издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Звёзды» на иркутской сцене

  • Автор: Милада Кустова

Программа «Звёзды XXI века» много лет существовала в репертуаре Московской филармонии, теперь же она выросла в федеральный проект, который даёт возможность другим регионам страны познакомиться с молодыми талантами 21 века. 13 октября состоялся концерт, открывший цикл абонементов «Звёзды XXI века». Этот проект уже второй раз реализуется на сцене Иркутской областной филармонии.

Первый концерт абонемента совместно с Губернаторским симфоническим оркестром открыл один из самых талантливых скрипачей современности – солист Московской филармонии Айлен Притчин. В этот вечер оркестром управлял молодой и перспективный дирижёр Максим Качалов. Программа концерта была посвящена творчеству великого английского музыканта Эдварда Элгара, создавшего национальную композиторскую школу. Были исполнены два знаковых сочинения композитора – «Скрипичный концерт» и «Первая симфония As-dur»

Трёхчастный «Скрипичный концерт» Элгара – сочинение романтическое, богатое по эмоциональному содержанию, наполненное разнообразными оттенками чувств и переживаний. Композитор, обучавшийся игре на скрипке и хорошо знавший этот инструмент, насытил свой концерт разнообразными виртуозными техническими приёмами, что требует от солиста и оркестра большого технического мастерства и немалой отдачи. Но, несмотря на огромную сложность произведения, исполнено оно было удивительно легко, непринуждённо, органично и выразительно. Солист и оркестр объединились в тонко организованный дуэт. Каждый нюанс, все переливы оттенков настроения – от изящного лирического тона и затаённого душевного романтического переживания до эмоционально открытых всплесков и болезненного напряжения – были проникновенно переданы согласованным исполнением.

Айлен Притчин – виртуоз и профессионал своего дела. Невероятная техника его исполнения сочетается с тонкой музыкальностью, мягкостью и в то же время плотностью, густотой и насыщенностью звукоизвлечения. Об этом скрипаче не раз откликались как о «музыканте с математическим уклоном», ведь его интерпретации по своей организации отличаются особой точностью математического расчёта. Все детали выстроены и продуманы скрипачом наилучшим образом. Звучание оркестра поразило свежестью эмоционального высказывания, потрясающей динамической выразительностью, многогранной нюансировкой, рельефностью линии звукового развития с её устремлениями, взлётами и спадами. Дирижёр, тонко чувствуя солиста, вёл единую нить повествования, создавая искрящуюся игру обертонов в «педальных» эпизодах, оркестровую мощь в эпизодах экспрессивного накала, переплетая и объединяя каждый звуковой слой инструментальных групп в единое целое. Общее звучание всего произведения нашло великолепный отклик у публики.

Такими понятиями, как единство драматургического и концептуального развития, можно охарактеризовать и исполнение четырёхчастной «Первой симфонии As-dur». Это произведение английского композитора хоть и опирается на предшествующие традиции в области композиторского мастерства, но в то же время отличается несомненной индивидуальностью музыкального языка. Симфония была написана автором в уже достаточно зрелом возрасте, когда у него за спиной имелся богатый композиторский опыт, выполнена она достаточно сложно и с большим мастерством.

В основе развития сочинения лежит принцип монотематизма (весь основной музыкальный материал вырастает из главного тематического ядра вступления первой части), кроме того, симфония изобилует сложнейшими полифоническими приёмами, многогранна в образной сфере. И оркестр под руководством Максима Качалова успешно справился со всеми сложностями произведения. Широкий эмоциональный диапазон сочинения был организован и объединён одной общей линией ведения идеи. Звучание оркестра отличалось объёмом и рельефностью, богатством тембровых красок, отточенностью каждого перехода, каждого акцента, особой детализацией и вниманием к средствам выразительности, обилием разнообразных оркестровых звучаний (от величественного, могущественного, даже зловещего до томительного, страстного, возвышенного). Оркестр пел, шептал, декламировал, завладевая вниманием слушателей, восторженно откликнувшихся на проделанный артистами труд.

После заключительных нот и аккордов всей симфонии какое-то мгновение зал был окутан немой тишиной, за которой последовало громогласное зрительское «Браво!». Действительно, на протяжении всего вечера слушателя не оставляло пытливое ощущение интриги и непрерывности действия, не давая ему возможности отвести своё внимание от происходящего в музыке. Старт второй серии концертов «Звёзды XXI века» прошёл с огромным успехом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры