издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«О случившемся мама никогда не хотела вспоминать»

Вчера в Иркутском областном суде гособвинение представило свои доказательства по последним – пятьдесят девятому и шестидесятому – эпизодам уже второго дела ангарского маньяка. В понедельник слушателей в процессе, начавшемся ещё 10 января, было пятеро, трое из них – журналисты.

«Если всё докажут, конечно»

В зале суда разместилась и команда частного французского телеканала TF1. Моя коллега рассказывает, что делает сюжет о человеке, который может войти в тройку самых кровавых серийных убийц в мире. «Ну, если всё докажут, конечно», – уточняет она. Накануне телевизионщики работали в Ангарске. А вот теперь рассчитывали снять 54-летнего Михаила Попкова в зале суда.

Редакционное задание она получила после того, как одна из французских газет опубликовала большой очерк об ангарском маньяке. «В интервью он нам отказал», – говорит моя собеседница за несколько минут до того, как сможет увидеть вживую в зале заседаний героя своего репортажа. И тут дело не в деньгах, хотя в декабре Михаил Попков раздавал интервью многим СМИ, готовым заплатить. Просто не захотел. К тому же ещё и суд, учтя позицию гособвинителя Александра Шкинева и самого Попкова, отказал TF1 в съёмках.

До появления в зале судьи Алексея Жигаева Попков успевает обменяться несколькими словами со своим адвокатом. Ангарский маньяк сидит в клетке в одежде серого цвета, которую не дают перепутать с робой три белые полоски по подолу куртки. В заседании он немногословен и абсолютно безэмоционален. Слушая обвинителя, он постоянно наклоняется вперёд, редко поднимая голову.

В ходе процесса суду часто приходится зачитывать значительную часть материалов в закрытом заседании, удаляя слушателей, поскольку речь идёт «о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» и необходимо избежать разглашения сведений об интимных сторонах жизни участников. Поэтому допрос Попкова по последним эпизодам тоже пройдёт без посторонних глаз.

Эпизод № 59

Наказание в виде пожизненного заключения Михаил Попков, ангарский милиционер в прошлом, сегодня всемирно (теперь можно и так сказать) известный всем как ангарский маньяк, получил ещё в 2015 году за убийство 22 женщин и два покушения. Позже он признался ещё в 60 преступлениях. Только одной предполагаемой жертве удалось выжить. Но Людмила С. не дождалась решения суда даже по первому делу Попкова. Женщина умерла в 2013 году от онкологического заболевания.

Обвинитель читает протокол явки с повинной Попкова от 1 апреля 2016 года (приведено частично. – «ВСП»): «Весной 1998 года в ночное время посадил женщину лет 35–40 в районе улиц Ворошилова и 40 лет Октября. Она была в состоянии алкогольного опьянения, махнула рукой, я остановился. Среднего телосложения, волосы светлые. Просила подвезти – куда, точно не помню. По-моему, в микрорайон. Я предложил покататься, она согласилась. Купив в киоске спиртное, поехали. На выезде из Ангарска, проехав кладбище, свернул налево – на просёлочную дорогу, в лесной массив. Там распили спиртное, вступили в половую связь в машине. У меня к этой женщине возникло неприязненное отношение, и я решил её убить. Мы вышли на улицу. В машине я взял нож или отвёртку, нанёс несколько ударов в голову. Она была сильно пьяна и особо не сопротивлялась. Я взял что-то тяжёлое, что попалось под руку. Нанёс несколько ударов по голове. Там я оставил тело».

– Подсудимый, подтверждаете?

– Да, подтверждаю.

– Добровольно давались вами [показания]?

– Да. Добровольно.

Попков опознал жертву этого преступления 6 марта 2017 года по снимку. Из протокола следует, что по фотографии номер три он узнаёт женщину, которую хотел убить весной 1998 года на территории бывшего стрельбища за ангарским городским кладбищем. На снимке была Людмила С. 1960 года рождения.

5 февраля 2017 года на месте происшествия был проведён осмотр участка, расположенного в северо-западной части ангарского городского кладбища. Следствие применяло в том числе и металлоискатель, но каких-либо предметов, имеющих значение для уголовного дела, обнаружено не было.

Потерпевшей по делу сегодня проходит дочь женщины. Она не появилась в суде. По словам Александра Шкинева, она отказалась заявлять гражданский иск на возмещение морального и материального вреда. С материалами уголовного дела, а заключениями экспертизы знакомиться не захотела.

Её показания также озвучил обвинитель. Женщина была допрошена 20 марта 2017 года. «В 1998 году я проживала отдельно от матери, – говорится в материалах. – 12 мая 1998 года она со своими подругами отмечала её день рождения в вечернее время. После распития спиртного все разъехались по домам, а мама решила продолжить. Она собиралась поехать к подруге. Остановила какую-то машину, и водитель увёз её в неизвестном направлении».

На допросе дочь Людмилы С. рассказала, что её искали почти три дня. «Она поступила 15 мая в отделение скорой медицинской помощи в тяжёлом состоянии с черепно-мозговой травмой. Вся избитая и обнажённая. Моя мама много лет работала на станции скорой помощи фельдшером, поэтому при поступлении сразу позвонили мне. […] Как я поняла с её слов, мужчина на неё напал, ударил несколько раз. Сначала в лицо, потом в голову. Говорила, стамеской. Где они находились, говорила, не помнит. Потом ей удалось от него сбежать. Получается, что она ползала по лесу около двух суток. Она вспомнила, что ползала по бурелому вдоль какого-то забора. Как выяснилось, утром 15 мая она выползла на проезжую часть дороги, где её подобрал какой-то мужчина. На автомашине довёз до «скорой помощи» Ангарска. О случившемся мама никогда не хотела вспоминать. Этим делом занимался сотрудник милиции Шестопалов. Он неоднократно меня опрашивал, но почему-то не опрашивал маму. Возбуждалось ли уголовное дело, не знаю. После выписки маму также никто не опрашивал, милицию никто не вызывал. […] Характер у моей мамы был спокойный. Она была добрая, алкоголь употребляла в меру, сильно не напивалась, наркотики не употребляла. Врагов у мамы не было, были ли у неё любовники, мама мне не рассказывала. Мама всегда хорошо одевалась, была опрятной, красивой, среднего телосложения, высокого роста».

При поступлении Людмилы С. в стационар города Ангарска у неё были выявлены черепно-мозговая травма в форме ушиба головного мозга с кровоподтёком лица, а также травма стопы. Женщина находилась в стационаре с 15 мая по 8 июня 1998 года. Эксперты, задействованные следствием, констатировали, что черепно-мозговая травма в форме ушиба головного мозга, как правило, сопровождается потерей сознания.

Эпизод № 60

1 апреля 2016 года Попков написал ещё одно чистосердечное признание. Оно относится к эпизоду «Убийство неизвестной женщины в лесном массиве Большой Елани».

«Весной 2010 года посадил в машину в городе Ангарске проститутку и увёз в Усольский район, где избивал руками, ногами и палкой, пока она не перестала подавать признаки жизни, – зачитывал документ Александр Шкинев. – В половую связь не вступал. Только занимались оральным сексом в презервативе. Вещи и сумку выбросил в лесу. Был на автомобиле «Субару Импреза» синего цвета. Написано собственноручно». Как и в предыдущем эпизоде, Попков явку с повинной подтвердил, при осмотре места происшествия предметы, представляющие интерес для следствия, обнаружены не были.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры