издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Краткий путь из Сибири в Европу

Более 50 человек стали участниками VII Всероссийской конференции «Сибиряковские чтения», которая прошла в Иркутске 24-25 октября. Свои доклады прислали известные учёные и начинающие историки, педагоги, студенты, библиотекари из Московской области, Иркутска, Красноярска, Якутска, Читы, Новосибирска, Бодайбо и других городов России. Масштабное мероприятие проводится совместно с ИГУ и администрацией города Иркутска раз в два года. Нынешняя конференция посвящена сразу двум историческим датам, важным для сибиряков: 210-летию со дня рождения Николая Николаевича Муравьёва-Амурского и 170-летию со дня рождения Александра Михайловича Сибирякова.

Помимо пленарных заседаний в рамках конференции была организована работа двух секций: «Н.Н. Муравьёв-Амурский в памяти России, Сибири, Иркутска», а также «Проблемы изучения истории купечества и предпринимательства в Сибири». Профессор Лев Михайлович Дамешек, один из организаторов конференции, презентовал монографию «Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX – начала ХХ веков», над которой трудился коллектив авторитетных иркутских историков.

В самом начале конференции, местом проведения которой стал Музей истории города Иркутска, состоялось открытие выставки, посвящённой 170-летию А.М. Сибирякова, чьё имя и носит музей. Её подготовила старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и психологии ИрНИТУ Наталья Гаврилова. Сведений об Александре Михайловиче Сибирякове сохранилось очень немного, но эксперту удалось найти новые данные о деятельности и жизни этого предпринимателя и мецената.

По словам Натальи Гавриловой, результатом масштабной предпринимательской, общественной и благотворительной деятельности Сибирякова стал его значительный вклад в освоение Северного морского пути, Русского Севера и Сибири. Один из российских журналов писал: «Сибиряков имеет все права на признание своих соотечественников, его имя – достояние потомков».

Он родился в 1849 году в семье иркутского купца первой гильдии Михаила Александровича Сибирякова. С другой стороны его родственниками были иркутские купцы Трапезниковы. Как и подобает выходцу из купеческой семьи, Александр Михайлович окончил Иркутскую мужскую гимназию, затем учился в Цюрихском политехникуме. Пока остаётся невыясненным, был ли он вольнослушателем или брал отдельные занятия у профессоров, но доподлинно известно, что ещё молодым человеком он попал в среду западноевропейского общества, где и были окончательно сформированы его основные жизненные приоритеты. Ими стали изучение и практическое освоение водных артерий Сибири, которые могли дать выход к портам для международных торговых связей с Европой.

Финансовое состояние Александра Михайловича способствовало воплощению его идей в жизнь. От отца он унаследовал паи в золотопромышленных компаниях. Прежде всего речь идёт о «Прибрежно-Витимской компании». В начале 1880-х годов товарищество владело 177 отводами, в год добывалось 275 пудов золота, что приносило колоссальную прибыль.

Незадолго до своего 30-летия Сибиряков принял участие в софинансировании целого ряда экспедиций. В 1876 году Общество немецких северополярных путешествий из Бремена организовало экспедицию в область реки Оби. Средств, предоставленных обществом, не хватало, и Сибиряков пожертвовал 20,3 тыс. марок, чтобы исследователи изучили, помимо прочего, судоходность и климатические условия устья Оби.

На следующий год в третье плавание по Карскому морю собрался английский капитан Джозеф Уиггинс. На две предыдущие экспедиции по полярным водам он истратил все свои средства. Однако возможность установления водного сообщения между Европой и Сибирью была слишком заманчива, и он нашёл поддержку со стороны русских купцов. В частности, Александр Сибиряков вложил 5000 рублей.

Затем настал черёд экспедиции Адольфа Эрика Норденшёльда, известной также как «Экспедиция «Веги» – по названию корабля, на котором шли исследователи. Путешествие состоялось в 1878–1880-х годах. Александр Михайлович профинансировал порядка 40% затрат. Финансовое обеспечение также взяли на себя шведский король Оскар II, шведский предприниматель Оскар Диксон. Несмотря на все перипетии и вынужденную зимовку недалеко от Берингова пролива, экспедиция завершилась триумфом. Швеция щедро отблагодарила всех её участников, Александру Михайловичу был дарован орден Полярной звезды. На географической карте с тех пор появился остров имени Сибирякова в устье Енисея. Ранее он назывался Кузькиным островом.

В 1890 году изучать Русский Север отправился французский географ Шарль Рабо. Его путь лежал от верховьев Печоры вдоль реки Щугора через Уральские горы и дальше – по рекам Ляпино, Сосьве и Оби к Тобольску. За поддержку этой экспедиции французское правительство наградило Сибирякова орденом Академической пальмовой ветви – одной из самых почётных наград Франции.

Успешность экспедиции «Веги» окрылила Сибирякова, он предпринял несколько путешествий, которые, к сожалению, не увенчались успехом. Именно поэтому в первой половине 1880-х годов он увлёкся идеей соединения Оби и Печоры посредством волоков. Так появился Сибиряковский тракт на север. Его протяжённость составляла 180 км, ширина – 6 метров, с каждой из сторон располагалось по 5 ямских станций, были пристани для выгрузки товаров.

Жители Печорского края назвали Сибирякова своим благодетелем, потому что цены на хлеб после появления тракта упали в несколько раз.

В 1885 году Сибиряков получил монопольное право на пароходство по порожистой части Ангары. Его интерес к Ангаре не был случаен: начиналось строительство Обь-Енисейского канала, стало очевидно, что единые водные артерии могут связать Байкал, Ангару, Енисей и так далее. Таким образом, можно будет получить выходы в соответствующие порты для международной торговли. Однако справиться со всеми порогами Сибирякову не удалось. Вложив 2 млн рублей в строительство обводного канала в массиве гор рядом с непокорённым Падунским порогом, Сибиряков в 1894 году продал своё пароходство казне за неполные 200 тыс. рублей. «Монополией чести» назвали журналисты это частично состоявшееся предприятие.

О своих путешествиях Сибиряков рассказывал на страницах газет и журналов. Будучи с 1877 года членом географического общества, он публиковался на страницах его «Известий». Можно говорить о более чем 30 различных статьях, заметках и книгах. Обобщающий характер носила его книга, изданная в Санкт-Петербурге. Она была посвящена транспортному сообщению Сибири и её взаимоотношениям с другими странами. Он изложил на страницах своё видение современного состояния Сибири, её нужд и потребностей. Мыслил стратегически: для развития Сибири необходимы развитие транспорта, промышленности, улучшение управления краем, нужно развивать и культуру.

Сибиряков получил известность как крупный благотворитель. Пожертвовал на устройство Томского университета, благодаря чему в 1904 году ему было присвоено звание почётного профессора вуза наряду с Менделеевым и Деляновым. Стипендиаты, которых поддерживал Сибиряков, учились в Москве, Санкт-Петербурге, девушки проходили обучение на Бестужевских женских курсах. Менее известно о его вложениях в строительство храмов. Причём не только в Иркутске, но и на Ямале, в Печорском крае и даже в Салехарде.

Сибиряковым много сделано для Иркутска: 5000 рублей было вложено в строительство каменного здания театра, в 70-х годах 19 века были приобретены две пожарные машины. С его именем связано строительство здания, где сейчас располагается Музей истории города Иркутска. Раньше здесь находилось Кладищевское училище. Среди учеников было много малоимущих, которым он на свои средства покупал одежду. Последние годы Александр Михайлович провёл в эмиграции в Ницце, где умер 2 ноября 1933 года.

Завершила свой рассказ о жизни Александра Михайловича Наталья Гаврилова ещё одним фактом, который характеризует купца. 8 января 1899 года в письме иркутскому городскому голове он написал, что, по его сведениям, при управе есть капитал на сооружение памятника графу Муравьёву-Амурскому. «В качестве гражданина имею честь выразить Вам мнение, что находил бы весьма целесообразным употребить их на сооружение каменных Амурских ворот, которые могли бы служить памятником графу Амурскому. Тем более, как мы помним, они были выстроены для встречи графа с Амура после завоевания его им», – писал Сибиряков.

25 октября в рамках конференции в газете «Восточно-Сибирская правда» состоялся круглый стол. Подробности читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры