издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Призвали к диалогу

Сотрудники энергопредприятий En+ Group создали рабочие советы

  • Автор: Георгий Борисов

На энергетических предприятиях En+ Group в Иркутской области созданы рабочие советы. Сотрудники всех активов, входящих в компанию (включая угольные), объединились в коллегиальные органы. Всего на предприятиях группы от Байкала до Волги создано более 30 рабочих советов, в состав которых вошло более 200 человек. Но принять участие в их работе может любой сотрудник любого предприятия. О целях, задачах, составе и перспективах деятельности вновь созданных органов «Восточно-Сибирской правде» рассказывает председатель рабочего совета Усть-Илимской ТЭЦ Сергей Мельников.

– Сергей Николаевич, зачем на энергопредприятиях En+ в Восточной Сибири и в Поволжье создаются рабочие советы? Почему они появились именно сейчас?

– Основная задача рабочих советов – выстраивание диалога с новым составом совета директоров En+ Group, который после снятия американских санкций по условиям, поставленным Минфином США, сегодня больше чем наполовину состоит из граждан США и Великобритании. У нас есть желание понимать, как компания будет жить и развиваться после снятия санкций, как изменится управление предприятиями. Не секрет, что от работы энергетиков зависят не только их собственные семьи, но и благополучие всего региона – свет и тепло в домах, надёжность энергосистемы в целом. Сотрудники наших предприятий считают, что, находясь в Лондоне, Нью-Йорке или Вашингтоне, достаточно сложно понять, чем на самом деле живут предприятия компании, что беспокоит людей. Мы просто хотим, чтобы наш голос услышали за океаном.

– Ощутили ли сотрудники предприятий влияние санкций на себе? Как они отразились на делах ваших компаний?

– Весь 2018 год был напряжённым из-за введения американских санкций. Сначала было совершенно непонятно, чем нам это грозит, ведь были и негативные сценарии развития событий, которых, к счастью, удалось избежать благодаря грамотным действиям руководства группы. Дату введения санкций постоянно переносили, что сильно всех нервировало, потому что никто не знал, что будет дальше. Понятно, что больше всего досталось заводам РУСАЛа, которые также входят в En+. И это не могло не отразиться на общих финансовых показателях. Санкционное давление оказалось настолько сильным, что выручка по всей группе в первом квартале нынешнего года упала на 19%, а чистая прибыль – почти на 39% в сравнении с первым кварталом прошлого года. Это одно из следствий той ситуации, которая складывалась вокруг компании практически весь 2018 год.

Нужно отметить, что, несмотря на негативный внешний фон, компания не сворачивала ремонтные программы, инвестиционные проекты по модернизации, не уменьшила расходы на социальную политику.

– Какова сегодня обстановка на предприятиях группы?

– Мы переживаем за будущее наших предприятий, городов и семей. Фактически нами сегодня управляют иностранцы, которые вряд ли имеют представление о том, чем живут наши коллективы, какие проблемы нас волнуют. Теперь наша работа и наше будущее зависят от решений, принятых далеко от России. Нас это не устраивает. В условиях неопределённости сотрудники часто обращались к руководителям за разъяснением текущей ситуации, в некоторых случаях недостаток информации порождал необоснованные слухи и домыслы. Сейчас у нас информационный вакуум. До санкций, если у нас были вопросы про будущее, проекты, перспективы, мы могли их задать напрямую руководителю предприятия или основному акционеру группы Олегу Владимировичу Дерипаске, который достаточно часто посещал предприятия, знает не понаслышке о наших проблемах. А сейчас кого спрашивать?

Именно поэтому после снятия санкций и перемен в составе совета директоров по инициативе рядовых сотрудников начали создаваться рабочие советы. Органы, которые будут формулировать вопросы и задавать их новым управленцам, добиваться ответов.

– Вы сказали, что раньше всё было по-другому. А что хотят сотрудники от новых директоров, назначенных США?

– Мы спокойно работали до введения санкций, развивая и модернизируя энергосистему нашего региона, улучшали производственные показатели, стабильно росла выработка электроэнергии, благодаря социальным программам группы улучшалось качество жизни в городах и на территориях её присутствия. Мы жили в условиях предсказуемости, понимали, куда и с какими решениями руководства двигаемся. Сегодня этого нет, и никто не понимает, что могут решить там, за рубежом – у них же другие ценности, непонятные приоритеты. Если говорить об энергетике, какое представление о Сибири и об условиях жизни здесь может иметь человек, живущий в каких-нибудь условных Лос-Анджелесе или Лондоне? Какие решения он может принять?

Мы хотим получить обратную связь от новых директоров. Люди устали работать в режиме постоянного давления на наши предприятия и коллективы. При этом нам известно, что некоторые из членов совета директоров даже недавно приезжали на наши предприятия, но с коллективами встречаться почему-то не захотели. Из чего мы можем сделать вывод, что мнение рядовых сотрудников при принятии решений учитывать не планируется.

Необходимо создать постоянно действующий канал коммуникаций, который позволял бы рабочим поддерживать регулярный диалог с советом директоров. И было бы логично подключать представителей рабочих советов к решению задач и проблем, которые есть на ТЭЦ или ГЭС. Так люди смогут лучше понимать, что происходит на предприятии, что необходимо сделать для его развития.

– А разве профсоюзы не могут выполнять эту функцию?

– Рабочие советы не являются частью профсоюзной организации предприятия. Эти объединения существуют автономно и никак не влияют на деятельность друг друга. Мы можем разве что объединить усилия, если будет соответствующая задача.

Члены совета имеют прямой доступ к руководству компании и получают информацию о её деятельности от первых лиц, принимают участие в обсуждении результатов работы группы. Участники рабочих советов обсуждают вопросы производственной, экономической деятельности, а также социально значимые темы. Совет взаимодействует с руководством предприятий, и хотелось бы, чтобы была связь и с советом директоров En+ Group.

По сути, основные задачи рабочего совета – повышение вовлечённости сотрудников в деятельность предприятия, привлечение их к разработке и реализации мер по повышению эффективности производства. Кроме того, совет принимает участие в анализе и разработке предложений в части производственной и иной деятельности, способствует внедрению новых технологий и операционных мероприятий. Помимо этого важной частью деятельности советов станут помощь коллегам в сложных жизненных ситуациях, проведение различных акций, направленных в том числе на повышение качества жизни на территориях присутствия группы.

– Получается, что у совета довольно много полномочий. Но нет ли опасности, что сотрудники будут ими злоупотреблять? И как избежать формирования советов из числа руководителей, которые со временем могут начать диктовать свою волю?

– Члены советов – люди проверенные, надёжные. Те, на ком держатся наши предприятия. Это наши «золотые» кадры, люди, отработавшие по 10 и более лет, те, у кого есть авторитет среди товарищей, отсутствуют взыскания и нарекания. В состав совета могут входить до 15 человек, выдвинутых инициативной группой. Они не должны занимать руководящие должности.

– Подобные советы уже созданы на всех предприятиях?

– В настоящее время, насколько мне известно, рабочие советы созданы на всех энергопредприятиях компании в Иркутской области, Красноярском крае и Нижнем Новгороде, включая активы «Востсибугля». Согласно положению, «рабочий совет создаётся при наличии заинтересованности представителей трудового коллектива».

– Что уже сделано членами советов?

– Советы инициировали ряд акций в Иркутской области. Они, с одной стороны, экологические, с другой – посвящены традициям производства. Трудовые династии Иркутской ГЭС и Ново-Иркутской ТЭЦ высадили аллею на одной из улиц города, коллеги из Ангарска высадили саженцы в центре города и на территории местного промышленно-экономического техникума. В Усть-Илимске рабочие ГЭС высадили аллею из сирени, груш и клёнов в честь 45-летия станции. Такие высадки пройдут и в других городах. В Свирске угольщики привели в порядок территорию старого мемориального комплекса. В Черемхове рядом с памятником «Шахтёры» высадили цветы. И подобные мероприятия будут проходить постоянно.

– Какие новые акции планируют рабочие советы?

– Акции – это не самоцель. Поверьте, на каждом предприятии хватает задач, которые нужно оперативно решать силами трудового коллектива, рабочего совета. Будем выдвигать инициативы, направленные на улучшение безопасности условий труда, повышение эффективности, развитие социальных проектов. Для нас сейчас самое важное – наладить коммуникацию со всеми сотрудниками, чтобы нам доверяли. А вместе мы сможем многое.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры