издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Годы смерти у всех совпадают…

На мемориале под Пивоварихой установили шесть стен памяти. Скоро их облицуют гранитными плитами с фамилиями расстрелянных

Мастер по обработке камня Станислав Разваляев склоняется над рабочим верстаком. На нём защитная спецовка, на голове маска, защитные очки и респиратор. Всё кругом покрыто слоем каменно-бетонной пыли. Серое облако висит в воздухе, его пробивает свет яркой лампы. В руках у мастера щётка, которой он проводит по гранитной плите, сметает слой серой пыли. Из-под неё проступают слова. Это фамилии расстрелянных во время сталинских репрессий 1937–1940-х годов.

Фамилии мастер только что нанёс на гранитную плиту размером примерно 80 сантиметров в длину и 60 в ширину. На одной плите помещается восемь фамилий в алфавитном порядке. Напротив каждой из них две даты: год рождения и смерти. И если даты рождения у всех разные, то годы смерти совпадают – 1937-й или 1938-й.

Гранитные плиты для стены памяти

Гранитными плитами облицуют шесть стен памяти, которые установят на мемориале под Пивоварихой в Иркутском районе. Здесь в 1989 году обнаружили братские могилы расстрелянных во время красного террора 1937–1940-х годов. Сколько людей в них покоится, до сих пор неизвестно. На плиты нанесут 12 591 фамилию.

Станислав Разваляев использует старый способ гравировки. Пескоструйная станция заправляется гранатовым песком, струя которого под высоким давлением разрушает верхний слой камня. На плите постепенно проявляются буквы и складываются в фамилии. На работу с одной плитой у Станислава уходит 10 минут. Нужно заполнить полторы тысячи табличек. К работе он приступил 19 октября, закончить должен к Новому году.

В июле 2020 года первый заместитель руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Анна Турушева обещала, что все работы по благоустройству на мемориале завершатся к октябрю. Сроки окончания реконструкции мемориала под Пивоварихой переносят не в первый и даже не во второй раз. Но хочется надеяться, что в последний.

Трудный разворот

У иркутского мемориала непростая судьба. Долгое время его не могли привести в порядок и решить вопросы с землёй. В 2015 году, накануне губернаторских выборов, он и вовсе оказался в центре скандала. Тогда губернатор Сергей Ерощенко планировал запустить большой проект по развороту взлётно-посадочной полосы иркутского аэродрома, который находится как раз около мемориала. У общественников возникли опасения, что новая взлётка пройдёт буквально «по костям». Несмотря на официальные опровержения со стороны «Серого дома», убедить активистов в обратном так и не удалось.

Кто был прав в этом споре, мы не узнаем уже никогда. Сергей Ерощенко проиграл выборы, а пришедший ему на смену коммунист Сергей Левченко провалил проект реконструкции аэропорта. Новая воздушная гавань в Иркутске не появилась, зато вокруг этой истории возникло несколько дел, которые возбудили надзорные органы. В частности, УФАС признало правительство и губернатора виновными в попытке ограничить конкуренцию. Сергея Левченко оштрафовали за выбор инвестора без конкурса.

Не взлетели

Когда Сергей Левченко пришёл к власти, он сразу пообещал отреставрировать мемориал. А в 2016 году добавил, что сделает это за счёт спонсоров, бюджет не потратит ни копейки. В самом деле, вскоре 60 млн на реконструкцию мемориала подарило ООО «Система управления», входящее в группу компаний «Новапорт». Последнему Левченко хотел без конкурса отдать строительство нового терминала аэропорта.

По странному стечению обстоятельств желание творить добро одолело структуры «Новапорта» как раз в период кулуарных переговоров с Левченко. Поскольку деньги использовались из внебюджетных источников, подрядчика выбрали без конкурса. И надо же такому случиться, что контракт на выполнение благоустройства отдали компании «СтальКон». Даже название звучит почти как ЗАО «Стальконструкция», семейное предприятие Левченко.

Как сообщают открытые источники, «СтальКон» принадлежит Денису Савчуку. Его называют давним другом Андрея Левченко. Кроме «СтальКона» у Савчука имеется около десятка других структур. Среди них ООО «Сибирская лесная компания», два рекламных агентства – ООО «Рупор»  и ООО «Спутник», которые активно участвуют в выборных кампаниях коммунистов.

Когда журналисты «ВСП» вместе с общественниками побывали на мемориале в конце сентября 2019 года, от присутствия строителей остались только два котлована. В пустой бытовке шелестели на ветру старые документы ЗАО «Стальконструкция», ООО «Ангарскстальконструкция», ООО «Иркутскстальконструкция». Всё это предприятия семьи Левченко.

Договор со «СтальКоном» подписали в сентябре 2018 года с перечислением подрядчику аванса в размере 18,2 млн рублей. Все работы должны были выполнить к апрелю 2019 года, потом сроки перенесли на осень. А потом стало известно о возбуждении уголовного дела о мошенничестве и хищении денег у Центра сохранения наследия.

Примечательно, что мы бы никогда ни о чём не узнали, если бы подрядчик просто взял и выполнил свои обязательства. Но этого он сделать не смог, даже если очень хотел.

Почему не выполнили контракт

По проекту, который подготовил Центр сохранения наследия, на мемориале предполагалось построить здание информационного центра, звонницу, стены памяти, проложить инженерные сети и сделать благоустройство. Но, когда начались земляные работы, вдруг выяснилось, что строительство новых объектов не согласовано с Росавиацией и они будут мешать работе аэронавигационного оборудования. Строительство запретили.

Между тем деньги уже были перечислены подрядчику. Что случилось с ними потом, доподлинно неизвестно. В любом случае начались оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых сотрудниками МРО (ПК) УЭБиПК ГУ МВД России было установлено, что в период с 04.09.2018 по 22.05.2019 неустановленные лица, в том числе сотрудники ООО «СтальКон», совершили хищение денежных средств ОГАУ «ЦСН» в размере 18 203 685 рублей, что являлось 30-процентным авансом по договору генерального подряда № 18/В/2018 от 04.09.2018, заключённому на выполнение работ на мемориале.

30 июля 2019 года по этому факту ОВД СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере. ООО «СтальКон» деньги вернуло за исключением средств, затраченных на рытьё двух котлованов.

В пресс-службе МВД сообщили, что дело завершено и отправлено на проверку в прокуратуру. После этого, скорее всего, оно будет закрыто. К ответственности никто привлечён не будет. Деньги возвращены на счета ЦСН. Даритель не выразил желания забрать их назад, поэтому они остались на счетах учреждения. В пресс-службе правительства области отметили: средства пойдут на реализацию нового, откорректированного проекта.

Кстати, второй транш из обещанных 60 миллионов в своё время так и не был перечислен. В итоге никто из участников этой истории так и не достиг своих целей. Инвестор не получил без конкурса проект, Левченко – инвестора, который ему многим обязан, «СтальКон» прямо из рук упустил лёгкий контракт. Но самое главное, что Иркутск не получил аэропорт, а мемориал – реконструкцию. Зато все получили урок: не нужно использовать кривые схемы. И уж тем более не стоит делать бизнес на костях невинно убитых людей.

40 тысяч репрессированных

Работы на мемориале возобновились нынешней осенью. По словам руководителя областной Службы по охране объектов культурного наследия Виталия Соколова, на территории уже поставили часовню с колоколом. Сейчас завершают её отделку. Построили беседку, проложили дорожки и возвели шесть стен памяти. Именно они будут облицованы гранитными плитами, на которых делает надписи Станислав Разваляев.

Пока удалось установить, что из 12 тысяч человек, чьи фамилии будут нанесены на Стены памяти, под Пивоварихой было захоронено от 3,5 до 5 тысяч человек. Сколько людей покоится на территории мемориала, до сих пор точно неизвестно. По некоторым оценкам, здесь может покоиться от 10 до 20 тысяч человек. Историк, археолог Евгений Инешин отмечает, что в Иркутске было вынесено как минимум 11 тысяч смертных приговоров. По данным Виталия Соколова, в Иркутской области в 1937-1938 годах было репрессировано около 40 тысяч человек, из них 25 тысяч – расстреляно.

Расстреливали людей в разных местах, в том числе в Киренске, Бодайбо, Александровском централе, около затопленной позже деревни Ново-Разводная. На стены памяти нанесут фамилии людей независимо от места гибели. Списки взяты из Книг памяти жертв политрепрессий, которые были составлены по архивным материалам в 1990-х годах. В сентябре 2020 года они были опубликованы на сайте Службы сохранения наследия. За это время родственники погибших добавили в списки 101 фамилию. На плитах оставлены пустые места, чтобы списки со временем можно было дополнить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры