издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лекарственная недостаточность

Почему возник дефицит противовирусных препаратов в Иркутской области, и как с ним планируют бороться

Дефицит противовирусных препаратов в Иркутской области ощущается по-прежнему: наиболее востребованные лекарства не найти в большинстве аптек. Поставки на прошедшей неделе не покрывали имеющуюся потребность. Тем не менее есть договорённость с тремя ведущими российскими производителями о производстве дополнительной партии «Гриппферона» для нужд региона. Об этом стало известно на заседании депутатского штаба по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции при Законодательном Собрании Иркутской области. Там же прозвучали предложения создать резервный фонд лекарств и возродить сеть государственных аптек со своими складами.

Зависимость прямая: как только число заболевших COVID-19 пошло в рост, с прилавков аптек начали исчезать противовирусные лекарства. «Ситуация с наличием указанной группы лекарственных препаратов оставалась стабильной в сентябре и до середины октября, – сообщила заместитель руководителя территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области Ирина Лаптева. – Резкое снижение запасов «Гриппферона», умифеновира, то есть «Арбидола», и азитромицина в аптеках Иркутской области и на складах отмечено с 17 октября». Ажиотажный спрос превзошёл все ожидания.

Прежде чем решить проблему с дефицитом лекарств в аптеках, специалисты территориального органа Росздравнадзора рассчитали ориентировочную потребность в лекарствах. Исходили из данных за май-июнь 2020 года, когда в области действовали жёсткие ограничения, которыми хотели остановить распространение коронавируса. Но реальный спрос в октябре оказался выше в 3–5 раз.

«По сути, месячный запас исчез из аптек за неделю, – заметила исполняющая обязанности министра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая. – Люди покупали впрок, на всякий случай: может быть, лекарства никогда и не понадобятся, но пусть лежат». В день, когда верстался номер, официальный сайт единой справочной аптек Иркутска однообразно отвечал на запросы с названиями наиболее распространённых противовирусных препаратов: «Ничего не найдено! Пожалуйста, свяжитесь с операторами!» Другие онлайн-сервисы указывали, что, к примеру, «Гриппферон» есть в наличии в нескольких торговых точках города, но единственное предложение забронировать упаковку препарата подрывало доверие к этой информации. «С понедельника я занимаюсь покупкой некоторых препаратов, потому что у моих родственников подтвердился диагноз «коронавирус», – рассказал на заседании штаба депутат ЗС Антон Красноштанов. – Из шести препаратов, названия которых врач отправил по смс, я за три дня нашёл только два: азитромицин и «Ксарелто». За вчерашний день я и моя супруга объехали 16 аптек, витамин С мы не могли купить. Вместе с [депутатом Евгением] Сарсенбаевым искали азитромицин, я в Иркутске, он в Ангарске. Нашли только в одной аптеке в Юбилейном, там было всего четыре упаковки».

Такая же ситуация наблюдается и в других городах Иркутской области. Это подтверждают данные мониторинга, который 27 октября провели «единороссы» по инициативе регионального штаба партийного проекта «Народный контроль». Проверили 126 аптек в Иркутске, Ангарске, Братске, Бодайбо, Вихоревке, Саянске, Тулуне, Усть-Илимске, Усть-Куте, Балаганске и посёлках Братского, Зиминского, Осинского и Усть-Илимского районов. «Если обобщить результаты, можно сказать, что во всей аптечной сети практически отсутствуют популярные противовирусные препараты и антибиотики, – констатировал депутат ЗС Артём Лобков. – «Арбидол», «Гриппферон», азитромицин, «Амиксин», «Ингавирин» и левофлоксацин присутствуют в одной аптеке из десяти, из противовирусных препаратов «Кагоцел» есть в большом количестве аптек». «Арепливир», специально разработанный для лечения COVID-19 и зарегистрированный по ускоренной процедуре, нашли только в одной точке в Ангарске. «Коронавир» в двух – в Иркутске и Усть-Куте. А тот же «Авифавир» вовсе не удалось обнаружить в продаже.

«Наша промышленность не справляется»

Такая ситуация, на первый взгляд, сложилась из-за ажиотажного спроса на противовирусные лекарства, вызванного паническими настроениями на фоне второй волны коронавируса. Но в Росздравнадзоре указывают на существующие недостатки системы распространения медицинских препаратов. «Их наличие и ассортимент в аптечных организациях определяют руководители самих организаций, – подчеркнула Лаптева. – Сегодня действующим законодательством утверждён минимальный ассортимент лекарственных препаратов, который все аптечные организации обязаны иметь вне зависимости от формы собственности». Если брать противовирусные и антибактериальные средства, то в этот перечень включены «Кагоцел», «Осельтамивир» или «Тамифлю», «Арбидол», амоксициллин и ципрофлоксацин. В то же время в нём отсутствует азитромицин.

Возможности повлиять на формирование ассортимента у властей Иркутской области практически нет: большинство аптек в регионе являются частными. Из 1174 аптек только 144 являются структурными подразделениями муниципальных предприятий. Самая развитая сеть – в Иркутске. В Усолье-Сибирском функции местного аптечного оператора фактически взяло на себя частное АО «Надежда-Фарм», в Нижнеудинске после закрытия муниципальной аптеки № 19 они перешли к ООО «Исток». При этом львиная доля аптек в регионе в целом принадлежит федеральным сетям. Местные – это «Фармэконом», «Фармэкспресс» и «Эко-хим».

«Наша промышленность, к сожалению, не справляется с тем валом заявок, которые поступают из регионов, – добавила заместитель генерального директора Иркутской областной оптово-снабженческой аптечной базы Наталья Федоренко. – У национальных дистрибьюторов – это вертикально интегрированные компании, которые в основном представлены на территории Иркутской области, – практически все склады находятся в Москве. И они получают недостаточно лекарственных средств для того, чтобы обеспечить население региона». Так, вечером 27 октября в область отгрузили 5 тысяч упаковок «Арбидола». Объём поставок, которые прогнозируются до 3 ноября, составляет 25% от необходимого.

«Мы должны держать неприкосновенный запас»

В связи с этим решено направить в правительство России предложение о квотировании отгрузки лекарств для лечения коронавируса. Есть договорённость с ОАО «Синтез», АО «Фармстандарт» и ООО «Фирн М» о производстве специально для нужд Иркутской области 19 тысяч упаковок «Гриппферона». Но поставка задержалась из-за требований по маркировке препарата, на который не распространяется упрощённый порядок ввода лекарственных средств в гражданский оборот. «Ждём решения Росздравнадзора, чтобы, может быть, с помощью Минпромторга России отправить его в сторону Иркутской области, – прокомментировала Федоренко. – Обращение об этом мы направили через губернатора региона Игоря Кобзева» (по состоянию на минувший день, вопрос решён. – Прим. ред.).

Заместитель руководителя областной аптечной базы также предложила создать в Приангарье резервный фонд лекарств, аналогичный коечному фонду или запасу мягкого инвентаря. По её мнению, это должен быть «какой-то возобновляемый» перечень препаратов. Председатель комитета по законодательству о здравоохранении и социальной защите ЗС Александр Гаськов, в свою очередь, выдвинул идею воссоздать в Иркутской области «гарантированную» государственную аптечную сеть. «В советское время это всё было, ничего нового здесь нет, – подчеркнул он. – Мы должны держать неприкосновенный запас».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры