издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оттенки слова «нельзя»

Федеральные власти пересмотрели перечень запретов для Центральной экологической зоны озера Байкал

Правительство России утвердило новый перечень видов деятельности, запрещённых в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Во многом он повторяет список, действовавший с 2001 года, но какие-то ограничения ослаблены в рамках «регуляторной гильотины», призванной облегчить жизнь местного населения и предпринимателей. Прописанные в перечне исключения, в частности, позволяют легально реконструировать ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, оставив её работать на угле, и вырубать лес при реконструкции Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

Новый перечень запретов, действующих на Байкале, в его водоохранной зоне и на прилегающих особо охраняемых природных территориях, был утверждён под занавес уходящего 2020 года. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление 31 декабря. Сам список составили в соответствии с принципом «регуляторной гильотины», введённым в 2019 году правительством Дмитрия Медведева. Иными словами, список запрещённых видов деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, как и другие ограничения для бизнеса, ревизовали, чтобы выяснить, насколько он соответствует современным реалиям.

Когда документ ещё только разрабатывали, в пояснительной записке к нему содержалось объяснение: предыдущий перечень, действовавший с 2001 года, нужно изменить «в целях обеспечения жизнедеятельности лиц, развития рекреационной и туристической деятельности» на Байкале. В частности, на практике есть необходимость строить здания и сооружения в границах населённых пунктов, расположенных в Центральной экологической зоне. Или разрешить добычу минеральных, термальных и радоновых вод для создания бальнеологических курортов. Какие-то запреты предлагали отменить для того, чтобы в определённых случаях обеспечить возможность использования авиации для борьбы с вредителями леса или проведения взрывных работ при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.

Такая инициатива – пересмотреть список ограничений и где-то его ослабить – вызвала неоднозначную реакцию. Когда летом 2020 года прошли общественные обсуждения проекта правительственного постановления, за предложенную редакцию проголосовали только 22 человека. А против выступили 11 125 человек. «Мы надеемся, что Минприроды прислушается к мнению общественности, науки, депутатов Государственной Думы и внесёт предлагаемые поправки в проект постановления об утверждении перечня, – прокомментировал итоги кампании руководитель программы «Гринпис» по особо охраняемым природным территориями Михаил Крейндлин. – Ведь уникальное озеро Байкал, объект всемирного природного наследия, содержит 20% мировых запасов пресной воды. Озеро может в значительной степени утратить свою выдающуюся уникальную ценность и попасть в позорный для любой цивилизованной страны перечень объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой».

Всё старое и немного нового

Часть замечаний со стороны общественников и учёных в итоге учли. Однако остались и некоторые из тех послаблений, против которых они выступали. В целом перечень видов деятельности, запрещённых в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, остался прежним. На берегах озера по-прежнему нельзя добывать сырую нефть и природный газ, радиоактивные и металлические руды. Запрещены заготовка живицы, выделка кожи и меха, а также организация целого ряда производств: химических, металлургических, целлюлозных и т. д. То же касается оптовой торговли твёрдым, жидким и газообразным топливом. Запрещена и вырубка кедровых лесов за исключением санитарно-оздоровительных мероприятий. Остались в перечне и пункты, связанные с утилизацией отходов и отведением сточных вод, а также испытаниями, уничтожением и захоронением систем вооружения, военной техники и боеприпасов.

Помимо этого не допускается деятельность внутреннего водного транспорта сразу по нескольким направлениям. Первое – использование судов за исключением маломерных, которые не оборудованы устройствами по сбору и сдаче нефтесодержащих, льяльных и хозяйственно-бытовых отходов. Второе – перевозка по воде нефтепродуктов, удобрений, пестицидов и ядовитых веществ. Третье – использование плавучих средств в трёхкилометровой зоне от лежбищ нерпы и нерестилищ ценных видов рыб в период нереста. Исключение распространяется на суда, которые задействованы в охране, мониторинге и воспроизводстве водных биологических ресурсов, аварийно-спасательных работах и познавательном туризме. Четвёртое направление – сплав древесины по Байкалу. Кроме того, запрещён и сплав леса по рекам, впадающим в озеро.

Другой запрет, перекочевавший из ранее действовавшего перечня, касается акклиматизации животных и водных биоресурсов, которые не характерны для экосистемы Байкала. Он действует и в отношении исследований и разработок в области естественных и технических наук, которые подразумевают использование генной инженерии, акклиматизацию «чужаков» и применение ядерно-взрывных технологий. Один из новых запретов распространяется, к примеру, на реконструкцию и техническое перевооружение объектов, в результате которых эти объекты становятся особо опасными.

Исключительная инфраструктура

Существенной части запретов, в свою очередь, коснулась «регуляторная гильотина» – в постановлении прописали исключения из них, призванные облегчить жизнь местного населения, предпринимателей и крупного бизнеса. Так, сплошные рубки леса по-прежнему не разрешены, однако их можно проводить при строительстве и реконструкции объектов, необходимых для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, небольшие участки которых проходят по северу и югу Прибайкалья.

Запрещены и дноуглубительные работы на озере Байкал и в руслах нерестовых рек, а также в их водоохранных зонах. Но есть два исключения. Первое – работы, которые проводятся в целях эксплуатации, строительства, реконструкции, содержания и ремонта причалов и других объектов внутреннего водного транспорта и водных транспортных путей. Конечно, в том случае, если они находятся вне мест нереста и зимовки особо ценных видов рыб и мест размножения омуля, нерпы и других видов животных и растений, распространённых только в Байкале или занесённых в федеральную и региональные Красные книги. Второе исключение состоит в том, что дноуглубительные работы разрешены на горных реках в границах зоны чрезвычайной ситуации, если это необходимо для селезащитных и противопаводковых мероприятий. При этом должно обязательно учитываться их влияние на гидрологический режим и экологическое состояние рек.

Производство энергии в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории тоже запрещено с рядом оговорок. Разрешают его, к примеру, в том случае, если для выработки электричества и тепла используются возобновляемые источники – ветер, солнце, вода и термальные воды, биогаз и биомасса. Правда, на гидроаккумулирующие станции это исключение не распространяется. В то же время разрешена работа генерирующих объектов на ископаемом топливе мощностью до 150 кВт и резервных источников энергии. Ещё одна оговорка касается уже существующих генерирующих объектов, которые эксплуатируются по состоянию на 1 января 2021 года, и станций, созданных в ходе их реконструкции, модернизации и технического перевооружения. Это сделано в том числе для того, чтобы можно было легально построить новый источник теплоснабжения Байкальска взамен предельно изношенной ТЭЦ БЦБК, оборудование которой слишком мощное для нужд небольшого города, оставшегося без крупного промышленного предприятия. По той же причине из запрета на строительство и реконструкцию технически сложных и особо опасных объектов сделано исключение для тех из них, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением воды при температуре нагрева свыше 115 градусов Цельсия. Это ограничение не распространяется на объекты газораспределительной системы, здания и сооружения водного транспорта, инфраструктуру для сбора, транспортировки и обезвреживания вновь образующихся отходов и централизованных систем канализации, объекты внеуличного транспорта, тепловые и электрические сети. Ещё одно исключение касается авиации – её можно использовать для обработки лесов от паразитов в границах зоны ЧС федерального или регионального характера, связанной с массовым поражением леса болезнями или вредителями.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры