издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Увести со скользкой дорожки

Падунский районный суд Братска успешно применяет ювенальные технологии

В прошлом году на скамье подсудимых Падунского районного суда города Братска побывало 38 подростков в возрасте 15–17 лет. Их уголовные дела рассматривал так называемый детский суд. Семь лет назад здесь был создан особый судебный состав, специализирующийся на делах с участием несовершеннолетних. Его задача – не только наказать юного вора или грабителя за совершённое преступление, главное – помочь оступившемуся подростку, не дать ему окончательно сломать свою жизнь, не допустить рецидива. Такое дружественное ребёнку правосудие, как теперь принято называть ювенальные технологии, судье Елене Рудковской помогают отправлять психологи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Братского района Елена Москвитина и Надежда Уланова. Их рабочие кабинеты находятся прямо в здании Падунского районного суда.

«Несовершеннолетнего нельзя называть преступником. Когда идёт заседание, я даже слово «подсудимый» не применяю. Я вижу перед собой ребёнка, – говорит Елена Рудковская. – А с ребёнком приходится нянчиться. Прежде всего нужно понять, что привело его к нам». Здесь-то и помогают психологи. Они не только присутствуют в судебных заседаниях, их работа начинается гораздо раньше – с изучения поступившего в суд уголовного дела, бесед с родителями и с самим несовершеннолетним. «Характеристик в уголовных делах, как правило, много – из учебного заведения, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения полиции. Но эти характеристики обычно формальные, содержат лишь общие сведения. А что толкнуло ребёнка на скользкую дорогу, причины неблагополучия не выясняются», – сетует судья.

Характеристика подростка, составленная социальными педагогами, которые работают в суде, принципиально иная. Здесь собрана, если можно так выразиться, полная диагностика – информация, которая способна помочь не только при определении справедливой меры наказания. Она необходима и для успешной ресоциализации несовершеннолетнего. Ведь после приговора, если, конечно, удаётся обойтись без лишения свободы, с осуждённым не прощаются. Составляется карта его сопровождения, молодой человек оказывается на учёте в суде. И теперь его действительно сопровождают по жизни, оберегая от непоправимых ошибок. Психологи еженедельно звонят в учебное заведение, чтобы быть в курсе всех проблем. «Не пришёл на занятие, не сдал зачёт? Значит, придёт и сдаст, мы с ним поработаем. И с родителями осуждённых мы поддерживаем постоянную связь, и с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции. Часто приходится помогать семье с документами, родители обращаются к нам за консультациями, спрашивают, как им правильно вести себя в сложившейся ситуации», – рассказывает Елена Москвитина.

Работать в суде с неблагополучными подростками тяжело, но и приятных моментов в деятельности социальных педагогов немало. «Такое удовольствие испытываешь, когда снимаешь подопечного с учёта, – говорит Надежда Уланова. – Мы ведь всё равно продолжаем поддерживать с ним связь. И видим, что у парня нормальное окружение, он социально адаптирован, учится, работает. Это приятно». Сейчас на учёте у психологов восемь несовершеннолетних, в основном это дети из неблагополучных семей. Как правило, они совершают кражи и угоны машин. Часто по глупости – чтобы добыть деньги и выпить с приятелями.

Большинство попадающих на скамью подсудимых подростков видят в семье изо дня в день именно такую модель поведения взрослых – их «предки» тоже озабочены тем, как бы добыть деньги и выпить. А потому воспитывать приходится не только подростков. С их домашними в суде тоже ведётся, как выражаются психологи, «глубокая работа». Обычно поначалу взрослые воспринимают её как нравоучения, их раздражает вмешательство в их жизнь. Но, как говорится, вода камень точит. Постепенно родители привыкают делиться с психологами своими проблемами, начинают прислушиваться к их советам.

Судья Елена Рудковская считает, что судьбы подростков, ставших фигурантами рассмотренных ею уголовных дел, могли бы сложиться менее драматично, если бы не была упущена первичная профилактика. «Работа с неблагополучными семьями зачастую поставлена на конвейер. Но штрафы и предупреждения ведь не исправляют ситуацию. А в суде мы имеем дело уже с молодыми людьми, достигшими возраста уголовной ответственности. Тяжелее всего провозглашать приговор с реальным лишением свободы и видеть страх и боль в глазах подростка. Даже если ему почти 18, он всё равно ещё ребёнок. И вряд ли колония его исправит, даст ему необходимые для нормальной жизни навыки. После таких приговоров испытываешь разочарование, эмоциональную тяжесть и боль за судьбы детей. Я всех помню, кого судила. Кто-то уже вырос и смог наладить жизнь, а кто-то, увы, продолжил преступный путь», – говорит Елена Рудковская.

Вот почему в Падунском районном суде делают всё возможное, чтобы не допустить появления сломанных зоной судеб. Все уже привыкли к тому, что здесь регулярно проводятся родительские собрания, куда приглашают не только мам осуждённых детей, но и законных представителей всех ребят в районе из так называемой зоны риска. Социальные педагоги занимаются мониторингом внешкольных учреждений, поддерживают связь с руководителями бесплатных кружков и секций, составляют перечень досуговых мероприятий. «Мы работаем с библиотекой, музеем «Братскгэсстроя», волонтёрским объединением «Стриж», другими организациями, готовыми вводить условно осуждённых в круг обычных детей», – рассказывают психологи. По их словам, стали традицией лекции и собрания в учебных заведениях, совместные профилактические мероприятия с уголовно-исполнительной инспекцией, комиссией по делам несовершеннолетних, сотрудниками подразделений полиции. Эти усилия приносят свои плоды.

В прошлом году Падунский районный суд города Братска рассмотрел три десятка уголовных дел, фигурантами которых были несовершеннолетние. Рецидивная преступность среди подростков в районе неуклонно сокращается. На ранее судимых приходится теперь в год одно-два нарушения Уголовного кодекса. За этой статистикой – повороты судеб молодых людей, только вступающих в самостоятельную жизнь. Видно, что с «плохишами» здесь «нянчатся» не зря.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры