издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральное направление

Власти Иркутска продолжают реконструкцию дорог, чтобы разгрузить городские улицы

17 участков автодорог в Иркутске будет отремонтировано в нынешнем году. Из бюджетов всех уровней на это запланировано почти 1,5 миллиарда рублей. Ремонт пройдёт в том числе на улицах, которые разгрузят наиболее напряжённые городские магистрали. Кроме того, город приводит в порядок дороги, ведущие к обходам областного центра. На 2021 год запланировано проектирование южного обхода Иркутска, он пройдёт от посёлка Маркова до Мельничной пади. Планируется также подготовка проекта северо-западного обхода, его трасса пройдёт от деревни Малая Еланка до посёлка Хомутово.

Масштабные ремонтные работы нынешней весной начнутся на улице Верхней Набережной. Проект реконструкции магистрали готов, на 2021 год запланирован первый этап – участок от начала улицы Верхней Набережной до дома № 107. Проезжая часть дороги расширится на метр, будет две полосы по три метра. Будет устроена ливневая канализация, с двух сторон появятся тротуары и велодорожка.

Этот участок станет частью общей концепции, согласно которой доехать на велосипеде или дойти пешком по набережной можно будет от бульвара Гагарина, островов Юность и Конный до плотины ГЭС. Параллельно начинаются берегоукрепление и благоустройство этого участка набережной. Улица Верхняя Набережная возьмёт на себя часть автомобильного трафика в этом районе и разгрузит Байкальскую.

В нынешнем году продолжится реконструкция путепровода на улице Джамбула. Срок окончания контракта – 2023 год, но подрядчик идёт с опережением графика. Поэтому ожидается, что ремонт путепровода будет завершён раньше – в 2022 году. Чтобы автомобилистам было удобнее двигаться в этом районе, проведена реконструкция улицы Набережной Иркута, проезжую часть расширили до трёх полос.

Нынешним летом будет открыта для движения отремонтированная сторона путепровода. Вместо двух полос начнут работать три: две в сторону центра и одна – в Ленинский район. По расчётам городских властей, пробок на путепроводе станет меньше уже после открытия трёх полос. А всего после реконструкции для автомобилистов будет доступно шесть полос.

По полосе в обе стороны будет выделено для общественного транспорта. Они станут продолжением выделенных полос, которые планируется обустроить на всём протяжении улицы Трактовой. В нынешнем году её ждёт масштабная реконструкция. По обе стороны дороги будут обустроены тротуары, появится велодорожка.

Путепровод перед станцией Батарейная – следующий на очереди. Его состояние близко к аварийному. Этот путепровод не получится ремонтировать по половине, как это делают на Джамбула. Его будут закрывать и восстанавливать целиком. Капремонт путепровода начнётся в нынешнем году и закончится в 2022-м.

К моменту закрытия путепровода необходимо отремонтировать участок дороги рядом с Батарейной. В 2016 году отремонтировали участок от Московского тракта, в нынешнем году запланирован отрезок от улицы Блюхера до станции Батарейная. На время ремонта путепровода эта дорога будет единственным вариантом для въезда в микрорайон, поэтому магистраль срочно нужно привести в порядок. В феврале ожидается корректировка бюджета, на эту дорогу будет выделено дополнительно шесть миллионов рублей.

В нынешнем году будет проведена реконструкция участка длиной 600 метров в районе улиц Ушаковской, Северной, Карбышева в Правобережном округе. Там часто происходят аварии из-за извилистой дороги, зажатой между частными домами. Городская администрация заключила соглашения с собственниками 15 участков, земля переходит в собственность города. После этого планируется снести дома и на этом месте проложить ровную дорогу. За строительный сезон нынешнего года планируется завершить реконструкцию данного участка. В это же время пройдёт масштабный ремонт улицы Баррикад на участке от Маратовского кольца до улицы Ушаковской.

Реконструкция ждёт и окружной проезд в микрорайоне Солнечном. Улица Маршала Жукова превратится в бульвар с обустроенными тротуарами, велодорожками и дополнительными парковками. На реализацию этого масштабного проекта запланировано больше 80 миллионов рублей.

В прошлом году завершился капитальный ремонт улицы Култукской. Под полотном была смонтирована система ливневой канализации. Дальше её ветви пройдут по близлежащим улицам. В 2021 году – по Советской, в 2022 году – по Красноярской. Работы идут поэтапно. Сначала разрабатывается проект устройства ливневой канализации, потом она монтируется. Затем идёт реконструкция дорожного полотна. В центре в нынешнем году в порядок будет приведена улица Каландаришвили на участке от Желябова до Карла Маркса. Улица Горная будет отремонтирована от Байкальской до Карла Либкнехта. Там будут обустроены тротуары и велодорожки, а также дополнительные парковки. На улице Ярослава Гашека в центре города планируется обновить тротуары.

Кроме того, в нынешнем году власти планируют также отремонтировать улицы Мелентьева, 7-ю Советскую, Франк-Каменецкого (там появится велодорожка), Профсоюзную на участке от Терешковой до Звездинской, Шмидта – от Профсоюзной до Лермонтова. В планах на 2021 год – поменять верхний слой асфальта на Академическом мосту. После его ввода в эксплуатацию в 2013 году строители войдут на него впервые. Ремонты пройдут на улице Украинской и в переулке Восточном в Ново-Ленино.

Кроме того, муниципалитет заключил контракт на проектирование плана реконструкции Лермонтовского транспортного узла. До конца 2021 года проектная организация представит план реконструкции развязки левобережного съезда с Академического моста. По задумке, новая схема в два раза снизит транспортную загруженность, позволит грамотно развести потоки во все прилегающие районы и оборудовать выделенные полосы для общественного транспорта.

Если раньше при благоустройстве городских улиц во главе угла был автомобиль, то сейчас городские власти заявляют о смене приоритетов. В центральной части города и на магистральных улицах приоритет отдаётся пешеходу и велосипедисту. На втором месте по приоритетам общественный транспорт. На третьем месте – автомобиль. Именно такой подход используют сейчас города Европы и российские мегаполисы.

Как и всё новое, иркутяне с недоверием восприняли новые модели организации инфраструктуры. Много было возмущения, когда в 2020 году обустроили улицу Фурье: сузили проезжую часть, проложили широкие тротуары и велодорожку. На участке Красноказачьей и Советской сузили проезжую часть, с двух сторон обустроили тротуары, сделали парковки. Люди стали высказывать недовольство: «Почему сузили дорогу? Было 9-10 метров, осталось 7».

«Семи метров вполне достаточно для проезда по одной полосе. В Европе ещё больше сужают ширину проезжей части. Это делается для того, чтобы снизить скорость, чтобы водители не могли сильно разогнаться в городе», – говорит начальник отдела развития дорожной и транспортной инфраструктуры администрации Иркутска Руслан Батраченко.

Если идти по старой схеме, когда приоритет в организации движения отдаётся автомобилисту, власти подталкивают горожан к увеличению количества автотранспорта на дороге. Получается замкнутый круг: чем больше дорог строится и ремонтируется, тем больше машин. Следовательно, больше пробок. Теперь решили идти другим путём: на первое место ставить развитие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов и делать всё, чтобы горожане пересели из личного транспорта в общественный.

«Мы понимаем, что требуются колоссальные вливания. Нужно развивать систему общественного транспорта, никто не хочет ездить на забитых людьми «пазиках». Надо вместо них пускать комфортабельные автобусы большой вместимости, чтобы транспорта становилось меньше, обустраивать выделенные полосы. Если люди будут видеть, что на скоростном автобусе добраться до работы или до дома для них быстрее и дешевле, они будут пользоваться общественным транспортом, – говорит Руслан Батраченко и приводит пример. – Я живу в Юбилейном. Сейчас я на машине доезжаю быстрее, чем на автобусе. Если бы я видел, что на автобусе добираться быстрее, я лучше бы сел на автобус и спокойно доехал до своей остановки. Я просчитывал. Сейчас у меня на дорогу уходит рублей 150 рублей в день, на общественном транспорте будет уходить 40 рублей. Разница есть».

В нынешнем году в городе будет обустроена первая выделенная полоса для общественного транспорта на улице Трактовой, мэрия совместно с ГИБДД планирует оборудовать её камерами наблюдения. Тогда водители на легковых машинах не смогут безнаказанно нарушать правила, заезжая на выделенную полосу.

Успешным городские власти считают опыт организации движения на плотине ГЭС. Каждый год в авариях там гибли 3-4 человека. Люди сильно возмущались, когда вместе с ГИБДД мэрия приняла решение снизить допустимую скорость движения с 60 до 40 километров в час. Сейчас водители привыкли к такому режиму. Зато больше чем за год – с октября 2019 года – на плотине ГЭС не случилось ни одного ДТП со смертельным исходом.

Обходы Иркутска

Строить обходные автодороги вокруг Иркутска – ещё один способ снизить напряжение на городских улицах. Сейчас много транзитного транспорта, который мог бы не заезжать в город, двигается по городским магистралям. И это не только большегрузный транспорт, но и тысячи жителей Иркутского района и близлежащих территорий. Ежедневно утром и вечером на подходах к областному центру в пробках встают сотни автомобилистов, а уж если присыпал снег или идёт дождь…Организация таких обходов – полномочие региона, поэтому городская администрация работает в тесном контакте с правительством Иркутской области.

Строительство и запуск транспорта по западному обходу сократят трафик на улицах Иркутска на 30%, позволят направить транзитный транспорт от объездной дороги через реку Иркут к станции Кая. Что разгрузит традиционно напряжённый узел Трактовая – Боткина – Маяковского – Джамбула. Строительство этого объекта оценивается в 14 миллиардов рублей. Именно этот обход самый значимый для Иркутска.

Область рассматривает возведение обходных путей Иркутска с точки зрения улучшения обстановки на региональных дорогах. Выбраны два приоритетных направления – южный и северо-западный обходы.

Южный обход – дорога, которая пройдёт от Маркова до Мельничной пади. Это примерно на 20% сократит трафик с дорог Университетского и Первомайского. Кроме того, южный обход разгрузит улицы, ведущие из города на Мельничную падь, – Захарова, Сечина, микрорайона Юбилейного. Сейчас масштабный проект находится на этапе трассировки и резервирования земельных участков. На ближайшие годы запланировано проектирование. Расчётный срок завершения строительства – 2025 год. Параллельно с этим мэрия планирует построить дорогу от перекрёстка улиц Старокузьмихинской и Академической в микрорайоне Юбилейном. Город приводит в порядок улицы, которые будут примыкать к объездам. В 2018 году отремонтированы улица Костычева, выезд на дорогу на Мельничную падь и тротуары.

Строительство северо-западного обхода тоже находится на этапе предпроектных работ. Трасса пройдёт от деревни Малая Еланка до посёлка Хомутово. Далее этот обход планируется закольцевать с северо-восточным обходом, который пройдёт от Качугского тракта до деревни Бурдаковка.

Пока идёт проектирование объездов, город приводит в порядок подъезды с региональных и федеральных трасс. В 2018 году отремонтировали участок улицы Дорожной на выезде к Голоустненскому тракту. В планах – ремонт дороги, ведущёй к Плишкинскому тракту. В 2019 году город принял её от области в плохом состоянии. На 2021 год запланирована подготовка проекта, в 2022-м – ремонт участка дороги длиной пять километров.

Сейчас нет точных сроков строительства западного обхода. Несмотря на это, город готовится к реализации данного проекта. Есть схема прохождения трассы, понимание, сколько земельных участков необходимо будет изъять. Проводятся ремонты Ново-Ленинской объездной дороги. Планируются реконструкция и расширение путепровода на станции Кая, на который будет выходить западный обход. Проектирование ремонта оценивается в 25 миллионов рублей, разработка документации запланирована на 2022 год, начало строительства – на 2024-й.

Основная задача, на которую работают все технологические решения, связанные с дорогами, – сделать улицы города безопасными для всех участников движения. По государственной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к 2024 году в нормативное состояние должно быть приведено 85% дорог. Второй важный показатель – смертность. Он должен составлять не более четырёх погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель в городе равен шести. В 2020 году на дорогах Иркутска погибли 32 человека. В основном это случаи наездов на пешеходов.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры