издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Через прения – к свету

«Анонимки» в иркутскую приёмную Дмитрия Медведева и открытые обращения из Усолья-Сибирского. Тема писем везде одна – ситуация вокруг регионального ОГУЭП «Облкоммунэнерго», обслуживающего более тысячи потребителей в Иркутской области. К эпистолярному жанру прибегли в первом случае представители предприятия, решившие раскрыть всю неприглядность финансово-хозяйственного положения ОГУЭП, во втором – жители моногорода, которые регулярно остаются без электричества. Так пытаются привлечь внимание властей обе стороны конфликта – поставщик услуги и потребители, которые регулярно остаются без электричества.

Тот факт, что предприятие «Облкоммунэнерго», собственником которого является правительство Иркутской области, находится в перманентном состоянии кризиса, – ни для кого не секрет. И уж точно не секрет, что в крупном регионе с большим количеством отдалённых населённых пунктов (каким является Приангарье) часто случаются аварии на ветхих сетях и жители этих самых посёлков остаются без электроснабжения. Глубоко погружёнными в эту тему в первую очередь, конечно же, являются сами потребители – жители Усолья, Тулунского, Усть-Кутского, Качугского районов, Листвянки и так далее. Ну и, конечно же, знакомы с этой ситуацией работники «Облкоммунэнерго», обслуживающего данные территории.

Сильный ветер, непогода. Люди остаются без электричества. Объяснения этой проблемы, с одной стороны, понятной и вроде бы даже простой (но только не для просвещённых и только на первый взгляд), но с другой стороны – сложной и критической, остаются прежними. Такими же, как и несколько лет назад, когда «Облкоммунэнерго» находилось в стадии банкротства, а люди, трудящиеся на предприятии, не получали зарплату по нескольку месяцев. Собственник ОГУП и руководство «Облкоммунэнерго» в это случае вспоминают накопленные долги, убыточность предприятия, большие потери энергии в ветхих электросетях, за которые тоже приходится платить предприятию, но уже отнюдь не по гуманным расценкам.

В 2017-м формально из банкротства «Облкоммунэнерго» всё же удалось вывести: собственник, ратуя за сохранение социально-значимого ОГУЭП, взял на себя часть финансовых проблем убыточной организации (иными словами, начал финансировать электросетевое предприятие за счёт областной казны). Увы, решением проблемы это не стало.

Письмо, написанное не при свете

Так, глава Усолья-Сибирского потребовал в конце января 2018 года от «Облкоммунэнерго» создать в городе филиал, обеспеченный техникой и готовый оперативно реагировать на аварии, решать проблемы с электроснабжением. Естественное недовольство высказали и другие усольчане.

– Ответственности за происходящее в городе нет. Половина Усолья сидит без света, а они («Облкоммунэнерго». – Авт.) только начинают говорить о проблеме. Это вопиющий случай – я там живу, знаю, – прокомментировал ситуацию депутат от КПРФ Илья Сумароков.

Примерно в это же время поступили недобрые вести и от самого ОГУЭП «Облкоммунэнерго». В иркутскую приёмную председателя правительства РФ пришло анонимное письмо, в котором озвучивались неприглядные данные о финансово-хозяйственной деятельности «Облкоммунэнерго». Продублированы эти сообщения были и в адрес некоторых депутатов Заксобрания.

«К нам также поступило анонимное письмо, – сообщила на сессии глава комитета по собственности ЗС Ольга Носенко, – в нём приводятся такие цифры, такая информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которую могут знать только руководитель «Облкоммунэнерго» и бухгалтер. Называются, например, цифры – потребность в размере 4 миллиардов рублей, чтобы решить проблему по приборам учёта. Автор письма предлагает выделить из бюджета эти средства и включить их в инвестпрограмму. Есть определённые вопросы и по тарифам на электроэнергию, которым уделено в анонимном обращении внимание».

Между тем автор анонимного откровения по-прежнему остаётся неизвестным: гендиректор «Облкоммунэнерго» Александр Анфиногенов, к которому обратились с вопросами депутаты, свою причастность к написанию письма отрицает.

Финансовый поток обеспечивает облбюджет

Но рассказать о ситуации на стратегическом для Иркутской области предприятии решился на сессии глава минЖКХ Артур Сулейменов. Хотя, в общем-то, выступление его мало чем отличалось от доклада, который ещё неделей раньше озвучил его заместитель на рабочем заседании, посвящённом этому же вопросу (см. номер «ВСП» от 20 февраля 2018 года, статья «Пустить в частности»).

Так, по словам министра, в 2016–2018 годах правительство Иркутской области оказывало следующую финансовую помощь ОГУЭП: было закуплено электрооборудование для аварийно-технического запаса региона, часть которого – на сумму 40 млн рублей – в 2017 году была выдана «Облкоммунэнерго». В первой половине 2018 года на сумму 12 млн рублей минЖКХ планирует приобрести для «Облкоммунэнерго» деревянные и бетонные опоры, предохранители, кабель. Министерство также оказывает поддержку компании по снижению сверхнормативных потерь. Так, в 2017 году на сумму 34 млн рублей приобретены приборы учёта. В 2018 году на эти цели потрачено 23 млн рублей. Таким образом, с 2016 по 2018 год объём средств, уже выделенных «Облкоммунэнерго» из областной казны, составил 116 млн.

Рассказал министр и о том, как работает предприятие над повышением качества своих услуг, т.е. как выполняет инвестпрограмму, в рамках которой, собственно, и предусмотрены ремонт и замена ветхих энергообъектов, находящихся в распоряжении госпредприятия.

– В 2010 году вложения «Облкоммунэнерго» в объекты энергетики должны были составить по плану инвестпрограммы 449 миллионов рублей. Выполнение плана – 100%. В 2011 году инвестиции запланированы в сумме 593 миллионов, выполнение – 90%. В 2012 году план – 395 миллионов, выполнен он на 63%. В 2013 и 2014 годах план (464 и 485 миллионов соответственно) выполнен только на 74% и 69%. В 2015 году из необходимых 315 миллионов рублей мы смогли потратить на ремонт только 67%. В 2016 году из 555 миллионов рублей – лишь 8%, в 2017 году из 474 миллионов – 21%. Все инвестиционные программы мы подписываем, но они не выполняются из-за отсутствия средств, из-за большого количество кредиторов, дебиторов, – коротко пояснил глава минЖКХ.

Перечисление цифр утомило слушателей и не позволило делать какие-либо определённые выводы о дальнейших перспективах работы госпредприятия. Ничего не изменится – или будет лучше? Если лучше, то когда? После рассказа главы минЖКХ оставалось только гадать.

Народные избранники честно признались, что эти цифры им ни о чём не говорят: «Оно дышит на ладан. Мы не понимаем, почему это происходит. У компании есть собственник в лице правительства области. И он должен понимать, что за проблемой ОГУЭП следует снижение качества оказания услуг населению, а в зимний период происходят ещё более страшные вещи – угрозы разморожения домов и так далее».

О таких угрозах очень хотел поведать на сессии лично мэр Усолья-Сибирского Максим Торопкин, но доехать на заседание вовремя не успел – вопрос немного сместился по времени, пояснил ситуацию спикер Заксобрания. Но благо, что впереди – очередные выборы в Заскобрание, и депутат от Усолья-Сибирского, доселе скрывавший свой дар красноречия, решил выступить вместо Торопкина в защиту своей территории.

– Зиму город проскочил случайно. Электричество отключалось и в частом секторе, и в городе. А сети рвутся не только зимой, но и летом – после сильного ветра. Как может развиваться бизнес в этом городе, как могут привлекаться инвестиции? – волновался Олег Кузнецов, представляющий в областном парламенте ЛДПР.

Размытые границы

Замолвить слово за «Облкоммунэнерго» решил председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов. В силу своих полномочий сообщить он смог куда больше, чем чиновники из минЖКХ. Ольга Носенко потом оговорилась, что это примерно та самая информация, которая содержалась в полученной депутатами «анонимке». Понятно, подозревать председателя правительства в авторстве такого сообщения никто не собирался.

– На самом деле большая часть проблем находилась за скобками, – объявил Руслан Болотов парламенту, и далее начался длинный и местами сбивчивый рассказ о споре между двумя хозяйствующими субъектами, присутствующими на одном рынке.

Собственно, речь шла о самом «Облкоммунэнерго» и другом крупном игроке – ИЭСК (Иркутской электросетевой компании, «дочке» «Иркутскэнерго»). По словам Болотова, до недавнего времени двум энергопредприятиям никак не удавалось выработать регламент взаимодействия друг с другом. И это был принципиальный момент. Ведь ИЭСК владеет магистральными сетями, по которым поступает энергия на участки «Облкоммунэнерго» – точнее, на распределительные сети и далее, к конечным потребителям в населённые пункты Иркутской области. Подписать договор, регламентирующий совместную работу, не удавалось из-за того, что ОГУЭП и ИЭСК не могли «поделить территорию»: несколько лет игроки пытались выяснить, где заканчиваются границы сетей одного и начинаются границы другого. Проблема эта развивалась глубже – отсутствие границ балансовой принадлежности сетей приводило к спорам об объёмах отпускаемой энергии и её потерям в ветхих сетях. «Облкоммунэнерго» не признавало потери энергии на своих объектах (и, соответственно, отказывалось за них платить), считая, что это происходит на участках ИЭСК. Последняя, в свою очередь, была уверена в обратном. Дело доходило даже до судебных разбирательств.

– ИЭСК отказывалась принимать те точки, которые являются для многих сетевых компаний так называемыми «чёрными дырами», – участки, где происходят потери энергии. А это населённые пункты, жители области. И только недавно был подписан договор между ИЭСК и «Облкоммунэнерго», – сообщил Болотов.

Таким образом, областное предприятие, по информации Болотова, взяло на себя эти убыточные участки.

«Оприборить» и победить

– И сегодня мы прекрасно понимаем: основные убытки «Облкоммунэнерго» возникают из-за потерь в сетях частного сектора (в многоквартирных жилых домах приборы учёта энергии установлены на 100%), – прокомментировал глава иркутского правительства.

Ведь за потерянную электроэнергию платить приходится предприятию уже не по льготной ставке, а по цене оптового рынка. А она может значительно превышать показатель, заложенный в тарифе на входе. Разница порой достигает 100%, рассказывает Руслан Болотов.

Чтобы исправить ситуацию со сверхнормативными потерями, «Облкоммунэнерго» начало устанавливать приборы учёта на наиболее проблемных участках (правда, не за свой счёт, а за счёт дополнительной господдержки из областной казны). Это, как отмечают чиновники, позволяет оперативно выявлять энергопотери, быстро реагировать на данные факты и в итоге снижать объёмы потерь. Так, в 2015-2016 годах приборы появились на участках, которые энергетики называют Тулунским направлением. В итоге потери энергии удалось снизить более чем на 50%.

– За прошлый год было поставлено в муниципалитеты с максимальными потерями в сетях более 1500 приборов, за предшествующий – 1350 приборов, – отмечает председатель правительства.

Но, чтобы «оприборить» все электросетевые объекты, требуется не один миллиард рублей. Понятно, что в распоряжении бедствующего ОГУЭП, где едва находятся средства на ГСМ, чтобы выехать на транспорте в аварийную зону, нет таких денег. Не под силу выделить миллиарды единовременно и правительству Иркутской области, отмечают чиновники. Поэтому пока говорить о закрытии проблемы «Облкоммунэнерго» со сверхнормативными потерями энергии преждевременно. А значит, и расходы на эти потери будут по-прежнему сохраняться. Круг замкнулся.

– Существенно осложняет работу «Облкоммунэнерго» и накопленная задолженность. При обороте предприятия в 3–3,5 миллиарда рублей погасить её невозможно даже в течение ближайших двух лет. Но мы составили график, по которому планомерно снижаем задолженность. Так, например, наконец закрыт кредит в Сбербанке. Если сегодня нам напоминают о положительном 2010 годе, когда была полностью выполнена инвестпрограмма, то на самом деле тогда «Облкоммунэнерго» и пришлось взять этот кредит в Сбербанке – на зарплаты своим сотрудникам. И всё это время кредит не гасился, – отмечает Руслан Болотов ещё один мрачный факт.

Парламентарии признают, что половину вопросов, касающихся ситуации в «Облкоммунэнерго», доклад Болотова снял. Но не все. Остаются открытыми вопросы, как всё-таки правительство, минЖКХ и «Облкоммунэнерго» рассчитывают изменить качество предоставляемых населению услуг?

– Какие конкретные мероприятия будут проведены в Усолье, чтобы к зиме решить проблему? Директор «Облкоммунэнерго» сообщил нам, что денег предприятия не хватает на эту проблему, – послышались вопросы из зала.

– По-моему, мы считаем деньги предприятия и не обращаем внимание на проблемы населения. Денег на решение проблем никогда не хватит. Особенно в «Облкоммунэнерго». Надо передать часть функций «Облкоммунэнерго» муниципалитетам. Иначе как мы будем искать ответственных? – предложил Илья Сумароков.

Непростая история с «Облкоммунэнерго» пока не имеет конца – придумать его на сессии, при широком круге заинтересованных лиц, не удалось. Поэтому Руслан Болотов предложил собраться ещё раз на закрытом совещании в правительстве и обсудить проблему отдельно. Остальные пока решили с его предложением согласиться.

В контексте

Убыток «Облкоммунэнерго» в 2015 году, на момент пика кризиса, составил 730 млн рублей. В 2016 году, после того как началась господдержка предприятия, появилась чистая прибыль – 298 млн рублей. Однако в экспертном заключении региональной Службы по тарифам, которое было подготовлено при установлении тарифа для «Облкоммунэнерго» на 2018 год, говорится: «…Дефицит собственных оборотных средств в 2016 году составил 596 млн, в 2017 году – 780,8 млн. Дефицит собственных оборотных средств свидетельствует о зависимости производственного процесса от внешних источников финансирования, а также о неспособности предприятия погашать своевременно свои краткосрочные обязательства. Показатели ликвидности не соответствуют нормативным».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры