издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Малая земля

Общественный совет при Законодательном Cобрании обсудил проблему транспортной доступности территорий

Иркутской области необходим новый подход к формированию программ развития региона. Они должны активно обсуждаться со всеми заинтересованными лицами, включая представителей общественности. Такое мнение было озвучено накануне в ходе обсуждения транспортной доступности отдалённых территорий Иркутской области на Общественном совете при Законодательном Cобрании региона. Участники отметили, что ни о каком качестве транспортной доступности говорить пока нельзя по причине отсутствия последней. Жители некоторых территорий до сих пор остаются оторванными от большого мира.

«Только самолётом можно долететь» – эти слова вполне применимы к некоторым районам Иркутской области. Яркий пример – Нижнеудинский район. Чтобы увидеть Тофаларию, до аэропорта Алыгджера можно добраться только на воздушном транспорте или по зимнику зимой. «Многие аэропорты находятся в неудовлетворительном состоянии: на аэродромах более 20 лет не делались капремонты, покрытия изношены, поэтому эксплуатация современных судов невозможна», – рассказала начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта и связи министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ольга Золоторёва.

Из-за отсутствия дорог нет регулярного автобусного сообщения, к примеру, с Бодайбинским, Казачинско-Ленским, Мамско-Чуйским, Катангским районами. В 16 населённых пунктах Тайшетского района, где проживают 10 тысяч человек, отсутствует пригородное железнодорожное и автомобильное сообщение. В 143 населённых пунктах в 12 районах Иркутской области, где проживают 28 тысяч человек, нет возможности сделать автомобильное сообщение альтернативным пригородному. То есть электрички там не получится заменить автомобилями или автобусами.

Проблемы есть и с водным транспортом: короткий срок навигации (иногда всего три недели в году), приличный возраст парка – 20–25 лет, износ, достигающий в некоторых случаях 50–60%. Есть проблемы с состоянием причалов, которые находятся в федеральной собственности. Поэтому необходимо строительство новых. Кроме того, сложности связаны с тем, что само понятие отдалённых, труднодоступных территорий отсутствует в федеральном законодательстве.

О реальном состоянии дел в этой сфере высказались эксперты и представители муниципалитетов. Так, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская отметила, что иногда жители элементарно не могут добраться до ФАПа из-за отсутствия межмуниципального сообщения. По её мнению, необходимо проверить работу комиссии при министерстве жилищной политики региона, устанавливающей межмуниципальные маршруты. «Выдаются только те, которые рентабельны, нерентабельные даже не рассматриваются, – подчеркнула эксперт. – Предлагаю включать нерентабельные маршруты в один лот с рентабельным, это позволит решить проблему».

Председатель Думы Усть-Удинского района Людмила Соколова отметила, что проблем в этой сфере хватает, о качестве говорить слишком рано. «Мы постоянно получаем жалобы от жителей по проблемам транспортной доступности, – рассказала она. – Индивидуальные предприниматели не готовы выполнять требования для работы в этой сфере: речь идёт о наличии категорийного автотранспорта, лицензировании, страховании, у них нет документов для защиты тарифов. Сейчас в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок внесён всего 1 маршрут, хотя потребность есть по двенадцати». В рамках программы «Народные инициативы» Усть-Удинский район приобрёл два автобуса, которые были переданы двум муниципальным образованиям вместе с полномочиями по организации маршрутов. Кроме того, на условиях софинансирования за 4,3 млн рублей было приобретено судно на воздушной подушке.

Власти Усть-Илимского района предлагают создать муниципальные унитарные предприятия при районных администрациях, обеспечить их транспортом в соответствии с необходимостью в посадочных местах. Так, для Усть-Илимского района нужны автобусы вместимостью не более 30 мест. Члены Общественного совета отметили, что в сфере транспортного обеспечения труднодоступных территорий есть «глубинные отрицательные процессы» и необходима соответствующая программа, наличие которой позволит жителям знать, когда именно они получат доступность, а не «будут жить, как на острове».

Вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников отметил, что программы – компетенция органов исполнительной власти. К сожалению, в последние годы региональный парламент и общественность были «отодвинуты от этих процессов». По его словам, в Мурманской области заранее был создан совет, а обсуждение документа шло с активным участием общественных организаций. «Нужно менять подход в этой сфере», – подчеркнул он.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры