издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как губернатор «проел» бюджет

Профильный комитет ЗС не вынес решение по главному финансовому документу 2019 года

  • Автор: Иван Григорьев

Впервые за 11 лет представители «Серого дома» отказались встречаться с муниципальными финансистами, чтобы обсудить проблемы бюджета 2019 года. Губернаторские чиновники просто не явились на заседание Ассоциации муниципальных образований. Об этом было объявлено 15 ноября на заседании комитета по бюджету ЗС, где главный финансовый документ смотрели в первом чтении. Само рассмотрение бюджета было бурным. Оказалось, что социально-экономический прогноз для региона благоприятен, бюджет растёт. Но денег всё равно никому не дадут. Бизнес-сообщество заявило, что бюджет просто «проедают». А депутаты кричали о том, что их школы и детсады не вошли в бюджет-2019. Как губернатор успешно «проел» бюджет, не дав денег ни на соцобъекты, ни бизнесу, – загадка. Но недовольны абсолютно все. Комитет по бюджету не смог вынести решение. 20 ноября он соберётся вновь, депутаты надеются, что с этого заседания правительство всё же не убежит.

«Нет никакого развития»

В минувший четверг на бюджетном комитете общественность наконец услышала цифры социально-экономического прогноза развития области, который должен был быть положен в основу бюджета на предстоящий трёхлетний период. Никто не видел этот прогноз до появления самого бюджета, внесён он был в Заксобрание одновременно с бюджетом – 25 октября. И многие усомнились в том, что этот документ вообще учитывался при составлении бюджета. Тем более, как отметили специалисты КСП, программы социально-экономического развития в регионе нет до сих пор, её заменила некая мифическая «пятилетка» от губернатора. Не согласованная ни с парламентом, ни с федеральными структурами. И имеющая сомнительный юридический статус.

Но в итоге на комитете по бюджету всё-таки выступила заместитель министра экономического развития иркутской области Марина Петрова, вкратце обозначившая планы «Серого дома» на будущее. Слово «пятилетка» предусмотрительно не упоминалось. Цены на товары, экспортируемые Иркутской областью, в будущие три года существенно не упадут, сообщила замминистра. По прогнозу, объём инвестиций в регионе в 2019 году составит 302 млрд рублей. Это на 4% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. К 2021 году правительство региона прогнозирует 370 млрд рублей. Среднегодовой прирост инвестиций – по 4%. Основными двигателями роста станут ИНК, «ВЧНГ», компания «Илим», РЖД, «Фармасинтез». По итогам 2019 года индекс промышленного производства составит 102,3%. В 2020 году правительство ждёт рост объёмов промпроизводства в связи с реализацией проекта Иркутского авиазавода по МС-21. И в целом по году рост промышленного производства составит 5-6%. ВРП в 2019 году будет 1,3 трлн рублей, положительная динамика в сопоставимых ценах – 1,9%. «Эти цифры говорят нам, что, в принципе, динамическое развитие области сохранится, – говорит Марина Петрова. – Мы считаем, что это позитивно повлияет и на социальные показатели». Несмотря на триумфальные заявления о «беспрецедентно большом» бюджете и сохраняющихся темпах роста, «Серый дом» всё равно заявил, что доля населения, которое будет жить с доходами ниже прожиточного минимума, увеличится к 2020 году до 20%. Бюджет растёт, деньги куда-то уходят, а бедных становится всё больше – такова «пятилетка» Сергея Левченко.

Прогнозы в основу трёхлетнего бюджета были положены весьма скромные. И тут очень кстати пришлась ссылка на «непреодолимые обстоятельства»: к 2021 году ожидается падение цены нефти до 57 долларов за баррель, что ослабит курс рубля. Депутаты задали вопрос: нельзя ли при растущих доходах всё-таки начать курс на бюджет развития, помочь малому и среднему бизнесу, чтобы обеспечить области рабочие места? Как заметил депутат Николай Труфанов, в докладе Петровой вообще ни слова не было о малом и среднем бизнесе. Как будто в области только крупные игроки и бедное население – и ничего больше. «Будет ли увеличиваться фонд поддержки малого и среднего бизнеса? Появятся ли новые институты?» – спросил он. Петрова ответила, что на поддержку малого и среднего предпринимательства в бюджете 2019 года запланировано 128 млн рублей, плюс «Серый дом» ждёт поддержку из федерального центра. В целом сумма, которую правительство планирует «притянуть» в регион на эти цели, – 226 млн рублей. Однако при разборе оказалось, что деньги пойдут в основном на различные структуры «поддержки бизнеса» типа МФЦ для предпринимателей, экспортного центра, которые, по сути, берут деньги на обслуживание самих себя. А вот целевых денег для бизнеса практически нет. Региональный Фонд развития промышленности в 2019 году получит всего 5 млн рублей из бюджета, сообщила замминистра, и деньги, конечно, уйдут в основном только на поддержку существования самого фонда. Да, впрочем, фонду и денег-то не надо: сами предприятия, как сообщила Петрова, не желают получать помощь через эту структуру. Легче взять такой же кредит в банке.

Выступление Николая Труфанова поддержал депутат Александр Битаров. Он заметил, что влияние правительства Иркутской области на планы крупных бизнес-игроков в регионе «мизерное». èèè

Намного больше внимания правительство должно уделять как раз малому и среднему бизнесу, в развитых странах именно они наполняют бюджеты на 50–70%. «В бюджете Иркутской области этот показатель 24% , но я и в нём очень сомневаюсь, – заявил Битаров. – Три года у нас довольно успешный бюджет. И правительство молодцы, и везёт, скажем откровенно. Я не вижу при этом тенденций, сдвигов к бюджету развития. Да, хорошо, что стали больше строить социальных объектов. Но бюджет, я считаю, сегодня позволяет направлять деньги на развитие среднего и малого бизнеса. ИНК без вас вырастет, и «Илим», и «Русал»… А вот малые предприятия – нет. При увеличении бюджета нельзя его всё время «проедать». Мы сегодня всё-таки его «проедаем». Улучшение социальной сферы не есть тема бюджета развития».

Сенатор Сергей Брилка проиллюстрировал, как правительство работает с бизнесом, на примере «Усольехимфарма». Предприятие заявилось с проектом на 960 млн рублей, однако до сих пор заявка по его поддержке на 56 млн рублей не направлена «Серым домом» в Фонд развития моногородов. «Серый дом» решил устраниться и «созерцать», как выкручивается руководство предприятия, справляясь с трудностями. Пока «Усольехимфарм» не рассчитается по налоговым долгам на 60 млн рублей, губернатор и его подчинённые помогать ему не будут. «Предприятие в трудной ситуации, однако оно производит субстанции, у него есть очень хорошая перспектива для развития, – заметил Брилка. – Оно поставлено сейчас в условия, что должно выкрутиться, стать чистым, белым. И только потом получит помощь».

«Мячик пинаем снова!»

Однако о бюджете развития никто в «Сером доме» и не помышляет. Как сразу же заявила министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова, основная цель бюджета – выполнить президентские указы и отчитаться перед федеральным Минфином. При формировании параметров бюджета эти цели и преследовались. Доходы бюджета в 2019 году запланированы в сумме 142,6 млрд рублей, расходы – 146,8 млрд рублей. Дефицит – 4,2 млрд рублей. В 2020 году правительство закладывает цифры 145,1 млрд рублей, объём расходов – 147,8 млрд рублей, дефицит – 2,7 млрд рублей. Через два года мы будем иметь, по прогнозу, 148,1 млрд рублей доходов, 148,5 млрд рублей расходов и дефицит в 449 млн рублей. Для сравнения: в 2018 году доходы были 149,6 млрд рублей, а расходы – 152,9 млрд рублей.

«Серый дом» всячески стремится показаться «хорошим» перед федеральным Минфином, несмотря на то что регион теряет в 2019 году 4,6 млрд рублей в связи с исключением движимого имущества из налогообложения. Компенсация в виде допнорматива на крепкий алкоголь лишь частична и добавит региону 1,1 млрд рублей. В прогнозе – снижение безвозмездных поступлений из федерального центра в 2019 и 2021 годах, связано оно с тем, что субсидии регионам ещё не распределены в федеральном бюджете. Объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2019 году уменьшается на 300 млн рублей и составляет 5,6 млрд рублей. При всех этих изменениях Москва требует сокращения степени дотационности бюджета, снижения уровня госдолга, уменьшения дефицита. При имеющихся социальных обязательствах регион теперь должен учитывать, что в стране реализуются нацпроекты типа «денег на первенца», а также по обеспечению детсадами детей до 3 лет и прочие. 13,8 млрд рублей будет инвестировано в объекты социальной и инженерной инфраструктуры, причём в приоритете – проекты уже реализующиеся и завершающиеся в 2019 году. 1,9 млрд рублей будет направлено на ремонты.

Казалось бы, желание «Серого дома» направить средства растущего бюджета на «социалку» похвально и должно давать свои результаты. Но на деле десятки муниципалитетов кричат о том, что в бюджете на их объекты деньги не дали. И это при «успешном» завершении бюджетного года.

Депутат Артём Лобков прямо на заседании комитета зачитал письмо жительницы Тофаларии. «С тофаларского языка слово «тофа» переводится как «человек», но с каждым годом условия существования нашего народа становятся всё более нечеловеческими», – процитировал он. Количество авиарейсов в отдалённую территорию в 2019 году будет уменьшено благодаря действиям чиновников «Серого дома». А людям нужно вылетать в Нижнеудинск за медицинской помощью, за справками. В Тофаларию нужно завозить продукты, топливо для электростанций. «Мы живём как во время блокады – в темноте и голодные. Выработка электрической энергии за последние годы уменьшилась с 18 до 10 часов в сутки, так как топлива для дизельных электростанций завозится всё меньше и меньше в связи с ростом цен», – написала тофаларка.

Артём Лобков заявил, что у него на руках решения Братского районного суда, Конституционного суда РФ о том, что электрическое обеспечение посёлков Тофаларии должно быть не десятичасовым, а круглосуточным. А также заключение КСП по бюджету 2019–2021 годов, в котором указывается, что территория должна быть обеспечена достаточным количеством авиарейсов: сейчас их 150, а нужно – 180. Лобков выступал по этой проблеме в ЗС несколько раз, и только после долгих объяснений с «Серым домом» удалось добиться того, чтобы в министерстве ЖКХ согласились провести совещание по Тофаларии. Лобков выбил-таки завоз в Тофаларию 613 тонн топлива. А вот с авиаперевозками опять пришлось чуть ли не кричать. Нижнеудинский район заявил на эти цели в 2019 году 65,7 млн рублей, однако «Серый дом» завёл в бюджет сумму на уровне нынешнего года – 48,2 млн рублей. А ведь за это время повысились цены на топливо и расходы авиаперевозчика (стоимость лётного часа «Ангары» увеличилась по сравнению с прошлым годом на 16 тыс. рублей). В итоге на 48,2 млн рублей в 2019 году можно выполнить только 132 авиарейса вместо нужных 180. Объясняясь, представители министерства ЖКХ заявили, что сумма не была утверждена из-за заключения КСП, в котором указывалось на недочёты при формировании проекта авиасообщения с Тофаларией. Оказывается, виноват не «Серый дом», а коварные аудиторы КСП. Это они навредили Тофаларии. Эта сентенция вывела Артёма Лобкова из себя.

«Сколько мы будем пинать эти 17 миллионов? – сказал он, переходя уже на повышенный тон. – Мячик пинаем снова, начинается: «КСП не утвердила!» Что происходит?» Слово дали аудиторам КСП. Оказалось, озвученные КСП данные были искажены. КСП действительно настаивала на том, чтобы завоз в Тофаларию был приведён в соответствие с законодательством, однако эту работу нужно было проводить «параллельно», не создавая социальную напряжённость. Все деньги на авиарейсы должны быть предусмотрены в полном объёме, на весь годовой график полётов, заявила КСП. «Обсуждать этот вопрос в пятый или седьмой раз уже смешно», – резюмировала глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова. Она предложила Лобкову оформить всё поправкой депутата, раз уже другими способами на чиновников воздействовать нельзя.

«Это наше депутатское право»

Ситуация с Тофаларией оказалась не единственной. Депутат Антон Красноштанов не нашёл в бюджете 2019–2021 годов поликлинику в Иркутске-II. «Нам опять с трибуны рассказывают об увеличении бюджета Иркутской области в связи с запуском проекта МС-21, а в Иркутске-II поликлиники нет и не планируется», – заметил он. Министр здравоохранения и соцзащиты Олег Ярошенко сказал, что по данному объекту «всё отработано и заявки подаются». «Куда и как подаются?» – не понял Антон Красноштанов. «В заявленном порядке подаются», – отрезал министр. В разговор пришлось вступить главе минстроя Светлане Свиркиной, которая сообщила, что заявка ушла в федеральный Минздрав. Однако жителям Иркутска-II придётся ждать начала финансирования объекта только в 2020 году. Но если там ещё нет даже начала строительства, то что делать свирчанам с недостроенной школой – неизвестно. Школа в Свирске, работы по которой выполнены на 80 млн рублей, не была заложена в бюджет ни в 2019 году, ни в 2020-м, сообщил Красноштанов. «Мы её достраивать не будем? Начинаем новые? Для отчёта, как у нас любят: мы строим 600 объектов, 400 объектов?» – поинтересовался депутат. Светлана Свиркина заявила, что школа должна была финансироваться по федеральной программе «Большая перемена», если деньги на неё не придут, тогда чиновники рассмотрят вопрос «при уточнении» бюджета. Как объяснить свирским школьникам, что они год-два должны подождать, чтобы чиновники разобрались, кто будет выделять деньги, не уточняется.

Дети из Усть-Кута ждут детский садик и школу всё губернаторство Сергея Левченко. Садик и школу им обещал построить ещё Сергей Ерощенко, но проиграл выборы. Обещал и Сергей Левченко, но три с лишним года прошло, а губернатор ничего не выполнил. Из года в год район не может оформить экспертизу на объекты, хотя направлял документы несколько раз. Однако в «Сером доме» считают, что дело в проектировщиках, пока экспертиза не пройдена, министерство ничего сделать не может. Однако иное мнение было у Натальи Дикусаровой, которая заявила, что школа в Усть-Куте будет занесена в постановление ЗС. «Она будет у нас на особом контроле», – подчеркнула Дикусарова.

Не дождётся и посёлок Мама физкультурно-оздоровительного комплекса. Потому что в рейтинге минспорта заявка на ФОК стоит на 22 месте среди трёх десятков объектов. «Полностью социальный бюджет» Иркутской области сумел начать работу по нескольким объектам в этом огромном списке. Из 29 плоскостных спортивных сооружений в бюджет 2019 года вошло только 20. В итоге депутаты заявили, что рейтинги им «непонятны», потому что вопрос о том, почему одни объекты в рейтингах на последних позициях, другие на первых, остаётся открытым. И нельзя сравнивать в рейтинге объект дотационного района с объектом крупного центрального муниципалитета. Депутаты поинтересовались у зампреда правительства Антона Логашова, а не зря ли они тут вносят разные объекты в постановление и работало ли вообще правительство по прошлому постановлению Заксобрания, которое было сформировано ещё на бюджет 2018 года. Антон Логашов включил кнопку микрофона. «Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги. Ответ: «Да», – и выключил кнопку. Неожиданно рассердился депутат Битаров, который посоветовал Наталье Дикусаровой не давать «карт-бланш» коллегам-парламентариям и не заносить всё по запросу депутата в постановление. Пусть, мол, трудятся и работают со своими школами и детсадами «напрямую в министерствах». В ответ Наталья Дикусарова заметила, что, внося объекты в постановление, ЗС не стремится облегчить себе жизнь, а отмечает болевые точки. «Есть объекты, которые и строиться бы не начали, если бы мы их в постановление не включили, – сказала депутат. – Ну а поправки – это наше депутатское право».

В конце Наталья Дикусарова озвучила мнение Ассоциации муниципальных образований: заключение на проект бюджета вынести невозможно, поскольку впервые за 11 лет представители «Серого дома» не явились на заседание секции «Бюджетный процесс и социально-экономическое развитие территорий» ассоциации. На эту секцию собираются муниципальные финансисты, чтобы обсудить с региональным минфином насущные вопросы будущего бюджета. В этом году остро стоит вопрос как раз социальный – хватит ли субвенций на обеспечение всех направлений, но правительство свой «предельно социальный» бюджет обсуждать с муниципалитетами не решилось. Поэтому комитет по бюджету не принял никакого решения, прервал своё заседание и предложил чиновникам «Серого дома» всё-таки встретиться с муниципалитетами 20 ноября на расширенном заседании комитета с участием секции «Бюджетный процесс…» Ассоциации муниципальных образований.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры