издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Портреты в руки и на площадь»

Потомки жертв не видят иного способа добиться установки памятника родным

  • Автор: Иван Григорьев

На митинг готовы выйти родственники репрессированных в Иркутской области. Причина – непонятное положение с установкой памятника жертвам политических репрессий, который должен был появиться в аллее лисихинского парка. На памятник уже было выделено 1,9 млн рублей, на эти средства сделана форма для отливки в бронзе. Требуется ещё около 3,5 млн рублей. Но ситуация «зависла». Областные власти не торопятся дать ответ, когда же работа над памятником будет продолжена. Ситуация обсуждалась 25 октября на расширенном заседании Иркутской областной ассоциации жертв политических репрессий.

25 октября на расширенное правление Иркутской областной ассоциации жертв политических репрессий были приглашены инициаторы создания памятника, члены организации «Общество реабилитированных Иркутской области», скульптор, автор проекта Лев Сериков. Глава общества Самат Даутов сообщил, что идея памятника в Лисихе появилась в 2013 году, и тогда члены организации обратились ко Льву Серикову. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова в своё время произвели на Льва Серикова такое сильное впечатление, что он сразу же создал скульптуру – куб-клетку, перетянутый крестообразно, из которого выступают лица людей, замученных в лагерях, расстрелянных. Эту скульптуру он и предложил Самату Даутову и его коллегам по общественной организации в качестве будущего памятника жертвам политических репрессий. Сериков привлёк архитектора Сергея Демкова, который создал проект аллеи. По проекту на аллее должны быть размещены плитки с годами репрессий – с 1917-го до 1950-х годов. Высота граней куба – 2,5 метра. Сам памятник высотой 5 метров.

В 2014 году инициативная группа обратилась к Дмитрию Бердникову, в тот период председателю Думы Иркутска, а ныне мэру, который поддержал идею. Одобрили проект и почётные граждане города Иркутска. В 2015-м две организации – Иркутская областная ассоциация жертв политических репрессий и Общество реабилитированных Иркутской области – обращались к депутату Госдумы Сергею Левченко с просьбой поучаствовать в судьбе мемориала в Пивоварихе. Левченко составлял тогда запрос по этой проблеме. Самат Даутов рассказывал об этих двух событиях в связке, чтобы подчеркнуть, что борьба за Пивовариху и памятник в Лисихе – две стороны одной работы. В Иркутске идея получила положительное заключение комиссии по топонимике при администрации города, сам проект прошёл несколько этапов работы на архитектурно-художественной секции Градсовета и также получил «зелёный свет». При обсуждении на заседании Общественной палаты города 23 человека проголосовали «за» установку памятника, только 5 – «против».

Был изготовлен макет памятника, открыт счёт, собрано 3 тысячи подписей в поддержку установки. Вопрос слушался на Совете ветеранов Иркутской области, объединяющем 70 тысяч человек, и президиум одобрил инициативу. На первый этап создания памятника было собрано 1,9 млн рублей. В подмосковном Жуковском Лев Сериков и Самат Даутов заказали памятник. К вопросу подключился и спикер ЗС Сергей Брилка, при содействии которого рассылались в различные организации письма с просьбой помочь. Средства начали собираться, 200 тысяч рублей, к примеру, дала Иркутская нефтяная компания.

Однако после такого бурного начала вдруг всё затихло. В январе 2018 года пресс-служба губернатора Иркутской области Сергея Левченко распространила пресс-релиз, в котором говорилось, что памятник в Иркутске будет установлен. «Ход работ обсудили на совещании, участие в котором приняли первый заместитель руководителя аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области Андрей Южаков, министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич, руководитель региональной Службы по охране объектов культурного наследия Евгений Корниенко, – сообщала пресс-служба 15 января 2018 года. – Андрей Южаков сообщил, что работа по изготовлению памятника уже идёт, его отливают из бронзы на литейном заводе в подмосковном Жуковском. Стоимость работ составляет более 5 млн рублей. Средства выделяются из внебюджетных источников». Однако никакой отливки памятника из бронзы не было тогда, как нет её и сейчас, хотя 2018 год завершается. «Ушло очередное письмо губернатору, но ответа не последовало», – рассказывает Самат Даутов. Инициаторы написали письмо председателю Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотову. Федотов назвал ситуацию с установкой памятника «тревожной» и обратился к губернатору с просьбой взять под личный контроль эту проблему. Реакции «Серого дома» не последовало. Иркутяне обратились к директору Государственного музея истории ГУЛАГа Роману Романову. Он обещал иркутским коллегам всестороннюю поддержку в этом деле.

«Нам не остаётся ничего иного, как на митинге обратиться к властям с требованием разрешить эту неопределённость. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий, и у нас нет иного выхода», – заявила глава Ассоциации Нина Вечер. Самат Даутов пояснил, что, по информации из мэрии, вопросы благоустройства аллеи будут приоритетным в 2019 году. Но родственники репрессированных не получили ответа из областного «Серого дома» и опасаются, что и в 2019 году вопрос будет так же затянут. «По районам люди с более открытой душой и совестью, – с горечью говорит Нина Вечер. – Поставили памятник и в Куйтунском районе, в Ольхонском районе, в маленьком селении на 100 дворов. Люди сами собрали по 2 тысячи рублей и на свои деньги поставили памятник. А здесь… Как только мы здесь что-то начинаем сдвигать, всё идёт поперёк. Сейчас у нас просто нет иного пути. Мы выйдем с портретами репрессированных родных на площадь и устроим минуту молчания. Что толку, что работал с нами Южаков из аппарата губернатора… На бумагах памятник есть, а в реальности ничего нет».

Нина Вечер сообщила, что начальник Управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Ольга Куриленкова и её коллеги стараются дистанцироваться от проблемы. «Люди сдавали деньги, ждали и ждут этот памятник, – говорит Нина Вечер. – Со всей области присылали деньги. Есть семьи, где пожилые люди доставали накопленное, просили детей пойти и перевести деньги. Памятника нет до сих пор, ясности, когда он появится, тоже нет. Буквально перед этим заседанием мне пришло смс-сообщение от одной семьи, которая сделала пожертвование: «Мы же вам верили!» Мы тоже верили, что всё по закону идёт, поэтапно, что памятник будет. А теперь остаётся только вставать на площади с плакатами».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры