издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Самозахват в центре города

Депутат Григорий Резников выступает за освобождение берега Ушаковки от незаконного рынка

Концентрация вредных веществ в почве и воде в районе рынка «Знаменский» значительно превышает допустимые показатели: цинка – в 4,5 раза, меди – в 11 раз, нефтепродуктов – в 504 раза. Таковы результаты незаконной деятельности руководства рынка «Знаменский» в водоохранной зоне реки Ушаковки. С молчаливого согласия контролирующих и надзорных органов предприниматель захватил часть берега и сдал его под склады автомасел, химии и автосервисы. Все стоки от жизнедеятельности незаконно возникшего рынка попадают в реку. Депутат Думы Иркутска Григорий Резников больше года борется с самозахватом.

– Григорий Игоревич, расскажите, что происходит на берегу Ушаковки.

– Владелец рынка «Знаменский» самовольно захватил земельный участок площадью около двух гектаров, земля находится рядом с его рынком. Это не просто участок, а особо охраняемая природная территория. По закону граждане имеют право свободно, не спрашивая ни у кого разрешения, находиться в зоне общего пользования. Территория общего пользования не подлежит приватизации. Сегодня её надёжно приватизировал директор рынка Сергей Скворцов. С одной стороны он установил металлический шлагбаум, который охраняют сотрудники частного охранного агентства. С другой стороны проход преграждает бетонный забор с колючей проволокой. Когда рынок закрыт, выйти к реке в этом месте невозможно.

В водоохранной зоне в нескольких метрах от реки без каких-либо разрешительных документов предприниматель построил более 60 капитальных строений, занимающих всего около пяти тысяч квадратных метров площади. Это автосервисы, магазины автомасел и автохимии. У этих объектов нет ни локальной, ни центральной канализации, отсутствует система подбора и утилизации автомасел. Все отходы деятельности магазинов и туалетов открытым способом сливаются в Ушаковку. Затем попадают в Ангару, ниже по течению которой находится городской водозабор. Кроме того, зимой предприниматель не вывозит с территории рынка снег. Его собирают на берегу, оттуда сталкивают фронтальными погрузчиками прямо в реку. Вместе со снегом в воду попадают химические отходы с рынка и весь мусор.

– Экологический вред от незаконной деятельности был зафиксирован?

– Летом прошлого года проверку проводила Служба по охране природы и озера Байкал, были выявлены серьёзные нарушения. На руководство рынка «Знаменский» был наложен штраф на сумму более миллиона рублей. Однако до сих пор предписания, выданные контролирующим органом, не исполнены. Рынок продолжает сливать все стоки и нечистоты в реку.

Кроме того, в прошлом году я заказал независимой аккредитованной организации экологическое исследование. Его результаты показали, что в пробах грунта и воды, взятых на берегу и в реке рядом с рынком, существенно превышены нормы концентрации вредных веществ. Содержание цинка в 4,5 раза выше допустимого, меди – в 11 раз, нефтепродуктов – в 504 раза!

– Кроме предписаний и штрафов Службы по охране природы и озера Байкал какая была реакция от контролирующих органов?

– Это и печально, что вся данная история по захвату водоохранной зоны, незаконному строительству и использованию общественного пространства в коммерческих целях длится с 2010 года. Контролирующие и надзорные органы выступают в этой ситуации лишь молчаливыми свидетелями. Получается, что пришёл действующий член Общественной палаты Иркутской области, предприимчивый человек с хорошими связями, а попросту – рейдер, захватил участок рекреационного назначения, по площади равный территории сквера имени Кирова, и использует его для личного обогащения. За восемь лет собственниками земли успели побывать как город, так и область. Есть земельный контроль муниципального и федерального уровней. Есть правоохранительные органы, а также много ведомств, которые занимаются защитой окружающей среды и экологией: Росприроднадзор, Роспотребнадзор и другие. Но никто не хочет замечать действия Скворцова. А ведь речь идёт о захвате не пяти соток. Это два гектара земли практически в центре города.

Компетентным органам стоит также разобраться с тем, как господину Скворцову удалось приватизировать часть реки Сарафановки. Это одна из немногих малых рек в Иркутской области, её протяжённость пять километров, ширина водоохранной зоны – 50 метров. Река соответствует первой рыбохозяйственной категории, она пополняет кормовую базу рыб реки Ушаковки. Сейчас Сарафановка замурована в коллектор под авторынком «Знаменский».

В некоторых местах по её течению построили капитальные здания автосервисов и магазинов. В среднем на 20 постах автосервисов работает 30–40 сотрудников, столько же клиентов. А теперь вопрос: куда сливается канализация, если на рынке нет биотуалетов и центральной канализации? Ответ очевиден.

– В какую сумму вы оцениваете неосновательное обогащение за счёт пользования побережьем Ушаковки?

– Земельный участок и объекты не стоят на кадастровом учёте. По предварительным подсчётам, налог на два гектара земли под коммерческое использование в городской черте составляет пять миллионов рублей в год. Налог на имущество с пяти тысяч квадратных метров объектов – около трёх миллионов рублей. Аренда аналогичного участка будет стоить пять миллионов рублей в год. Всего за восемь лет набирается платежей на сумму свыше 65 миллионов рублей. После того как я начал заниматься этим вопросом, минимущество обратилось в суд. С предпринимателя потребовали 16 миллионов рублей за последние три года. Из них Скворцов заплатил чуть больше миллиона рублей.

Следует отметить, что Скворцов захватил не только берег Ушаковки, но и тротуар вдоль улицы Баррикад, который ведёт к остановкам общественного транспорта. В некоторых местах проход сужается до 50 сантиметров. Тротуар ведь денег не приносит! На месте свободной территории и тротуара выросли торговые павильоны длиной 400 метров и шириной 12 метров. Это огромная сумма арендной платы.

– Были ведь и претензии к пожарной безопасности на рынке?

– На территории береговой линии, где расположены склады и магазины с маслами, легковоспламеняющимися товарами, нарушены все возможные нормы безопасности. Отсутствует круговой проезд для пожарной техники. Нет пожарных гидрантов и огнетушителей. Склады двухэтажные, с деревянными перекрытиями. Отсутствует система пожаротушения. В случае возгорания потушить пожар будет нечем. Территория захламлена картоном и мусором с рынка.

Хозяйство находится в отвратительном состоянии. Силовые кабели проходят прямо по земле, летом по ним течёт вода, зимой на них лежит снег. Склады забиты канистрами и бочками с автомаслами, рядом находятся склады с шинами. За восемь лет эти склады горели дважды. Последний пожар был достаточно большим, данные находятся в архивах МЧС. Около 80 двухсотлитровых бочек с автомаслами вылилось в реку Ушаковку. Это пятно неделю текло до реки Ангары. Если предположить, что будет очередное возгорание, которое нечем потушить, можно представить размер и структуру пожара.

– Каким вы видите разрешение ситуации, если учитывать, что территорию рынка занимают предприниматели, которые исправно платят арендную плату руководству рынка?

– Действительно, сегодня мы видим некрасивую ситуацию. Скворцов незаконно занял берег реки и сдавал эту территорию предпринимателям под магазины и автосервисы. На свои деньги арендаторы возвели там строения. И теперь их надо убрать. Но я бы говорил не о сносе, а о переносе объектов на территорию рынка. У собственника на территории «Знаменского» есть свободная территория – примерно один гектар. Площадь оформлена в собственность, заасфальтирована, удалена от водоохранной зоны. Туда могли бы переехать арендаторы. Как я понимаю, вопрос заключается в том, что кто-то должен компенсировать предпринимателям затраты на перенос объектов. Кроме того, сам переезд займёт некоторое время.

Я скажу, почему это место меня так волнует. Рядом с рынком «Знаменский» находится моё предприятие, которым я владею 12 лет. Я вижу, что здесь не хватает мест для отдыха и прогулок, нет детских спортивных площадок. Хочу, чтобы на берегу Ушаковки появилась хорошая городская набережная, которая могла бы быть интересной и нужной и жителям Куйбышевского района, и сотрудникам авторынков. Мною разработан проект городской набережной площадью два гектара и протяжённостью более 100 метров. В подготовке проекта участвовал московский архитектор – идеолог «Территориума» Алексей Комов.

Набережная будет многофункциональной, разделённой на зоны для представителей разных поколений – от мам с детьми в колясках до людей пожилого возраста. С двух сторон запланированы две парковки-уловителя – на 400 и 150 мест. Изюминкой зоны отдыха станет культурно-выставочный центр имени Владимира Высоцкого. Центр запланирован как отдельно стоящий большой павильон, где будут проходить культурные мероприятия, конференции, выставки художников и театральные фестивали. Я встречался с талантливыми молодыми художниками, актёрами. Все подтвердили, что такой центр будет востребован. На мой взгляд, проект получился достаточно интересным.

В контексте:

Директор рынка «Знаменский» Сергей Скворцов:

«У нас есть все документы, есть договор аренды. Готовы были даже распоряжения ещё при мэре Якубовском, оставалась только подпись мэра. Произошла передача власти, передача полномочий. Мы постоянно просим КУМИ, обращаемся в администрацию. Есть десятки писем с просьбой выдать хотя бы временные документы для оформления прав на участок».

Заместитель председателя Общественной палаты Виктор Спирин:

«Люди обратились, и я год занимаюсь этим делом. Сергей Николаевич (Скворцов. – Ред.) говорит, что все документы есть. Я профессионал-строитель, просмотрел все документы. Решение есть, всё подписывали. Другое дело, что всё недооформлено, а теперь это называют самозахватом».

Заместитель мэра – руководитель аппарата администрации Иркутска Маргарита Ли:

«Давайте раз и навсегда поставим точку в вопросе оформления этого земельного участка. Никто и никогда вам его не предоставит. Любое предоставление – преступление. Не надо спекулировать на этой теме: «Подпись не поставили, документы где-то ходят…» Нигде никакие документы не ходят. К счастью, это не сделала предыдущая администрация. Нынешняя администрация не просто не предоставит, но и освободит земельный участок. Точка».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры