издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новое дыхание предместья Рабочее

Депутат Думы Иркутска рассказал, чего округу не хватает для процветания

Алексей Распутин уверен, что у жителей его округа, предместья Рабочее, особый менталитет. Он сформировался ещё со времён строительства деревянных двухэтажек. Люди жили и продолжают жить единым сообществом, хорошо развито сарафанное радио, действуют законы взаимовыручки. Поэтому к депутату люди приходят не только с жалобами, но и активно предлагают помощь. О своём видении развития округа Алексей Распутин рассказал корреспондентам газеты.

– Депутат – это тот человек, к которому люди идут со своими проблемами. С чем к вам обращаются жители округа?

– У человека возникает любая проблема, он приходит к депутату, чтобы ему помогли, подсказали, в каком направлении двигаться. Нет определённых тем, по которым люди идут к депутату. Обращаются со всеми проблемами: личными, бытовыми, юридического и медицинского характера. Много обращений по работе управляющих компаний. Причём не всегда коммунальщики некачественно оказывают услуги, часто суть проблемы заключается в ветхости жилья и сетей. Много жалоб связано с благоустройством – состоянием дорог, ливневой канализации, тротуаров, освещением, озеленением. Кто-то из частников загородил дорогу – с этим тоже просят разобраться. Многие воспринимают депутата как волшебный способ решить вопросы любого характера.

Жителям округа не хватает социальных услуг: возникают трудности с оформлением в школу, детский сад, нужны кружки и спортивные секции. С этим тоже идут к депутату. Есть вопросы по льготам. Часто люди не знают, какие меры поддержки им положены, кому-то нужно подтвердить статус – инвалиды, дети войны. Вопросов много…

– Какие проблемы округа вы, как депутат, считаете наиболее острыми?

– Главная проблема – большое количество изношенных домов. Часть из них признана ветхими и аварийными. Часть не признана, но отвечает всем критериям такого жилья. В Рабочем критически не хватает коммунальной инфраструктуры. Сейчас в районе работает 19 котельных, нет центрального теплоснабжения. Это, наверное, самый печальный факт. Во-первых, угольные котельные загрязняют окружающую среду. Когда дым валит из труб – это неэстетично, это грязь, копоть. Во-вторых, выбросы провоцируют заболевания органов дыхания, различные аллергии. Котельные были построены в середине прошлого века, предназначались для обеспечения жизнедеятельности ограниченного количества жилья и социальных объектов. Сейчас жильё пришло в негодность. Для нынешнего количества жителей района социальных объектов не хватает. Но развитие ограничено дефицитом тепловых мощностей.

Предместье Рабочее – перспективный и очень интересный район прежде всего с точки зрения расположения: до центра города ехать всего пять минут. По территории округа протекает река Ушаковка. Малые реки в городе – это дополнительное преимущество в урбанистике.

По прогнозам до 2025 года, в Рабочем будет жить 35 тысяч человек. Это население целого города, такого, например, как Саянск. При этом крупный район города до сих пор остаётся без центрального теплоснабжения. Это барьер, который мешает округу развиваться.

В городе успешно работает программа развития застроенных территорий. Она подразумевает переселение людей из ветхих домов в комфортные условия, замену бараков новым жильём. В Рабочем расселения требуют бараки с гниющими полами, которые проваливаются, аварийными лестницами и неработающей канализацией. 70–80% жилья в предместье – деревянные двухэтажки, которые закончили свой срок эксплуатации. Порой люди живут в нечеловеческих условиях. Это большая социальная проблема, которая не стоит так остро в других районах города.

Чтобы Рабочее получило новое дыхание, необходимо решить вопрос с теплоснабжением. Стоит провести туда теплотрассу, район начнёт развиваться лавинообразно. По генеральному плану, если Рабочее будет подключено к центральной теплотрассе, возможно строительство от 700 тысяч до миллиона квадратных метров нового жилья. Кроме того, в генплане предусмотрены шесть новых детских садов, четыре школы, два физкультурных комплекса, детская поликлиника, хоспис и две больницы.

Я должен сказать о том, что администрация Иркутска всеми путями находит способы строить и вводить новые социальные объекты, решать другие проблемы округа. Идёт перекраивание тепловых мощностей от действующих котельных. Где-то сэкономили, чуть-чуть модернизировали – построили новый блок школы № 66, выкроили мощности на новый детский садик. В целом это латание дыр, меры, которые снимают остроту, но не решают проблему. Тепловая ветка в Рабочее жизненно необходима.

Важно, что документация на строительство тепловой трассы утверждена, проект готов к исполнению. Образно говоря, можно выгонять технику и начинать прокладывать трубу. Цена вопроса – от 800 миллионов до миллиарда рублей с учётом инфляции. Чтобы вы сопоставили эффект от использования этих средств, приведу пример. На эти деньги можно проложить тепловую трубу и решить большинство социальных проблем Рабочего, в том числе экологическую, поскольку тепловой луч подразумевает закрытие чадящих котельных. Это шанс обеспечить взрывное развитие целого района города. А можно, например, построить одну школу.

– Какие возможные источники финансирования существуют?

– Энергетики успешно финансировали подобные проекты по своей инвестиционной программе до 2015 года. Проект строительства теплового луча по улице Баррикад также был включён в инвестпрограмму. Потом, к сожалению, финансирование было заморожено. Несмотря на это, энергетики по-прежнему заинтересованы в прокладке магистрали, в нашем регионе переизбыток генерирующих теплоэнергию мощностей, а сетей – недостаток. Они пытаются найти возможности.

Один из вариантов – инвестиционная программа будет возобновлена в каком-то объёме. Второй вариант, который предлагают энергетики, – новая система тарифного регулирования на тепло. По их расчётам, сначала тариф на тепло может повыситься, потом, после закрытия убыточных котельных, он снизится. Таким образом, потребители сделают вклад в модернизацию, потом эта инвестиция будет компенсирована через снижение платежей. В целом потребители не переплатят, так рассчитывают энергетики. Я, как депутат, заинтересован в том, чтобы улучшать жизнь людей, а не создавать дополнительные проблемы. Мы знаем, что есть много людей, для которых сегодняшние платежи – непосильная ноша. Считаю, что с коммунальными платежами экспериментировать не стоит.

Самый, на мой взгляд, реальный вариант – это вхождение проекта в одну из федеральных целевых программ. Мы видим, что целевые программы работают: приходят реальные деньги на улучшение жизни с реальным результатом. Например, по проекту «Формирование комфортной городской среды» в городе полным ходом идёт благоустройство территории, что важно – с учётом пожеланий граждан. Сотни дворов уже отремонтированы комплексно. Иркутск одним из первых вошёл в проект в 2017 году, выполнил все условия, в нынешнем году мы не теряем позиции, наращиваем обороты. Другая программа – строительство комплексных очистных сооружений (КОСов) – также активно реализуется.

– Какие действия необходимо предпринять, чтобы войти в федеральную программу?

– Любой вопрос нужно «толкать». Результат зависит от интенсивности и участия всех уровней власти, общественности, бизнеса. Городская администрация и депутаты должны показать значимость этого проекта для людей и развития города. Областная власть готовит пакет документов и представляет их в федеральном центре. Немаловажно участие общественности. Мы должны консолидировать усилия, добиваться решения вопроса, и тогда всё получится.

Как вариант, возможно частно-муниципальное, частно-государственное партнёрство. Я разговаривал со строителями. Есть пул застройщиков, которые готовы развивать эту территорию, сносить старое, аварийное жильё, переселять людей в новые дома.

Бизнес понимает перспективу, готов работать, но процесс тормозит отсутствие инфраструктуры.

Мы ищем способ решить проблему, но никто не забывает, что мы живём здесь и сейчас. Что людям нужно сегодня водить детей в детский сад и школу, ходить по подметённым улицам, заниматься спортом. Никто не предлагает отложить эти потребности на потом. По заявкам жителей ремонтируем дворы, обустраиваем скверы, устанавливаем детские и спортивные площадки.

Кстати, у нас очень активные люди. Округ регулярно находится в лидерах по итогам голосования за обустройство общественных пространств. В прошлом году привели в порядок Каштаковскую рощу, в нынешнем году благоустройство продолжится. Округ живёт насыщенной жизнью. Нет такого, что все сели и ждут, когда протянут тепловой луч. Как я уже говорил, благодаря администрации города открыт начальный блок школы № 66, строится новый детский сад на Зимней. Это будет самый большой детский сад в городе. Решаются вопросы по работе управляющих компаний. Мы даём консультации, в том числе юридические, людям, которым нужна помощь.

– Сколько участков на территории Рабочего входит в программу развития застроенных территорий?

– За прошлый год подготовлен один участок. На него есть документация, дома признаны ветхими и аварийными, определены границы территории, Дума города приняла постановление о включении его в программу. Всего по генплану на территории предместья обозначено больше 10 участков, которые могут быть расселены с помощью этого механизма. А это практически весь аварийный жилой фонд.

– В мае вы отчитались о своей работе перед жителями округа. В том числе рассказали, что достроили здание воскресной школы. Почему вы за это взялись?

– Когда я пришёл в округ, узнал, что есть проблема: на территории Князе-Владимирского храма начали строить воскресную школу, но не нашлось человека, организации, которые бы занимались этим делом, довели бы его до завершения. В силу специфики деятельности – я строитель – мне эта работа понятна. С отцом Алексеем (настоятель храма. – Ред.) мы запланировали, как достроить школу. Что касается здания – оно готово, подключено к коммуникациям. Всё прошло не без шероховатостей, конечно. С канализацией были вопросы. Теплоснабжение было запущено не в таком виде, как должно быть. Сделали.

Сейчас ведём окончательную планировку помещений и отделочные работы. Воскресная школа относится к храму, поэтому требования к оформлению помещений там не такие, как, например, к офисам или жилью. Нужен особый подход. Шаг за шагом совместно с администрацией города, другими заинтересованными лицами мы идём к тому, чтобы завершить отделку и открыть школу. Будем делать это поэтапно, как только подготовим помещения, мы их откроем.

Наша организация делает это от души, для людей.

– Две жительницы Рабочего из ваших рук получили почётные грамоты Думы. Чем они отличились, как вы узнали об этих женщинах?

– В прошлом году ко мне обратился мужчина. Так сложились обстоятельства, что человек попал в беду, оказался на самом дне. Находился в заключении, когда вернулся домой, узнал, что в его квартиру въехали цыгане. Взамен ему предоставили ветхий дом в районе. Он не получал пенсию, не на что было жить. Самостоятельно решить свои проблемы, хотя бы оформить документы и получать пенсию, не хватило знаний, здоровья и просто жизненной стойкости. Мужчина дошёл до того, что сидел на улице и просил милостыню.

И вот нашёлся неравнодушный человек, который сумел вернуть его к жизни, придать уверенность. Вера Васильевна Жидкова помогла восстановить пенсию. Наш подопечный с трудом передвигается, она на такси возила его по инстанциям. Посторонний человек помог, вернул отчаявшегося мужчину к жизни в том понимании, какое возможно.

Вторая замечательная женщина – Анна Александровна Токарева, многодетная мама, помогает в Князе-Владимирском храме. Она работает, принимает на себя груз проблем прихожан. Делает много мелких, но таких добрых и нужных ежедневных дел, которые складываются в одно большое добро.

Такие дела, вне всякого сомнения, достойны благодарности, поэтому мы их отметили.

Стоит сказать несколько слов о людях Рабочего. У них свой менталитет. Сложилась своеобразная коммуна, где есть взаимовыручка, взаимная поддержка, хорошо развито сарафанное радио. Со времён, когда построили бараки, люди живут в таком обществе. Сформировался свой микромир. Это сообщество, которое тебя видит насквозь, пропускает всё через себя и не терпит фальши. Я это очень хорошо понял, потому что в выборной кампании три месяца каждый день встречался с людьми во дворах.

Порой они намного чище, намного правильнее, по-человечески лучше, чем люди в тех районах, которых мы привыкли относить к интеллигентным. Люди здесь хорошие. Мне общаться с жителями Рабочего просто. Я могу с ними говорить откровенно, напрямую. Чувствую, что и они меня понимают. У нас получается надёжная спайка. Вы спросили, как мы увидели этих женщин? В предместье сформировалось общественное ядро. Люди приходят, звонят, спрашивают, советуются, предлагают свою помощь.

Ещё один интересный момент. Когда мы начали работать, помогать людям, трём, четырём, пяти помогли, восьми подсказали, шестнадцать направили в правильные двери. Пошёл положительный эффект. Стало работать сарафанное радио. Мы почувствовали, как со всех сторон к нам пошли люди. Сразу появились активисты, которые не просить приходили, а сами хотели помогать. Мы знаем, что есть активные люди, к которым мы можем обратиться. Этот костяк – добровольные помощники, которые болеют душой за Рабочее.

Вместе получается хорошо проводить мероприятия, причём не только в Рабочем, но и городского масштаба. Например, ко Дню города инициативная группа предложила сформировать колонну под названием «Рабочие из Рабочего». Ведь исторически район был заселён преимущественно рабочими, которые трудились на заводе имени Куйбышева и на других предприятиях города. В колонне сначала шли крепкие трудяги с кирками и в кирзовых сапогах. Они представляли рабочих 20–30-х годов прошлого века. На смену им пришли люди в униформе – рабочие конца 20 века. Завершение колонны – это роботы, рабочие будущего. С этой идеей нам удалось выделиться, колонна Рабочего запомнилась горожанам, мы заняли призовые места.

Тот факт, что люди стали больше обращаться, для меня показателен – значит, мы движемся в верном направлении, люди чувствуют поддержку. Сейчас главное – не растерять темп, компетенции. Глобальная задача – вывести район в число процветающих. Есть понимание, как это сделать. Очевидно, что в один день ничего не изменится, нужно много работать.

– Поделитесь своими соображениями, из каких частей состоит глобальная задача по преображению округа? Строительство теплового луча, школ и больниц, обновление жилья мы уже обсудили.

– Понятно, что, во-первых, необходимо решение локальных вопросов. Это благоустройство, дороги, детские и спортивные площадки. Есть запрос на социальные объекты. Пошагово решать эту задачу – приоритет. Я приветствую, что городская администрация понимает проблемы и, что немаловажно, их решает, несмотря на многочисленные сложности. Я уже говорил об этом, построен новый блок школы № 66, началось возведение детского сада. Я не сомневаюсь, что вскоре он будет построен.

Следующий шаг – строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. На сегодняшний день нет быстрых и понятных возможностей реанимировать и запустить в эксплуатацию тот ФОК, который есть. Гораздо проще и эффективнее построить новый. Администрацией города участок под него уже определён. Сейчас идёт выбор проекта. Есть разные варианты. Жители Рабочего хотят, чтобы появился комплекс с бассейном. Такой, какой строится на бульваре Рябикова. При выборе мы должны учитывать возможности подключения к сетям и источники финансирования, поскольку ФОК с бассейном будет стоить гораздо дороже, чем «сухой».

Не менее актуальный вопрос – на территории округа нет культурно-досугового центра. Что называется, не хлебом единым жив человек. Нет Дворца культуры, где мы могли бы проводить культурно-массовые мероприятия, в котором работали бы детские кружки, ресурсные центры, для старшего поколения был бы организован досуг. Этот вопрос находится у нас в работе.

Решая основную проблему, мы пытаемся снимать её остроту. Администрация города предоставила помещение для шахматного клуба. Сделали «ход конём»: одновременно с шахматным открыли клуб по шашкам. Теперь получилось так, что многие шашки полюбили больше, чем шахматы, особенно младшие школьники. Открыли стоматологический кабинет – поликлиника № 15 перегружена, из имеющихся возможностей решаем вопросы.

Есть различные по сложности и стоимости проекты строительства Дворца культуры, в том числе недорогие быстровозводимые варианты. За 20 миллионов рублей можно собрать сооружение из сэндвич-панелей. Но мне хотелось бы построить достойный культурный центр. В округе живёт около 30 тысяч человек, и, наверное, эконом-вариантом, мы не обойдёмся.

В два раза перегружена поликлиника № 15. При плановой загрузке в 15 тысяч человек за медучреждением закреплено 28 тысяч. Понятно, что в таких условиях и качество обслуживания страдает, и очереди есть. Ещё один неприятный момент – действующая поликлиника находится в приспособленном помещении. Это два бывших общежития, соединённые между собой пристроем. Помещение не соответствует современным требованиям к медицинскому учреждению. Хорошая новость в том, что новая поликлиника проектируется. Если всё пойдёт без сбоев, будем стараться получить финансирование и начать строительство в следующем году.

Вот ещё точка приложения сил.

Не могу не сказать об украшении округа – реке Ушаковке. Это замечательно, когда район стоит на реке. Скажу честно, я сам не понимал все прелести этого преимущества, пока не окунулся в работу зимнего градостроительного университета, который действует при ИрНИТУ. Там собралась группа энтузиастов – архитекторов из России и других стран. Учитывая опыт разных городов, они разработали три варианта благоустройства набережной. Есть концепция, как можно обустроить реку, сделать её комфортной для жителей. Получить другое качество жизни. Всё это реально, всё это возможно, говорю это как строитель. Нужно лишь дать идеям, проектам движение, ежедневно шаг за шагом заниматься реализацией задуманного.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры