издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заступник на крови

Желание отомстить обернулось двойным убийством

Эта уголовная история, завершившаяся двумя трупами, начиналась с обычных дружеских посиделок. Жители Усть-Кута Владимир Вейс (25 лет) и Алексей Таюрский (на год младше) встретились вечером 3 декабря 2015 года на даче в садоводстве «Ромашка-1», чтобы выпить, как обычно, и поговорить о жизни. Алексей между делом пожаловался другу на своего бывшего работодателя: не отдаёт, мол, долг за выполненную работу, да ещё и побил, так что приходится прятаться от него на даче. Захмелевший Владимир предложил разобраться с обидчиком «раз и навсегда» – прикончить его. Этот его порыв суд назвал «ложно понятым чувством товарищества».

Вот только до «забуревшего» работодателя пьяные мстители в ту ночь так и не добрались. Их жертвами стали совершенно незнакомые люди, проезжавшие по трассе в то время, когда у обочины стояли с охотничьим ружьём подогретые спиртным приятели. Ружьё они украли у соседа по даче. Тот не раз брал их с собой на охоту, так что парни прекрасно знали, где лежит ствол и какими пулями заряжены патроны. Сами же и помогали заряжать. Пока Таюрский сторожил на крыльце, Вейс разбил оконное стекло и вынес два патронташа и ружьё. Парни тут же проверили его исправность, стреляя не только в воздух, но и по дому приятеля-соседа, которого они обокрали.

Следующим пунктом разработанного ими плана мщения значился угон машины, на которой предстояло добраться в ночное время до Усть-Кута, где проживал обидчик. Только остановить в такое время машину на трассе Янталь – Усть-Кут оказалось не так-то просто. Договорились, что Вейс пальнёт из ружья, чтобы заставить водителя, проезжающего мимо, притормозить. Он и пальнул – прямо в человека, сидевшего за рулём «Тойоты Хайс». Прицельный выстрел угодил в шею водителя. Микроавтобус, оставшись без управления, съехал в кювет, затем на лёд речки Куты.

Приятели уж было подумали, что теперь ничто не помешает им угнать автомобиль, но в нём оказалась пассажирка. Женщина выскочила на лёд и с причитаниями бросилась к водительскому сиденью. Вейс выстрелил ей в спину, потом вытащил из-за руля шофёра, положил тела рядышком. Наконец-то друзья получили доступ к средству передвижения. Вейс сел за руль, однако иномарка крепко застряла в снегу, и сдвинуть её с места не было никакой возможности. Парни решили хотя бы забрать ценности, рассудив, что мертвецам они всё равно не пригодятся. Но вдруг в ночной тьме раздались стоны «трупов».

Вейс и тут не запаниковал – он добил водителя с пассажиркой, целясь им в головы. Супруги-предприниматели, которым не было ещё и пятидесяти лет, погибли на месте от огнестрельных ранений с разрушением вещества головного мозга. Пока Вейс занимался расстрелом случайно попавшихся на их пути людей, Таюрский продолжал шмон. К нему присоединился и приятель, завершивший кровавую расправу. Нажиться за счёт убитых, впрочем, не удалось. В багажнике парни обнаружили громоздкую коробку с телевизором, но пришлось бросить её на льду – не тащить же с собой на разборки. Дамские украшения из золота и бриллиантов, хранившиеся в косметичке жертвы, они по пьяни не заметили. Так что ограничились хищением двух простеньких мобильников, стоимость которых составила в сумме 3800 рублей. Потом была ещё одна попытка завладеть автомобилем: потеряв ключ от замка зажигания, Вейс пробовал завести «Тойоту», замкнув провода. Но, выражаясь юридическим языком, умысел на угон транспортного средства не был доведён до конца по не зависящим от молодых людей обстоятельствам.

Даже все эти злоключения с выстрелами, ранениями, трупами не заставили Вейса и Таюрского отступить от плана мести. И вот они снова на федеральной дороге «Вилюй», и опять заступник Вейс палит по движущимся мишеням, тогда как младший напарник подаёт ему патроны. Стреляет Вейс, как и прежде, не по колёсам – целится прямо в головы людей, сидящих за рулём. Водителям «Тойоты Короллы» и «Тойоты Хайлюкс» крупно повезло: пьяный стрелок, пытавшийся их убить, промазал. Машины, одна из которых принадлежала Транс-Сибирской лесной компании, были повреждены, но не остановились. Водители повели себя грамотно: услышав подозрительные хлопки и звон разбитого стекла, они не стали выходить из автомобилей и выяснять, что произошло. Вместо этого дали по газам и скрылись с опасного места. После чего сразу обратились в полицию. Мстители под утро вернулись в садоводство «Ромашка-1» ни с чем. А вскоре за ними явились люди в погонах.

Тела убитых супругов в 8 часов утра обнаружил водитель ЗАО «Новые дороги». «Ехал мимо, увидел микроавтобус в кювете, хотел помочь, но наткнулся на трупы, – пояснил он потом следователю. – Следы с места преступления вели в садоводство». При обыске в дачном домике на чердаке были изъяты мобильные телефоны убитых супругов, а под сиденьем дивана обнаружилась часть похищенных у соседа патронов. К тому же рядом с крыльцом обворованного домика хозяева нашли варежку, связанную матерью Вейса, а внутри помещения пьяный преступник оставил свою банковскую карту, выпавшую из кармана.

И на предварительном следствии, и в суде Вейс и Таюрский без конца меняли показания. То писали явки с повинной, то перекладывали ответственность друг на друга, то признавали вину частично, то категорически открещивались от совершённых преступлений. Вейс, например, уверял, будто был пьян и ничего не помнит. А Таюрский говорил, что на реке не слышал ни стонов раненых, ни выстрелов. Какое-то время старший товарищ намеренно выгораживал младшего, объяснив тому, чего ждёт от него в качестве благодарности: чтобы тот помогал его семье и носил передачи в зону. Потом заступник вдруг спохватывался и начинал, наоборот, валить на дружка собственные грехи.

«Показания Вейса, будто он был так пьян, что плохо помнит события той ночи и не мог руководить своими действиями, суд признал недостоверными, – говорит прокурор областной прокуратуры Татьяна Степанова, выступившая на судебном процессе в качестве государственного обвинителя. – При проверке показаний на месте преступления обвиняемый рассказывал о том, что произошло, подробно, с деталями. Психиатрическая экспертиза подтвердила, что Вейс, несмотря на алкогольное опьянение, не терял способность осознавать свои поступки. Не поверил суд и Таюрскому – никаких заболеваний, связанных с потерей слуха, у него не выявлено». По словам старшего советника юстиции, вину подсудимых подтвердили и результаты многочисленных экспертиз – трассологической, генетической, автотехнической, физико-химической и товароведческой.

Суд признал Владимира Вейса и Алексея Таюрского виновными в хищении огнестрельного оружия и боеприпасов, трёх покушениях на угон транспортных средств, разбойном нападении, совершённом в группе по предварительном сговору с применением опасного для жизни насилия. Кроме того, в суде нашёл подтверждение тот факт, что Вейс повинен в двойном убийстве, а в покушении на причинение смерти ещё двоим потерпевшим подельник оказывал ему пособничество.

Государственный обвинитель, выступая в прениях сторон, просила назначить подсудимым большие сроки лишения свободы в колонии строгого режима: Владимиру Вейсу – 23 года, Алексею Таюрскому – 14 лет. Иркутский областной суд согласился с мнением прокурора, что такое наказание будет соразмерным и справедливым. При этом были учтены как смягчающие обстоятельства (явки с повинной, частичное признание вины), так и отягчающее – страшные преступления молодые люди совершили в состоянии алкогольного опьянения.

А ведь раньше они ни в чём уголовном замешаны никогда не были, жили обычной жизнью, оба работали. Даже Вейсу, у которого рука не дрогнула положить случайных людей выстрелами в голову, вряд ли можно приклеить ярлык нелюдя. Он, например, пока шёл процесс, искренне беспокоился о том, как бывшая сожительница будет растить без его помощи их общего ребёнка-инвалида. Трудно сказать, как сложились бы судьбы этих молодых людей, если бы в тот вечер водка не позвала их на криминальные подвиги.

В уголовном деле оказалось восемь потерпевших. Суд удовлетворил их требования о компенсации морального вреда – сумма иска составила два миллиона рублей. Приговор недавно вступил в законную силу. Вернувшись через много лет из зоны, друзья будут ещё два года жить в условиях ограничения свободы: являться в уголовно-исполнительную инспекцию на регистрацию, не покидать без разрешения населённый пункт, не отлучаться по вечерам из дома. Только до этого первоходам ещё далеко.

Недавно приговор вступил в законную силу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры