издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обратная сторона губернаторской «пятилетки»

Правительство региона «зарубило» десятки социальных объектов в новом бюджете

142,6 млрд рублей составят доходы Иркутского областного бюджета в 2019 году, расходы – 146,8 млрд рублей. Дефицит – 4,2 млрд рублей. Параметры бюджета были впервые озвучены правительством региона 12 ноября на общественных слушаниях по проекту бюджета на 2019–2021 годы. Именно здесь вскрылась серьёзная проблема: бюджет был сдан в парламент в один день с прогнозным планом социально-экономического развития, а значит, никакой работы с планом при подготовке бюджета, вероятно, не было. Кроме того, муниципалитеты заявили, что из программ, заведённых в бюджет, пропали школы, фельдшерские пункты и катки, которые губернатор обещал профинансировать. Теперь всё это исключено из финансирования. Зато расходы на высшее должностное лицо Иркутской области увеличились в 1,8 раза.

«Бюджет полностью ориентирован на выполнение всех социальных обязательств, прописанных в майских указах президента», – несколько раз повторила на слушаниях министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова. Однако диалог с общественниками, местными депутатами и мэрами показал иную картину. Бояринова сообщила, что проект бюджета на 2019–2021 годы сформирован в следующих цифрах: доходы 142,6 млрд рублей, расходы – 146,8 млрд рублей. Дефицит бюджета – 4,2 млрд рублей. На 2020 год доходная часть прогнозируется в размере 145,1 млрд рублей, расходная – 147,8 млрд рублей, дефицит – 2,7 млрд рублей. 2021 год пока спрогнозирован на 148,1 млрд рублей доходов, 148,5 млрд рублей расходов с дефицитом в 449 млн рублей. Наталья Бояринова подчеркнула, что на 2020-2021 годы около 30% средств для регионов из федерального бюджета пока не распределено, так что цифры могут меняться. Однако уже сейчас ясно, что дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности на следующий год из федерального центра уменьшится на 300 млн рублей и составит 5,6 млрд рублей.

Министр финансов сообщила, что 13,8 млрд рублей запланировано на социальные объекты, однако приоритет отдаётся тем, что уже строятся и будут завершены в 2019 году.

Именно строительство социальных объектов и вызвало самые жаркие споры на бюджетных слушаниях. Председатель Думы Усольского района Надежда Глызина осведомилась, какова судьба проектов фельдшерско-акушерских пунктов в ряде районных поселений (в Бурети, Хайте и других). Как оказалось, все ФАПы были внесены в перечень капитального строительства на 2019 год на основании постановления правительства № 568-пп. Однако в августе 2018 года свои ФАПы усольчане в перечне не обнаружили. Как пояснила Наталья Бояринова, с 2019 года в Иркутской области будет реализовываться план пятилетнего развития. В связи с этим программы, включая ту, в которой был данный перечень, признаны утратившими силу. И значит, теперь начинаем всё заново. Стоять в очереди и ждать. Как оказалось, министерство здравоохранения внесло свои коррективы в перечень строительства ФАПов в 2019 году, и усольские объекты из него были удалены, так как полученные средства пойдут только на особо удалённые территории и туда, где вообще нет медпомощи. Усольчанам же было предложено смотреть список из 333 ФАПов, который «есть на сайте», и искать там, в каком же теперь году им ждать строительства. Надежда Глызина сказала, что ответом не удовлетворена. И уж точно не будут удовлетворены жители этих посёлков, которым уже показывали первый план, из-за губернаторской «пятилетки» вдруг утративший силу. Та же самая история и ещё с 10 объектами в Усольском районе, включая школы, требующие ремонта. Как оказалось, все они вошли в рейтинг социальных объектов, претендующих на финансирование из областного бюджета, все имеют нужную документацию, однако в 2019 году не будут профинансированы. Ответ правительства был снова неутешителен: в рейтинге повыше есть более подходящие объекты, а усольчанам «нужно подождать, рейтинг же на месте не стоит». Сколько подождать – неизвестно.

Не повезло и Байкальску. Как заявил председатель Думы Байкальска Алексей Нагаев, несколько лет подряд местными властями продвигается проект Байкальского многонационального культурного центра. Проект попал в рейтинг социально-культурных объектов, 27 июня документ был подписан министром культуры и архивов Иркутской области Ольгой Стасюлевич, однако полтора месяца назад стало известно, что «областной бюджет дефицитный» и в 2019 году финансирования на объект не хватило. В ответ Ольга Стасюлевич заявила, что фактически культурных объектов по области строится «в 30 раз больше», В частности, в 2019 году планируется 31 стройка, однако Байкальский центр почему-то никак нельзя включить в проекты на следующий год, и жители Байкальска могут рассчитывать на что-то «при уточнении бюджета». Позже выяснилось, что перед культурным центром Байкальска в рейтинге ещё 6 объектов. Когда город дождётся свою стройку – неизвестно. Та же участь постигла физкультурно-оздоровительный комплекс в Молодёжном: представителям этого поселения минстрой заявил, что перед ними в рейтинге ещё два объекта, поэтому снова прозвучало слово «ждать». Проблемы возникли и у Иркутска: оказалось, что у области нет денег в 2019 году на начатую реконструкцию гимназии № 25, строительство спортзала в школе № 29, школы в Лесном и капитальный ремонт нескольких иркутских школ. Минстрой заявил, что пока не планирует финансирование гимназии № 25, как и школы в Лесном, а также спортзала в школе № 29. «Вопрос по финансированию пока нулевой», – сказала министр Светлана Свиркина.

– У нас на 2019 год в предложенном проекте бюджета пока не предусмотрен ни один новый капитальный ремонт, нет ни одного садика, ни одной школы, – заметила председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова. – В рамках второго чтения закона о бюджете мы будем эту ситуацию исправлять, потому что депутаты не согласились с таким подходом. И мы будем определяться, какую сумму на следующий год мы можем поставить, и делать капитальные ремонты.

Помощник депутата ЗС Александра Битарова Валерий Лукин обратил внимание собравшихся на то, что сам проект бюджета был внесён в ЗС странным образом: 25 октября появился проект социально-экономического развития – и в этот же день был внесён бюджет. Хотя проект бюджета должен разрабатываться на базе прогноза, и ясно, что, если внесены они в один день, никакой работы над бюджетом на базе прогноза, вероятно, не было вообще. Его поддержала депутат ЗС Ольга Носенко, которая напомнила, что связку «прогнозный план – бюджет» никто не отменял. Лукин заявил: президентские указы говорят о том, что в стране должен быть в 2 раза снижен уровень бедности. Однако Лукин не увидел в проекте бюджета конкретных мер, направленных на его снижение. Между тем уровень бедности в регионе искусственно занижен. «На протяжении многих лет он выше в полтора раза, чем в среднем по России», – заметил помощник депутата. Он указал на то, что в проекте бюджета сокращены расходы на здравоохранение, ЖКХ, культуру. Правительство объясняет это тем, что окончательно бюджет ещё не сформирован, возможны новые поступления. Однако почему-то режим экономии касается не всех разделов. На 691 млн рублей увеличились расходы на общегосударственные вопросы. В частности, на функционирование высшего должностного лица региона – в 1,8 раза. Почему на соцобъектах надо экономить, отказывая почти всем просящим, а на государственных расходах – нет?

Представители Иркутской областной организации работников образования напомнили, что в Ассоциацию муниципальных образований обратилось большое количество муниципалитетов, указывая: субвенции на общее и дошкольное образование на 2019 год занижены. Субвенции на общее образование занижены по отношению к фактическим цифрам 2018 года на 963 млн рублей, на дошкольное – на 785 млн рублей. В таких условиях утверждения, что все социальные обязательства, включая зарплаты, обеспечены областным бюджетом полностью, невольно ставятся под сомнение. Это вносит дестабилизацию в работу педагогических коллективов, которые не знают, как проживут первое полугодие 2019 года. Представители правительства это заявление комментировать не стали.

Все вопросы, обсуждавшиеся на публичных слушаниях, лягут в основу депутатской работы. Очередное рассмотрение главного финансового документа запланировано на 15 ноября. На бюджетном комитете будут смотреть сначала проект социально-экономического развития региона, а потом – сам проект бюджета в первом чтении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры