издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полёты во сне и наяву

Федеральная антимонопольная служба завела дело на губернатора Иркутской области

Пока губернатор Сергей Левченко проводил время на Острове Свободы и договаривался о поставках туда алюминия из Иркутской области, а также о взаимном увеличении туристического потока, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела на него и ряд компаний дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции (ограничивающие конкуренцию соглашения органов власти). Инвестор для строительства нового терминала Иркутского аэропорта был отобран без проведения конкурсных процедур, заявили в ведомстве.

Исходя из действий региональных властей, можно подумать, что мантра «А нам и ФАС не указ» довольно долго вертелась в их головах. Но всё когда-нибудь заканчивается. Вот и федеральное ведомство, которое в течение долгого времени ограничивалось лишь «предостережениями», решило перейти от слов к делу.

Первый звоночек прозвучал летом 2016 года – после того, как губернатор Иркутской области заявил, что «иркутские власти готовы принять предложение авиационного холдинга «Новапорт» по совместному управлению ОАО «Международный аэропорт Иркутск» (цитата «ТАСС». – Прим. автора). «ФАС предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению статьи 15 и/или 16 закона «О защите конкуренции», – говорилось в официальном сообщении антимонопольщиков.

«Если правительство области не допустит таких нарушений и проведёт прозрачные конкурентные процедуры в соответствии с законодательством о государственно-частном партнёрстве, то можно считать, что антимонопольная служба свою задачу выполнила», – заявил тогда «Телеинформу» начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Однако никаких действий региональными властями тогда предпринято не было. А в начале 2017 года поменять своё решение губернатору Левченко посоветовал сам глава ФАС Игорь Артемьев.

«Прочтение Закона о конкуренции говорит, что необходимо проводить конкурсы для таких случаев. Поэтому если губернатор Иркутской области об этом не знал, то я буду очень сильно удивлён, но тогда он узнает уже из нашего постановления об этом. Сергей Левченко уже находится в положении, когда практика сложилась, и я очень ему советую своё решение поменять, иначе это может быть очень плохо – и с точки зрения гарантированности инвестиций, и с точки зрения даже правоохранительной системы», – цитировали Артемьева СМИ.

Но губернатор совету не внял и весной 2018 года высказался о будущем аэропорта в «Клубе публичной политики», заявив, что инвесторами для строительства нового терминала выступают АО «Международный аэропорт Иркутск» и ОАО «Рампорт», дочерняя компания Ростеха. Также в проекте примет участие компания «Новапорт», на которую ориентировались при выборе площадки для строительства терминала. Сергей Левченко упомянул о том, что стоимость работ составляет 7 млрд рублей, а сроки – 2 года. 13 июня ведомство Игоря Артемьева вновь предостерегло Левченко от этого шага.

Вместо этого губернатор в августе нынешнего года заложил первый камень в строительство нового терминала аэропорта. «Новый аэровокзальный комплекс обойдётся инвесторам – компании ОАО «Рампорт» – в 7 млрд рублей», – сообщила тогда пресс-служба «Серого дома».

Прошло два месяца, и в числе фигурантов дела, возбуждённого ФАС, не только губернатор региона, но и ряд компаний – АО «Рампорт Аэро», ООО ИК «Аеон», ООО «Новапорт»,

ООО «Система Управления», ООО «Рампорт Безопасность» и АО «Международный аэропорт Иркутск».

«В результате действий областных властей и ряда хозяйствующих субъектов частный инвестор для реализации инвестиционного проекта по строительству нового терминала аэропорта г. Иркутска был отобран без каких-либо конкурентных процедур. Другие потенциальные инвесторы были лишены права на участие в проекте», – заявили в ведомстве. По словам Андрея Тенишева, в ФАС уже обратилось несколько потенциальных инвесторов строительства терминала.

«Отказ от предусмотренных законодательством конкурентных процедур всегда приводит к негативным последствиям как для экономики региона, так и для граждан», – добавил Тенишев. К каким последствиям приведёт возбуждённое против губернатора и ряда компаний дело – покажет будущее.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры