одном из самых потрясающих регионов России».

«Приложение к путешествиям, вот и всё»

Потрясают и снимки пейзажиста Колганова, старающегося передать зрителям то невероятное ощущение, которое внушает Прибайкалье. Настолько, что одну из его фотографию – плывущую по Байкалу байдарку – один из крупнейших операторов сотовой связи использовал для рекламных плакатов, развешанных в Москве. А доходы от снимков, размещённых в фотобанках, позволяют зарабатывать на экспедиции за рубеж. Но они являются не самоцелью, а приятным дополнением к хобби. «Фотостоки и тому подобное убивают твою работу – нужно фотографировать конкретные вещи, которые продаются, – делится Алексей. – Это коммерция, а этим я заниматься не хочу. Для меня фотографии – это приложение к моим путешествиям, вот и всё».

Стремясь поделиться увиденной красотой, он слегка переступает ту грань, за которой точное изображение окружающего мира перетекает в фантастику: если бы к визуальному искусству можно было применить термин «магический реализм», он подошёл бы идеально. Следы обработки на его снимках весьма ощутимы, но инструменты «Фотошопа» лишь слегка приукрашивают и без того невероятно живописную реальность, не гиперболизируя её и тем более не доводя до гротеска. «Каждый фотограф – по сути своей художник, – подчёркивает собеседник «Сибирского энергетика». – Сейчас если не все, то 99% пользуются «Фотошопом» или «Лайтрумом», ретушируют, изменяют краски, вытягивают тени и света. Это нормально – надо жить в ногу со временем и пользоваться тем, что есть».

При этом обработку фотографий Колганов постигал самостоятельно, не прибегая к помощи каких-то пособий или видеоуроков. Как и само искусство фотографии. «Всё сам – взял камеру и начал снимать, – отмечает он. – Учился методом проб и ошибок, порой ценой отмороженных пальцев. На работы других фотографов не ориентировался, потому что, к сожалению, очень мало тех, кто снимает в таких условиях». Профессиональные альпинисты только фиксируют результаты восхождений, а профессионалы от мира фотографии крайне редко ходят в горы и делают об этом репортажи. А спуститься в бездонную трещину в ледниках, рискуя жизнью ради эффектного кадра, способны лишь единицы.

Несмотря на то что в основном наша беседа строится вокруг гор и альпинизма, в портфолио фотографа немало снимков, сделанных не только во время восхождений. Ещё один его любимый жанр – репортажная съёмка спортивных мероприятий. Оно и не удивительно: во время состязаний можно увидеть и запечатлеть неподдельные эмоции людей. Передача которых, как и хороший пейзаж, требует столь же высокого уровня мастерства. Но, обсуждая «репортажку», всё равно возвращаемся в горы: говорим о съёмке соревнований по фрирайду на горе Мамай, что в массиве Хамар-Дабан, во время которых Колганов в фотографическом азарте едва не попал под винт вертолёта, скрывавшийся в снежном вихре.

Аргентина манит

Когда слушаешь рассказ человека, побывавшего с камерой на Алтае и Кавказе, в Абхазии, Казахстане, Кыргызстане, Монголии и Узбекистане, возникает ощущение, что на Байкале и в его окрестностях он точно видел всё. Но, говоря о планах на будущее, Алексей сообщает, что обязательно хотел бы предпринять экспедицию в заповедное Прибайкалье. «Наш регион просто ходить не исходить, – объясняет он. – Красивых мест безумно много, даже если кажется, что всё облазил, они всё равно находятся».

Этим перечень мест, где хотел бы побывать пейзажист Колганов, не исчерпывается. В нём ещё фигурирует Камчатка – «не банальная Долина гейзеров, а Ключевская Сопка». Есть у фотографа мечта – увидеть королевских пингвинов в естественной среде обитания, для чего нужно ехать в Чили или Аргентину, на южную оконечность Южной Америки. Или в Антарктиду, поездка куда сама по себе является одной из его целей.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры