издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Обстоятельства сейчас не в пользу отдыха»

Детские лагеря планируют открыть только на третьем этапе снятия ограничений

Летние лагеря в Иркутской области, скорее всего, в ближайшее время не откроются. За исключением 13 лагерей для стационарных заведений типа детдомов. К такому выводу 19 июня пришли участники совета по взаимодействию с представительными органами власти муниципальных образований при Законодательном Собрании региона. Лагеря могут быть открыты только на третьем этапе снятия ограничений, сейчас же область находится на первом, а по заявлению оперштаба по коронавирусу, идёт пик заболеваемости. Однако первый месяц лета уже практически закончился. Но депутаты не оставляют надежды, что, может быть, к концу лета или в сентябре часть лагерей будут открыты. Они предложили направить деньги резервного фонда региона на покрытие дополнительных расходов лагерей на дезинфекцию и обеспечение санитарной безопасности.

Как отметил спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников, динамика по заболеваемости коронавирусом в регионе остаётся неутешительной. На сегодняшний день мы имеем 5820 заболевших, в больницах находятся 3638 человек. «Все наши территории готовились к летней оздоровительной кампании вместе с министерством соцразвития, – сказал Александр Ведерников. – Однако обстоятельства сейчас не в пользу отдыха. Тем не менее мы обсудим планы по проведению кампании, поскольку работать над этим необходимо, имея в виду, что обстановка может измениться». Второй вопрос, который обсуждался на совете, – меры, предпринимаемые правительством для решения проблемных вопросов в сфере здравоохранения. «Президентом поставлена задача повышения качества и доступности медицинской помощи. И мы должны её выполнять, – сказал Александр Ведерников. – У всех территорий есть вопросы, на которые нужны конкретные ответы. Мы настроены на конструктивный диалог, на совместную работу по модернизации региональной системы здравоохранения, в том числе и в отдалённых районах. Это одна из наших главных задач, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции». В муниципальном часе приняли участие депутаты ЗС, представители регионального правительства, Ассоциации муниципальных образований, Всероссийского совета местного самоуправления.

Только для детдомов

– Очень хотелось бы, чтобы этот летний отдых прославился не только ограничениями, но и какими-то новыми находками, инновационными подходами, – заявила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. – На организацию летнего отдыха сегодня влияют в первую очередь методические рекомендации, принятые Роспотребнадзором. И следование этим рекомендациям потребует дополнительных денежных средств на оборудование, на медицинские инструменты, которые позволили бы обеспечить безопасность работников лагерей и детей. Необходим и большой объём дезинфицирующих средств. Перед органами исполнительной власти хотелось бы поставить вопрос о дополнительном финансировании.

Ирина Синцова отметила: методические рекомендации Роспотребнадзора гласят, что летний отдых в основном будет организован для детей в стационарных учреждениях, например в детдомах, где уже есть места проживания. «А дети в семьях уже 4 месяца находятся на самоизоляции, на дистанционном обучении, – сказала Ирина Синцова. – Все мы ощущаем, что детям необходимы коммуникации, и нужен несколько иной формат организации этого отдыха». По её словам, перед всеми органами власти, общественниками стоит задача как-то компенсировать детям отдых, которого нет.

Депутат сообщила, что перед муниципальным советом её помощники просмотрели сайты городов и посёлков области, и большинство из них не содержат информации о новых формах организации летнего отдыха детей в период пандемии. «Мы полагаем, что и министерство физической культуры и спорта, и минобразования, и минкультуры должны внести вклад в эту оздоровительную кампанию своими новыми проектами и подходами, – сказала Ирина Синцова. – В России есть практика проведения различных мероприятий, но малыми группами и с разрешения Роспотребнадзора. На территории Иркутской области это должно быть реализовано». Ирина Синцова предложила создать инициативные группы по организации летнего отдыха на территориях муниципалитетов. «Депутатский корпус Законодательного Собрания готов включиться в эту работу», – сказала она.

Отдых суррогатный

На летний отдых детей, который сейчас под большим вопросом, выделено 733 млн рублей из областного бюджета, почти на 27 млн рублей больше, чем в 2019 году, сообщила заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татьяна Плетан. По планам на базе стационарных учреждений каждый год должны отдыхать порядка 134 тысяч детей, по малозатратным лагерям – 126 тысяч детей. Первая оздоровительная смена в регионе началась в марте в лагерях с круглогодичным пребыванием, в санаторно-курортных учреждениях. 1,2 тыс. детей отдохнули там и поправили здоровье. Ещё 4,9 тыс. детей отдыхали на весенних каникулах. Однако потом появился указ губернатора – с 28 марта по 1 июня все смены были отменены в связи с COVID. На конец июня открываются только 13 лагерей для детдомов и других стационаров. Эти лагеря прошли проверку Роспотребнадзора. А реальные детские лагеря закрыты, когда будут открыты – неизвестно. Роспотребнадзор рекомендовал всем субъектам открывать оздоровительные смены только на третьем этапе отмены самоизоляции. В Иркутской области не закончен первый этап, а на днях было объявлено, что регион находится на пике заболеваемости COVID.

По словам Плетан, под руководством и.о. зампреда правительства Валентины Вобликовой была создана областная межведомственная комиссия по летнему отдыху, аналогичные комиссии работают в муниципалитетах. Вобликова поручила организовать так называемую «внеучебную занятость». Сейчас 24 организации в регионе работают в очном формате, в них занимаются 527 детей. 149 организаций трудятся дистанционно, с ними контактируют, по оценкам ведомства, около 100 тысяч детей. Идут 11 онлайн-смен. 1018 разнообразных мероприятий пройдут в муниципалитетах, график занятости детей сформирован до 5 сентября. Но, конечно, назвать этот суррогат полноценным летним отдыхом нельзя, отметили и депутаты, и чиновники.

Вопрос, когда начнутся смены в стационарных лагерях, до сих пор не решён, заявила Татьяна Плетан. На дворе уже конец июня. «В целом мы продолжаем надеяться, что будем готовы, если всё будет хорошо и ограничительные мероприятия будут сняты», – заявила она. Лагеря, не надеясь на открытие, всё же продолжают получать санитарные заключения. 718 их уже имеют, а это 88%. Сейчас сотрудники лагерей проходят санитарную аттестацию. Обучение идёт дистанционно. По каждому муниципалитету составлена смета – сколько нужно денег, чтобы обеспечить лагеря всеми необходимыми материалами для защиты и дезинфекции. «Сейчас вся информация находится в министерстве финансов», – сказала Татьяна Плетан. Сумма дополнительных «коронавирусных» затрат – около 190 млн рублей.

«Открытие лагерей дневного пребывания не рассматривается даже в отдалённой перспективе?» – спросила депутат Ольга Безродных. Татьяна Плетан сообщила, что вопрос рассматривался не один раз, предлагалось открывать лагеря в зависимости от зонирования территорий. Там, где коронавируса почти нет, можно было бы открыть лагеря при получении положительного санитарного заключения. «Сегодня 19 июня, а у вас в докладе прозвучало, что открытие летних оздоровительных лагерей возможно только на третьем этапе, – сказал депутат ЗС Леонид Усов. – Не получится ли так, что будут затрачены силы, средства, летний сезон закончится, а летние оздоровительные лагеря так и не откроются?» «Думаю, что такие опасения есть у всех, потому что никто не может посчитать, когда мы войдём в третий этап, когда мы его завершим, – сказала Татьяна Плетан. – Но у нас есть надежда на то, что мы сможем провести оздоровительные мероприятия на базе санаторно-курортных учреждений и лагерей с дневным пребыванием. У нас их не так много, расположены они в основном в Братске, Ангарске, Усть-Илимске. Начиная с сентября, октябрь, ноябрь и декабрь».

Депутат Артём Лобков напомнил, что при подготовке летней оздоровительной кампании обсуждался вопрос себестоимости отдыха, насколько путёвка обеспечена финансированием. Рост цен привёл к тому, что путёвка продавалась на грани себестоимости. Сейчас же из-за требований Роспотребнадзора себестоимость путёвки выросла. «Какие-то решения будут приняты по дополнительному финансированию или пересмотру стоимости путёвки?» – спросил депутат. Татьяна Плетан сообщила, что вопрос будут брать в разработку, но процедуры изменений настолько длительные, что, вероятнее всего, все сроки выйдут. Артём Лобков предложил всё-таки выделить средства – если не через стоимость путёвки, то по целевым направлениям – на обеспечение лагерей. «Мы разговаривали с руководителями лагерей и санаториев. Те требования, которые по документам Роспотребнадзора предъявляются, – это всё не было просчитано, и средства необходимо где-то брать, – сказал он. – И у муниципальных лагерей, и у санаториев такой возможности просто нет. И я уже знаю, что некоторые учреждения отказались от участия в летней оздоровительной кампании именно в связи с этим».

Спикер ЗС Александр Ведерников отдельно зачитал в проекте решения следующий пункт: «Рекомендовать правительству Иркутской области рассмотреть возможность выделения денежных средств из резервного фонда Иркутской области. Они должны пойти на мероприятия по приобретению большого числа дозаторов-антисептиков, бесконтактных термометров, облучателей, рециркуляторов воздуха, средств индивидуальной защиты для персонала, дополнительных дезсредств». «Мы всё это предлагаем приобрести за счёт резервного фонда, а не за счёт увеличения стоимости путёвки и перекладывания этой нагрузки на родителей», – сказал Александр Ведерников.

«Ничего у нас не купировано»

Второй вопрос муниципального часа касался медицинских кадров и оборудования, доступности медицинской помощи в отдалённых районах. «21 июня отмечается День медицинского работника, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – От имени депутатов Законодательного Собрания, Дум муниципальных образований поздравим медиков, пожелаем им здоровья, пусть его всегда хватает, чтобы помогать нам в трудное время распространения коронавирусной инфекции».

Сегодня в Иркутской области 8819 врачей, 21 371 человек – средний медперсонал. На 10 тысяч населения приходится 29,8 врача и 88,5 специалиста со статусом «среднего медперсонала». Это обычные показатели для СФО, но не хватает медиков на селе, несмотря на работу программ «Земский доктор», «Земский фельдшер». В 2019 году на эти цели было выделено 89 млн рублей. 84 врача и 10 фельдшеров уехали работать в далёкие территории. В этом году финансирование составило 210 млн рублей, планируется привлечь 95 врачей, 20 фельдшеров. Врачи, прибывшие работать в труднодоступные территории, с 2020 года получат единовременную выплату в размере 1,5 млн рублей, фельдшеры – 750 тыс. рублей.

Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая, выступая перед депутатами, заявила, что сейчас ведётся целевая подготовка кадров в медуниверситете. В 2019 году на повышение квалификации кадров было выделено 13 млн рублей, в 2020 – 10 млн рублей. В 2020 году прошла большая переподготовка врачей в связи с коронавирусной инфекцией. 9,8 млн рублей в 2019 году ушло на поддержку студентов-целевиков и отличников, в нынешнем году на это запланировано 13,3 млн рублей. Сейчас минздравом подготовлена программа модернизации оказания медпомощи первичного звена на 2020–2024 годы. Проект направлен в Минздрав России и был одобрен. Утверждение программы в связи с коронавирусом перенесено с июля на декабрь 2020 года.

Вопрос обеспечения больниц привозным кислородом волновал депутата Думы Иркутска Григория Вакуленко. Как оказалось, во многие больницы Иркутска для кислородных линий необходимо подвозить кислород в баллонах. Если возникнет критическая ситуация и нужно будет подключать сразу несколько аппаратов ИВЛ, запасов кислорода может хватить лишь на несколько часов. Кроме того, остро стоит вопрос безопасности кислородных рамп, которые находятся в непосредственной близости от лечебных учреждений. По мнению депутата, больницы, которые активно используют кислород, нужно оборудовать отдельными автономными кислородными концентраторами. По словам Голенецкой, развитие направления планируется, формируется программа, однако и сегодняшние кислородные линии пока соответствуют всем стандартам. Сейчас на аппаратах 22 человека, задействовано пока 5% приборов, которые были рекомендованы для лечения больных с коронавирусом. Предложения Григория Вакуленко тем не менее были включены в проект решения ЗС.

«После прослушивания докладов министерства здравоохранения у меня создаётся впечатление, что то ли я нахожусь не в Иркутской области, то ли насколько отдалённый наш район, что о нём не знают, – сказал председатель Думы Усть-Кутского района Валерий Носовко. – Статистика говорит, что меры, принимаемые по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, недостаточны. У нас на 10 тысяч населения в 10 раз больше больных, чем в Иркутске. Хочется, чтобы обратили внимание на наш район. Мы в абсолютных цифрах скоро Иркутск догоним. Да, приезжал губернатор, доложено, что заболевание у нас купировано. Но цифры говорят об обратном. Ничего у нас не купировано, меры недостаточные. У нас чрезвычайная ситуация, которая требует чрезвычайных мер». В Усть-Куте 839 заболевших, это второй показатель по области после Иркутска. Валерий Носовко считает, что в Усть-Кут надо направить представителей минздрава, Роспотребнадзора, а не крохотную бригаду из четырёх врачей-специалистов, которые сейчас там работают. Он потребовал, чтобы в проект постановления ЗС внесли пункт о том, что меры, принимаемые миздравом, недостаточны как по коронавирусу, так и по строительству ФАПов в отдалённых территориях, например в посёлке Верхнемарково. Он призвал депутатов потребовать от минздрава принятия чрезвычайных мер по противодействию коронавирусу. Елена Голенецкая посчитала, что представитель Усть-Кута излишне резок. По её мнению, Усть-Куту уделяется достаточно внимания – к 4 врачам там присоединились ещё 6 медсестёр и «ведущий эпидемиолог». ЧС минздрав в Усть-Куте не видит, а видит «стабилизацию ситуации». ФАП в посёлке Верхнемарково запланирован к строительству в 2020 году. Валерий Носовко заявил, что у него лежит письмо от главы Верхнемарково, который утверждает, что с 2017 года к ним никто не приезжал и их судьбой чиновники не интересуются. Александр Ведерников заявил, что эта информация будет донесена до врио губернатора Игоря Кобзева на оперативном штабе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры