издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хранилище иркутской старины

Музею городского быта исполнилось 10 лет

  • Автор: Наталья Волина, Фото: фото предоставлено Музеем истории Иркутска

На улице Декабрьских Событий, 77, в историко-мемориальном комплексе «Декабристы в Иркутске», выделяется один дом – с высоким крыльцом, резными наличниками и ставнями. Такие строения не были редкостью в начале прошлого века в Иркутске – подобные усадьбы принадлежали достаточно зажиточным горожанам. В советские времена дом использовался как жилой, позже в нём квартировали разные учреждения. Потом его реставрировали – перебрали буквально по брёвнышкам и собрали заново. Дом обрёл второе рождение – с 2009 года в нём находится хранилище иркутской старины. Музей городского быта – так назвали его 10 лет назад.

«Восточное обозрение» 2 апреля 1903 года пишет о начале производства музыкальных инструментов в Сибири, в частности – пианино. «Отто Гессе, зарекомендовавший себя в Иркутске отличным настройщиком, наблюдая, как привозные инструменты неудовлетворительно выносят резкие перемены климата и сухость воздуха, задумал заняться производством роялей и пианино в Иркутске. Начал он своё дело с пианино, как наиболее ходких среди публики. Корпус инструментов делает из местного дерева, рама металлическая, чугунная, литья мастерских промышленного училища. Механизм выписан г. Гессе от лучшей фабрики за границей (в России нет их производства), дерево для дек также выписывается им (из Богемии). Самое тщательное внимание обращено им на брус, куда ввинчиваются колки для натягивания струн; он склеен из пяти досок, подобная склейка принята для придачи наибольшей прочности бруску, чтобы он не раскалывался так легко колками, а следовательно, и чтобы строй инструмента лучше держался.

Словом, материал взят самый лучший, усовершенствования применены самые последние.

В деле настройки инструментов у г. Гессе есть солидный опыт, приобретённый им на таких фабриках, как «Мюльбах» в Петербурге, «Стенвай» в Нью-Йорке, кроме того, он много работал на лучших кассельских фабриках. В настоящий момент г. Гессе вполне закончил своё первое пианино и готовит к выпуску летом ещё 5. Готовый инструмент небольшого формата, но необыкновенно сильного по звуку и полного, мягкого тона. Безо всякого преувеличения можно сказать, что по силе звука при малом формате пианино Гессе превосходит все известные нам инструменты подобного типа и вполне приближается к роялю. Туше очень лёгкое и мягкое. По внешнему виду инструмент по работе очень изящен, без излишних украшений. Продавать г. Гессе думает гораздо дешевле существующих местных цен».

Как раз такое пианино и является экспонатом музея городского быта, а также ещё почти 400 аутентичных предметов из фондов Музея истории Иркутска имени А.М. Сибирякова. Как жили наши предки в конце ХIХ-го – начале ХХ века – принимали гостей, обедали, готовились ко сну, проводили деловые встречи, обо всём этом «рассказывают» интерьеры пяти комнат: гостиной, столовой, женского будуара, мужского кабинета, детской.

– Обычно наши экскурсии по «Старому дому» мы начинаем отсюда, с гостиной, – рассказывает заведующий филиалом музея Иван Терновой. – У нас часто проходят праздники – Рождество, Масленица, вот сейчас готовимся отмечать Пасху, программа так и называется – «Пасха в Старом доме».

В гостиной стоят роскошный старый граммофон, шкаф-горка, то самое пианино Отто Гессе, стулья и столики – на них старые игральные карты и ассигнации. Иван Терновой объясняет, что обстановка гостиной должна была подчёркивать достаток семьи. И смешение стилей, сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей тут неслучайно.

– Гостиные, как правило, были самыми большими комнатами в доме и напоминали скорее выставочный зал, нежели жилое помещение. Фарфоровые статуэтки, фотографии на стенах и множество цветов были обычными украшениями гостиной. С середины XIX века, когда Иркутск стал одним из центров российско-китайской торговли и наши купцы начали торговать чаем, различными китайскими изделиями из фарфора, дерева, шёлка, украшениями, всё это появилось в интерьерах иркутских домов, – продолжает историк.

В столовой, согласно правилам этикета того времени, накрыт обеденный стол. Рядом – в витринах – находятся столовые приборы, фарфоровая и стеклянная посуда. Причём коллекция стекла производства именно Иркутской губернии – Слюдянского, Тельминского ,Тулунского, Тальцинского заводов.

В детской к себе привлекает внимание китайский шкафчик.

– Увлечение азиатскими предметами интерьера прослеживается и тут, – добавляет Иван Терновой.

Брутальный мужской кабинет показывает увлечения глав семейств. В частности – охотой.

– Охота была традиционным мужским времяпрепровождением в Сибири. Утверждалось, что человек, живший далеко от сибирских лесов и никогда не помышлявший об охоте, приехав сюда, непременно ею увлечётся. Мы украсили стены кабинета трофеями – рогами оленя и чучелом рыси, это было очень типично для обстановки кабинетов того времени, – говорит историк.

Будуар наполнен «дамскими штучками» – корсеты, веера, перчатки, визитницы, косметички, украшения, даже корне – музейщикам удалось найти подлинные миниатюрные блокнотики. Дамы пользовались такими преимущественно на балах, записывая имена партнёров на танцы.

В убранство комнат каждый год сотрудники музея добавляют что-то новое, рассказывающее о быте и нравах иркутян, живших 100–150 лет назад. Сейчас, например, в отдельных витринах представлены стереофотографии – когда-то модное увлечение горожан. Тут и сами открытки, и стереоскоп – «прототип 3D-очков». На стенах – вырезки из старых газет, из того же «Восточного обозрения» и «Сибири», можно увидеть, о чём сообщала пресса того времени.

Много нового можно узнать в музее о чае, чайных церемониях и торговле – этому посвящена отдельная экспозиция. В ней есть редкие предметы, например кирпич чая, которому более 100 лет. Можно посмотреть фотографии иркутских купцов, магазинов, образцы чайной упаковки XIX-го – начала XX века, коллекцию продуктов Иркутской чаеразвесочной фабрики.

– Дом наш, конечно, старый, но мы стараемся внедрять современные технологии. С появлением в стенах усадьбы функции wi-fi наши посетители могут пользоваться приложением «Дополненная реальность», скачав его себе на телефон. А к юбилею нашей усадьбы мы открыли, считаю, уникальную выставку. Она посвящена бывшему владельцу дома – Фёдору Михайловичу Полканову, – говорит заведующий Музеем городского быта. – Уже несколько лет Виктор Антоник, наш научный сотрудник, занимается исследованием биографии иркутского предпринимателя, одного из основателей трактирного дела в нашем городе. В архивах было найдено много неизвестных доселе фактов о жизни и деятельности Полканова. Мы пригласили на юбилей потомков Фёдора Михайловича. Но не буду рассказывать все секреты новой выставки. Лучше приходите к нам в гости и увидите всё своими глазами.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры