издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Неслучайная жизнь Николая Шарова

  • Автор: Алексей Сивеня, Фото: фото автора

«Часто вспоминаю годы работы в Азейском ОПТУ, – рассказывает ветеран предприятия, бывший машинист локомотива Николай Васильевич Шаров, – и частенько ловлю себя на мысли, что вновь хочется посидеть за пультом управления в кабине тепловоза, вспомнить, как проплывали мимо состава деревья и опоры линий электропередачи, как мелькали шпалы, как блестели рельсы, ощутить сопротивление вагонов, наполненных углём, которые машина вывозит из забоя или доставляет на станцию. Спрашиваю себя: трудно было? И ответ приходит сам собой. Не трудно. Работа была по душе. Нравилось вставать ранним утром. Добираться на дизель-поезде до промплощадки Азейского разреза, влезать по трапику в уютную тёплую кабину, слышать и буквально душой и телом ощущать мощь многих лошадиных сил, что буйствуют в дизелях за спиной. Сознавать, что именно ты командуешь этим табуном лошадей и что они охотно подчиняются твоей воле.

А ещё было осознание того, что выполняешь большую и нужную людям работу. Ведь вывозимый нами уголь – это свет и тепло для сотен тысяч людей в других городах и краях, и от твоего отношения к делу напрямую зависит, будет ли им комфортно в любой день. Говорят, наша работа трудна. Оно и в самом деле так – хватает в профессии водителя железнодорожных составов всяких сложностей. Но всё это со временем сгладилось, потеряло остроту, в памяти остались лишь самые хорошие моменты. А что касается трудностей, то для того, кто работу любит, знает своё дело, трудностей не существует. Хотя бы уже потому, что знаешь, как их предупреждать, предугадывать и не допускать. Для настоящего мастера трудностей нет».

С бывшим машинистом тепловоза, председателем профсоюзного комитета Азейского ОПТУ, председателем совета ветеранов «Тулунугля» Николаем Васильевичем Шаровым мы встретились в уютном, светлом и чистом кабинете. На стенах – стенды, фотогалерея ветеранов шахтёрского труда, отмеченных высокими правительственными наградами. Забегая вперёд, отметим, что сам Шаров – кавалер Почётного знака «Шахтёрская слава» трёх степеней, заслуженный работник угольной промышленности, награждён медалью «За трудовое отличие», а также областными и юбилейными знаками отличия. В общем, заслуженный человек во всех отношениях. Несмотря на солидный возраст – 72 года, активен, мобилен, лёгок на подъём.

Родился Николай Васильевич в 1946 году в селе Гонохово Алтайского края. Иван Агапович Шаров, отчим нашего героя, приехал на Алтай после службы в армии – завербовался на строительство второй колеи железной дороги от Барнаула на Казахстан. Там познакомился с Александрой Григорьевной, с которой связал свою жизнь навсегда. Помотала их судьба по белу свету, точнее, по необъятной Сибири. После окончания строительства второго пути на Алтае попали в Казань, потом на Урал, где занимались электрификацией железной дороги. С Урала перебрались в Иркутскую область – на электрификацию Восточно-Сибирской железной дороги. К тому времени уже работали Иркутская и Братская ГЭС. Энергии хватало, потому и было принято решение убрать с путей паровозы, заменив их локомотивами на электрической тяге. Так и осели в городе Тулуне, ставшем для них и всей их семьи настоящей родиной.

Николай, поскольку родители переезжали с одного места на другое, учился в разных школах, на каникулах гостил у бабушки с дедушкой. В Тулуне после окончания восьми классов поступил, было, в местный техникум на отделение механизации, да закончить не удалось – призвали в армию. Три с лишним года охранял рубежи Родины на китайской границе. После окончания службы вернулся в Тулун. Устроился на работу водителем на станцию скорой помощи. Вскоре женился. Вот поистине правильно говорят, никто не знает, где найдёт своё счастье. Однажды Николая и его четверых сослуживцев-пограничников горком комсомола попросил провести встречу в летнем лагере для трудных подростков, рассказать о солдатской службе. Ответственной за мероприятие была Наталья, сотрудница горкома, она и сопровождала вчерашних солдат. Познакомились… После встречи в лагере сходили в кино. А потом и завертелось-закружилось. И докружило до скорой свадьбы.

Через год Николай решил переменить место работы. Как раз к тому времени открывался Азейский ОПТУ, к начальнику которого Павлу Николаевичу Радостеву и обратился Шаров. Его приняли – хорошие руки и ответственное отношение к делу ни на одном предприятии не были лишними. Но крутить баранку грузовика Николаю Шарову показалось мало. Он окончил курсы помощников машинистов тепловоза и заступил на работу уже по новой специальности.

«Новая работа очень понравилась, – вспоминает Николай Шаров. – Поначалу даже самому странно было: всегда нравились автомобили, и вдруг такая перемена. Но потом причину такой симпатии понял – тепловоз по мощности, конечно, не чета тогдашним грузовикам. Да и ответственность другая, дисциплина нужна. А к дисциплине и ответственности я всегда относился с уважением, старался всегда работать без сучка без задоринки. Железная дорога суеты не любит, потому и пришлась по душе».

Через несколько лет, окончив без отрыва от производства соответствующие курсы, стал Николай Шаров машинистом. Был в составе комсомольско-молодёжной бригады, существовавшей в ту пору на предприятии, командовал которой опытный машинист Андрей Бугаев. Новые друзья не делали никаких секретов из своего дела, делились с новичком опытом, знаниями, всеми тонкостями, без которых невозможно владение любой профессией на высшем уровне.

«Надо отметить, мне очень везло в жизни с хорошими людьми, – делится воспоминаниями Николай Васильевич. – На каждом жизненном этапе встречались настоящие друзья, хорошие наставники, которые могли объяснить теорию и своим личным примером наглядно показать, как нужно работать. Научившись у них, я и сам впоследствии вёл себя так же. Глядя на машиниста, на бригадира, весь экипаж за ним тянется, стремится соответствовать. В жизни ведь всё просто: если можешь делать дело и человек нормальный, то и люди к тебе относятся со всем уважением».

В 1981 году Николая Шарова избрали председателем профсоюзного комитета предприятия. Пят лет отдал он этой работе, но потом всё-таки решил вернуться на тепловоз.

«Работа в профкоме в то время была интересной, нужной, живой, – говорит Николай Васильевич. – Отдавался я этому новому делу со всей душой. Но потом всё-таки решил вернуться на прежнее место работы. Тянуло постоянно назад. Я ведь, как сейчас думаю, был словно создан для той работы. Кабинетной работе отдал пять лет – и хватит. Надо и другим общественного хлеба попробовать».

В 2001 году исполнилось Николаю Шарову 55 лет. Пенсионный возраст. Но как-то была совсем непривычной мысль о том, что он бросит работу и будет сидеть дома. Поэтому, уже будучи на заслуженном отдыхе, отдал он родному предприятию ещё два года, передавая богатый опыт молодым, уча их тонкостям и премудростям своего дела.

Как раз в 2003 году было решено создать организацию ветеранов горняцкого труда. В этом деле Шаров принял самое активное участие: здесь как раз пригодился опыт непосредственной работы с людьми в профкоме. Сначала был заместителем председателя, а с 2005 года и по сей день возглавляет совет ветеранов. «Почему бы и нет? – считает он сам. – Силы и энергия ещё есть, желание тоже. Не сидеть же дома, воробьёв считать на ветке».

Лукавит, конечно, Николай Васильевич. Никогда в своей жизни он не сидел без дела. Поначалу с семьёй жили в квартирах, потом дом построил себе. Приусадебный участок есть. На нём работы хватает. Да ещё сыновья на природу вытаскивают, скучать не дают.

«Огород на мне, – улыбается собеседник «СЭ», – хлопот с ним много. Попутно ещё кроликов и кур развожу. Раньше и до поросят дело доходило, но сейчас как-то уже не хочется, другой живности хватает. А продуктов с усадьбы достаточно, да ещё и с сыновьями делюсь, они ведь мне тоже помогают».

Вырастил Николай Шаров двоих сыновей. Старший, названный именем отца, окончил Иркутский политехнический институт и работает сейчас заместителем начальника взрывного подразделения на Азейском производственном участке «Тулунугля». Младший, Виктор, много лет отдал работе в ОПТУ, потом стал предпринимателем. У сыновей семьи, дети – продолжение рода Шаровых.

Совсем недавно Николай Васильевич Шаров участвовал в качестве ветерана-пограничника во встрече с юнармейцами, рассказывал о своей службе, делился воспоминаниями. Разумеется, только службой не обошлось – и о работе своей рассказывал, и о жизни.

«Очень понравились мне ребятишки, – улыбается Николай Васильевич, – видел огонь в их глазах, живой интерес ко мне, к Родине, к жизни вообще, к будущему. Хорошее поколение растёт, достойная нам смена. Пока будут расти такие дети, до тех пор и будет стоять страна. А расти они будут, иначе ведь нельзя».

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры