издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надежда тонет последней

Переселенцы из посёлка Кеуль так и не получили обещанную землю

Посёлок Кеуль Усть-Илимского района давно ушёл под воду. Но проблемы, связанные с его затоплением, до сих пор не исчезли. И 21 июня бывшие жители Кеуля готовятся выйти на митинг, а может быть – объявить голодовку. Люди до сих пор не могут получить земельные участки взамен своих затопленных угодий. Другого способа привлечь внимание властей к своей проблеме они уже не видят.

В 2013 году часть кеульчан получила квартиры в Усть-Илимском районе, а часть – в посёлке Луговое, который относится к Марковскому муниципальному образованию Иркутского района. Вот об этих последних сегодня идёт речь. Если новоявленные жители Усть-Илимского района сразу получили земельные участки под жилищное строительство, то жителям Лугового не предоставили землю до сих пор.

Во время переселения все имущественные вопросы регулировались при помощи областного закона 76-ОЗ. Взамен изымаемых квартир людям предоставляли другое жильё, а вместо утраченной земли – участки и компенсацию за насаждения. Правда, компенсация была мизерная. На одно домохозяйство – примерно 10 тысяч рублей.

Так вышло, что по 76-ОЗ переселившиеся в Луговое кеульчане получить участки не смогли. «Когда переехали, этот вопрос ушёл на второй план, – признаёт представитель инициативной группы переселенцев Елена Измоденова. – Сначала нужно было как-то обустроиться, найти работу, устроить в школы и садики детей, решить первоочередные бытовые проблемы. Да и областное правительство не отказывалось выделять землю. Нам обещали найти участок».

И в самом деле нашли. Сначала правительство Сергея Ерощенко выделило переселенцам 9,2 га земли в Иркутском районе. Но получить участок люди не смогли, оказалось, что у этой земли уже есть другой собственник. Тогда нашли другой участок – в Баклашах. Но и с этой землёй вышла незадача – она не вошла в границы поселения, а была отнесена к землям лесного фонда. Всё это время кеульчане ходили по кабинетам и занимались бесконечным заполнением бумаг.

– А время-то шло, закон 76-ОЗ утратил силу, потому что проблемы такой категории населения, как «переселенцы», якобы решились, – говорит юрист, представитель инициативной группы Анастасия Рамазанова. – Теперь нас отнесли к 146-ОЗ, согласно которому земли бесплатно выделяются некоторым категориям граждан в порядке очереди. Людей отправляют вставать в очередь, которая формируется по месту жительства.

 

Но представители администрации сами говорят, что в Иркутском районе земли нет и не будет. В очереди уже стоит около 300 многодетных семей, которые тоже эту землю не получат. Это значит, что переселенцы до конца жизни могут безрезультатно простоять в этой очереди.

Нужно отметить, что изначально на земельные участки претендовало 1,5 тысячи переселенцев, которые живут в Луговом. К настоящему моменту осталось 15 самых стойких, которым по закону полагается 24 участка в связи с тем, что у некоторых имеются совершеннолетние дети.

– В прошлом и в позапрошлом годах мы всё лето ходили, нас всё гоняли из кабинета в кабинет, обещали решить проблему, – рассказывает свою нехитрую историю бывшая кеульчанка Наталья Григорьева. – В сентябре 2017 года у нас была встреча с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, он лично пообещал этот вопрос решить. Ничего не решилось, и мы снова записались на приём. Ещё одна встреча состоялась в конце апреля 2018 года, он дал распоряжение председателю правительства Руслану Болотову решить вопрос. Болотов сказал, что у него никаких распоряжений нет, и перенаправил нас к министру имущественных отношений Владиславу Сухорученко. Пришли к министру, а тот встретил нас не очень красиво, даже раньше нас вышел из собственного кабинета. «Земли нет, никаких распоряжений у меня нет», – ответил он, и мы поняли, что нашу проблему никто не решит. Эта встреча произошла в мае, а после этого мы уже начали писать заявления во все инстанции. Были в приёмной президента, в КПРФ, в ОНФ – да где только не были. Но обратная реакция пошла только после того, как мы уведомили власти, что просим разрешения на проведение митинга и бессрочной голодовки. Когда нас спросили, сколько мы собираемся митинговать, я ответила: «До победного».

Переселенцы, конечно, написали письмо президенту и получили ответ, который и должны были получить. В нём было сказано, что выделение земель гражданам, выехавшим из затопленных территорий, относится к полномочиям региональной власти. Но она свои обязанности не выполняет. «Когда мы заявление на проведение митинга подали, мне позвонили из администрации и сказали, что сейчас будут разбираться, почему нам квартиры дали, а землю не дали. Как только разберутся, обещали с нами встретиться, – рассказывает Наталья Григорьева. – Но 21 июня мы уже пойдём на митинг. Если не будет разумных решений, мы будем голодать, ночевать в палатках. Всё в рамках закона, конечно. Мы уже нашли палатку, стульчики. Мы готовимся».

На вчерашнюю встречу с чиновниками переселенцы возлагали большие надежды. Но, кажется, они не оправдались. Кстати, она проходила не в здании правительства, а на Российской, 20, где находится приёмная КПРФ. На встречу с доведёнными до отчаяния жителями пришли заместитель начальника Управления по связям с общественностью Александр Дормидонтов и заместитель начальника отдела предоставления земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, Владимир Аполинский. Депутаты в таких случаях говорят: «Ну они бы ещё начальника транспортного цеха прислали». Но жители ничего не сказали.

– Губернатор помнит о вас, – «обрадовал» переселенцев Александр Дормидонтов. – Он дал поручение подготовить поправки к 146-ОЗ, которые предоставят вам право вставать в очередь на получение земельного участка не только по месту прописки.

– А когда губернатор отдал поручение? – поинтересовались граждане.

– Насколько я понимаю, после вашей встречи с ним в мае, – неуверенно ответил Дормидонтов.

– А мы к нему первый раз приходили в сентябре, и он обещал решить нашу проблему. Но оказалось, что нет даже протокола той встречи, – парировала Анастасия Рамазанова. – У нас есть подозрение, что какие-то действия вообще начали предпринимать только после того, как мы уведомили власти о готовности выйти на митинг. Будем голодать, если власть по-другому не может решить вопросы.

– Я вас не отговариваю, это ваше право, – заметил Александр Дормидонтов. – Можете всех «телевизоров» позвать, это нормальная практика. Но вы долго не отстоите. Либо здоровье подведёт, либо настроение изменится. Хочу только донести до вас, что, прежде чем пойти на крайние меры, надо все средства испробовать.

Однако жителям кажется, что все остальные методы они уже использовали. Они верили, надеялись, терпели, сколько могли. За это время закон, принятый для них, утратил силу, и нет гарантий, что «переселенцев» не исключат даже из 146-ОЗ, ведь на бумаге их проблемы давно решены. Тем более если оставшиеся граждане займут своё законное место в очереди, которая никуда не двигается. Ждать очередных поправок в закон переселенцы не хотят. Говорят, что некоторые соседи уже не дождались – умерли. Но большинство просто махнули рукой и отступились. А ещё людям просто обидно. Они не понимают, почему вынуждены были вот так, за здорово живёшь, отдать свою собственность, а теперь должны вставать в очередь на получение куска земли и стоять в ней неизвестно сколько лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры