издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Статусный подарок ко Дню города

Группа депутатов Заксобрания стремится усилить финансовые позиции Иркутска

Законопроект об увеличении субсидии для Иркутска на выполнение функций областного центра пока обсуждается кулуарно. Хотя, чего скрывать, горожане были бы рады, решись дело в пользу авторов законодательной инициативы. Речь идёт почти о 2,5 млрд рублей, которые могут быть потрачены на дороги, коммунальную инфраструктуру, общественный транспорт, благоустройство.

В Послании к Федеральному Собранию глава государства Владимир Путин призвал за предстоящие шесть лет удвоить объём средств, выделяемых на пространственное развитие городов. Многие направления, которых это должно коснуться, относятся к ведению муниципалитетов. Именно городские власти напрямую занимаются вопросами транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы, благоустройства.

Весьма кстати пришёлся законопроект группы депутатов-иркутян Законодательного Собрания. Они вышли с инициативой увеличить субсидию Иркутску на исполнение функций областного центра. По расчётам разработчиков, она должна вырасти с 0,2% (или с запланированных 256 млн) налоговых доходов регионального бюджета до 2,2% и в денежном выражении составить 2,46 млрд рублей. Это примерно 15% от той суммы, что поступает в казну Иркутска.

Сейчас мэрия областного центра даже вынуждена брать банковские кредиты на решение важных для жителей Иркутска проблем. Что для вовлечённых во власть людей не является секретом. О том, как отреагирует на законопроект губернаторское крыло «Серого дома», тоже было заранее известно. «У нас всё время борьба между областью и деревней», – с горькой усмешкой заметил один из сотрудников иркутской мэрии, имеющий большой стаж работы на муниципальной службе, подразумевая долгую историю борьбы администрации и иркутских парламентариев за увеличение финансирования административного центра региона.

В отзыве на законопроект, подписанном главой региона, предлагается оставить всё как есть. А городу поработать с доходной базой. Говоря иными словами, посоветовали лучше собирать доходы, обещав на сумму роста поступлений увеличивать субсидию. И вообще, по данным правительства, размер субсидии для Иркутска уже несколько лет превышает 0,2%. Уже в 2017 году город получил в виде субсидии 1,085 млрд. Следует отметить, областные власти внесли в эту сумму и деньги, которые пошли на софинансирование строительства очистных сооружений по федеральной программе «О защите озера Байкал». Существует мнение, что, если бы город сам не включился в эту программу, в региональном правительстве не сделали бы ничего для появления новых очистных.

Доходы бюджета области с 2013-го по 2017 год выросли на 41%. Иркутска – на 2,6%, а с учётом того, что муниципалитеты в прошлом году отвоевали себе часть сборов по упрощённой системе налогообложения (УСН) – налогов от малого бизнеса (800 млн рублей), – на 12%. Почти две трети бюджета города сегодня уходит на социальную сферу. Остальное тратится на городское хозяйство.

Иркутск – не Москва. И в отличие от столицы России, имеющей статус субъекта федерации, формирует свой бюджет как обычный городской округ – Ангарск или Братск. Причём по бюджетной обеспеченности (объём бюджетных средств на одного жителя) Иркутск от этих городов не отличается, а Братску даже проигрывает. Основную долю поступлений в казну Иркутска обеспечивает подоходный налог. Город получает 26,5 копейки из каждого рубля, который уплачивает иркутянин в виде НДФЛ. Остальное идёт в областной бюджет. Региональное правительство не делится с городами и налогами, которые ему обеспечивают растущие сырьевые отрасли.

Депутат Эдуард Дикунов, один из сторонников идеи увеличения субсидии на выполнение функции административного центра, ещё в прошлом году, например, предлагал перераспределить в пользу муниципалитетов налог на имущество юридических лиц. Это добавило бы в копилку Иркутска 600 млн. Давший положительное заключение на законопроект Московский институт финансов констатировал, что это решение приведёт к росту консолидированной доходной базы региона.

И вот почему. «Учитывая, что данный налог, его база, находятся непосредственно на территории муниципалитетов, там лучше всего организуют собираемость: проведут инвентаризацию, найдут неучтённое или эксплуатируемое в режиме незавершённого строительства имущество компаний», – убеждён он.

– Население Иркутска ходит в торгово-развлекательные центры, тратит там свои деньги. Если горожане пользуются услугами данных заведений, формируют их доходы, было бы правильно, чтобы эти заведения отдавали часть своего дохода горожанам, а не области, – резонно замечает Эдуард Дикунов.

Говоря о новой законодательной инициативе, он подчеркнул, что Иркутску требуются дополнительные средства на решение вопросов, связанных с дорогами, дорожной сетью, развитием общественного транспорта, реставрацией памятников и средовой застройки. Достаточно заглянуть на любой городской интернет-форум – можно сразу понять, каких изменений ждут люди от властей. Не обязательно быть сотрудником областного правительства, чтобы увидеть: сегодня выезд через «узкое горлышко» из Иркутска в Хомутово создаёт проблемы как иркутянам, так и тем, кто приехал в город на работу. Динамичный рост числа автовладельцев – как местных, так и обеспечивающих маятниковую миграцию жителей соседних муниципалитетов – требует от Иркутска закончить реконструкцию транспортных развязок, сделать их современными и высокопропускными. «Вопросы транспортной безопасности требуют строительства новых пешеходных переходов, в том числе и подземных. Это выгодно как автомобилистам, так и пешеходам», – добавляет Эдуард Дикунов.

По-прежнему остаётся открытым вопрос строительства перехватывающих парковок, способных разгрузить центр. В новых подходах нуждается организация общественного транспорта. «Таких наработок очень много, но они существуют в виде проектов на бумаге, – отмечает Эдуард Дикунов и добавляет: – Для решения проблем нужны деньги – целевые средства, которых у города пока нет. Хотя Иркутск уже неоднократно доказывал, что способен успешно решать сложные задачи».

Цифры и факты

В области нет программы развития административного центра.

В государственных программах «развитие административного центра» прописано лишь в разделе программы развития дорожного хозяйства. Иркутск получал по этой подпрограмме на ремонт дорог более 300 млн рублей.

В нынешнем году маятниковая миграция в Иркутск составляет около 79 тыс. человек (12% от численности населения областного центра) ежедневно. Именно столько человек приезжает в областной центр на работу из соседних муниципалитетов. Они являются сотрудниками федеральных и областных ведомств, банков, вертикально интегрированных компаний, имеющих офисы в Иркутске.

Иркутск – транзитный пункт, который обеспечивает приток в городской округ населения со всей области. Транспортный поток через город увеличился примерно на 46 тыс. единиц в день.

Как туристический центр Иркутск становится всё более привлекательным. За 2017 год пассажиропоток воздушным транспортом увеличился на 18% и превысил 2 млн человек в год. Приток людей в город обеспечен и железнодорожным транспортом – 3 млн человек.

Большое число приезжих обязывает создавать более комфортные условия передвижения в границах города. Растёт количество общественного транспорта. Объём перевозок пассажиров вырос на 3,2% – до 93 млн человек – в 2017 году.

Около 100 тысяч студентов, зарегистрированных за пределами города, получают образование в высших и средних специальных учебных заведениях Иркутска.

Только на содержание дорог городу требуется около 5 млрд рублей.

Не говоря уже об опережающем развитии качества дорожной сети. Нормативному состоянию соответствует 40% дорог. В администрации Иркутска планируют довести этот показатель до 80% к 2025 году.

В контексте

В России нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки, сохранив при этом их лицо и историческое наследие. Это одна из самых масштабных задач, которые президент поставил в своём Послании.

По словам Владимира Путина, обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства. Это будет иметь и широкий социальный эффект – в частности, позволит обеспечить прозрачность и эффективность работы системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них, цитирует президента «Российская газета».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры