издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ещё 10 лет на охрану Байкала

просят Минприроды РФ и регионы Байкальской природной территории

Продление действия федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал» (она должна завершиться уже в 2020 году) остаётся под вопросом. Несмотря на то что в 2017 году поручение продлить её дал глава государства, а также поддерживают эту идею Минприроды РФ и регионы, входящие в Байкальскую природную территорию, окончательное решение пока так и не принято. Против пролонгации ФЦП высказывается Минэконом РФ. Скептически настроен также и главный финансовый распорядитель страны – Минфин. «Но если ФЦП не продлить ещё на 10 лет, то оставшиеся мероприятия можно не начинать – за оставшиеся два года их выполнить нереально», – констатирует глава Минприроды Сергей Донской. Подробности в материале «ВСП».

В конце минувшей недели в Иркутске состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. Председательствовал на мероприятии глава профильного ведомства – Минприроды РФ – Сергей Донской. Кроме того, присутствовали представители трёх регионов, входящих в состав Байкальской природной территории, – Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Одним из наиболее дискуссионных на заседании оказался вопрос о продлении федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», действие которой заканчивается уже в 2020 году. Между тем значительная часть экологических мероприятий, предусмотренных этой программой, пока так и не выполнена. В частности, не решены проблемы с канализационно-очистными сооружениями на побережье Байкала, с полигонами для ТБО, со сбросами в озеро Байкал технической жидкости, которую производит флот. Не выполнена пока и утилизация опасных отходов производства Байкальского ЦБК, которые хранятся в накопителях непосредственно на берегу озера. Таким образом, главная угроза для Байкала и прилегающей территории – мусор, отходы и стоки – пока остаётся, несмотря на то что ФЦП существует с 2012 года. Кроме замечаний непосредственно к исполнителям этих мероприятий трудности в реализации ФЦП связаны ещё и с проблемами финансирования.

Подробнее о ситуации по выполнению действующей ФЦП рассказали представители регионов. Так, председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов сообщил, что в нынешнем году регион выделил средства и уже заключил госконтракт на завершение реконструкции причальных сооружений для паромной переправы на остров Ольхон с материковой части на сумму 137 млн руб. Работы завершатся в 2018 году. Проектная документация реконструкции причальных сооружений на другой стороне также на сегодняшний день в стадии разработки, экспертизу по ней планируется закончить в этом году, ориентировочная стоимость данного проекта – 150 млн руб. Значительные средства будут выделены региону в нынешнем году и на начало работ по утилизации шлам-лигнина – опасных отходов БЦБК.

По словам Болотова, при выполнении части мероприятий ФЦП регион столкнулся с проблемой выделения федеральных средств на отдельные проекты. Среди таких объектов планируемый к строительству полигон ТБО в посёлке Михайловка Черемховского района.

– Мы начали его строительство, но не смогли получить деньги в рамках 2017 года, потому что сократилось финансирование ФЦП и весь объём средств был направлен на исполнение одного целевого показателя программы – очистные сооружения в Иркутске, – говорит чиновник.

Чтобы всё-таки решить в регионе проблему с полигонами ТБО, по мнению Болотова, требуется продлить ФЦП «Охрана озера Байкал» ещё на 10 лет. По его словам, регион подготовил и направил в Минприроды РФ перечень приоритетных мероприятий, планируемых по ФЦП до 2030 года. В первую очередь средства, которые предлагается выделить в течение этих 10 лет, необходимо направить на полигоны и очистные сооружения для Байкальской территории, говорит чиновник: «На ряд из этих объектов уже подготовлена проектно-сметная документация».

Свои предложения о продлении ФЦП и включении в неё экологических мероприятий подготовили и власти Бурятии.

Но в Минприроды, обсуждая вопрос работы регионов по ФЦП и необходимость продления программы, подчеркнули, что низкие показатели исполнения её связаны в том числе и с работой самих субъектов РФ.

– По результатам 2017 года сохраняются существенные проблемы в реализации ФЦП, – отмечает и.о. директора департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Павел Мальчиков. – Касса её выполнения составила 82% по федеральному бюджету. Причём основная часть этих средств – 80% – приходится на выделенные субъектам субсидии. По Иркутской области освоение средств составило 93%, по Бурятии – 39%. Выполнение мероприятий по Приангарью: из шести реализована только половина. Причём по работе на БЦБК и по берегоукреплению при своевременном обращении к нам властей Иркутской области с информацией о том, что идёт невыполнение работ, неосвоенные средства можно было бы перенаправить на другие объекты. По Бурятии всё гораздо хуже. Основное неисполнение приходится на средства, выделенные из резервного фонда на коммунально-очистные сооружения. Такие средства не восстанавливаются, и поэтому сейчас возникает большой вопрос, как будет реализовываться второй этап проекта в условиях отсутствия финансирования по первому этапу. Также хотел отметить, что по всем проектам в Бурятии по линии Минстроя РФ нет 100-процентного выполнения. Тем не менее удалось существенно увеличить финансирование ФЦП на 2018 год, очень большие средства предусмотрены по Иркутской области на БЦБК (2,2 миллиарда на оставшиеся два года программы) и коммунально-очистные сооружения на Байкальской территории (1,5 миллиарда рублей), а также на второй этап КОС в Улан-Удэ. Если мы хотим, чтобы выполнение программы приблизилось к 100%, нужно существенно корректировать механизмы управления реализацией мероприятий, а также усилить контроль над ними.

Критичным низкое исполнение ФЦП рискует оказаться ещё и потому, что это может поставить под удар вопрос о выделении средств на Байкальскую природную территорию после завершения программы. Получается, именно неудовлетворительная работа самих регионов, которые сейчас обратились с предложением продлить ФЦП ещё на 10 лет, может привести к нежелательному решению по программе «Охрана озера Байкал». «Потому что Минфин очень негативно относится к выделению средств по тем направлениям, где в конечном итоге работы оказываются невыполненными», – комментирует Павел Мальчиков. По его словам, ещё одно ведомство – Минэконом РФ – уже негативно высказалось по поводу пролонгирования ФЦП, заявив, что «продления программы не будет».

– Минприроды России отправило в правительство страны обоснование продления программы. Особое внимание обращено на то, что из-за существенного сокращения финансирования ФЦП пришлось отказаться от части мероприятий в пользу приоритетных. Поэтому достижение поставленных целей в полном объёме в указанные сроки – с 2012 по 2020 год – невозможно. Минэконом ответил, что, в соответствии с порядком разработки ФЦП, срок реализации программы может продлеваться не более чем на год. Но существуют альтернативные варианты решения проблемы: создание приоритетного нацпроекта по охране Байкала (сейчас этот вопрос изучается в правительстве страны), продолжение работы в рамках подпрограммы госпрограммы «Охрана окружающей среды», – говорит Мальчиков.

Глава Минприроды РФ Сергей Донской на это заявил на заседании комиссии, что такой вариант развития событий крайне нежелателен: «Если мы сейчас решения о продлении ФЦП не добьёмся, всё – можно закрываться, можно сейчас даже не начинать новые мероприятия. Мы за два года выполнить их не успеем. Поэтому от меня вам поручение – готовить письмо в правительство РФ с просьбой рассмотреть этот вопрос на заседании с участием вице-премьера правительства России Дмитрия Козака. И не надо никаких иллюзий и фантазий, ФЦП нужно продолжать. Тем более есть ещё поручение президента, он чётко сказал всем (можно прочитать стенограмму на сайте Кремля), что программу нужно продлевать».

Каким будет решение по запуску приоритетного нацпроекта по охране Байкала, пока ещё неизвестно, замечает Донской. В случае, если оно окажется положительным, ФЦП в рамках этого нацпроекта будет «действенным инструментом», резюмирует министр.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры